Звуковой анализ слова "Лиса"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе.
«Согласный звук Л (Л), буква Л.
Звуковой анализ слова «лиса».»
Воспитатель: Болатчиева Ф.А
Тема:
Согласный звук Л (Л), буква Л.
Звуковой анализ слова «лиса».
Цель: Познакомить с согласными звуками Л (Л), буквой Л.
Задачи:
- учить точно, обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы;
- развивать фонематический слух, внимание;
- закреплять соотношение «звук - буква»;
- развивать мелкую моторику руки;
- пополнять активный словарный запас детей.
Пособия: картинка Лунтика, карточки с буквами, картинки лисы и лука. Раздаточный материал: «найди дорожку», полоски – слоги, карточка-поезд, простые карандаши.
Ход занятия
Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Давайте нырнем вместе с ним в пруд и поможем ему вынырнуть.
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики»: делаем глубокий вдох носом, зажимаем нос и ныряем под воду, задержали дыхание, выныриваем и выдыхаем ртом. (2-3 раза).
Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы будем помогать ему узнавать все новое. Мы научим его подбирать в речи другие слова.
1.Игровое упражнение «Найди другое слово»
Педагог рассказывает детям:
-Папа решил сделать детям качели. Миша принёс ему верёвку. «Нет, эта верёвка не годится – она оборвётся». Миша принёс ему другую. «А вот эта ни за что не оборвётся».
- Какую верёвку сначала принёс Миша? (Тонкую, ветхую.)
- А затем? (Крепкую прочную.)
Папа делал качели летом, Но вот наступила зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лёд. Как сказать по - другому? (Прочный, нехрупкий)
Мороз крепчал (становился сильнее)
- Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом». Значит – сильный, стойкий человек.
2.Повторение пройденного
Ребята, Лунтик нашел вот такие листочки. И не может понять, что на них изображено. Что это? ( Буквы)
- Какая еще есть сестренка у буквы? (Звук)
- Чем буква отличается от звука?
(Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим)
Переворачивают лист и называют букву.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
3.Фонетическая зарядка
1.Как зовут кота – друга двух мышей? (Леопольд.)
2.В кого превратил свою дочь Василису Премудрую Кащей Бессмертный? (В лягушку.)
3.Кого из зверей, несмотря на хитрость и плутовство, в русской народной сказке называют «сестричка»? (Лису.)
4.Что бывает на земле после дождя? (Лужи.)
5.Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
- Какой звук вы слышите в начале слова?
Где находится звук л в словах: полка, лампа, белка, стол, апельсин, липа, дятел, лейка, пол.
4.Звуковой анализ слова ЛИСА
(У доски и индивидуально на карточках.) Сопоставление звуков в слове лиса и слове лук.
- Как вы думаете, почему лиса находится в зелёной рамочке, а лук в синей?
(в слове лиса звук л- мягкий, а в слове лук –твёрдый)
Знакомство со звуками Л (Л)
ФИЗМИНУТКА «Буквой Л расставим ноги»
Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, влево, вправо... Получается на славу. Молодцы!
(Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)
5.Знакомство с буквой Л
Педагог показывает детям картинку «На что похожа буква Л», сопровождая показ словами:
*Алфавит продолжит наш
Буква Л – Лесной шалаш.
*Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
*Дрессировщик буквой машет.
Перед ним лошадка пляшет.
*Клоун с бантом стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л. Показ буквы с помощью рук.
6.Игровые задания по карточкам
*Помоги лисе дойти до ёлки по дорожке из буквы л.
7.Анализ занятия
Чему мы сегодня научили Лунтика?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-374162-1416238079.jpg)
Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-129717-1576688509.jpg)
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-553968-1515511080.jpg)
Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа
В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-620462-1604571735.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990537-1514476491.jpg)
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...