Речевой проект "Буква моего имени" с детьми ОВЗ
творческая работа учащихся по обучению грамоте (подготовительная группа)
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Он открывает для себя совершенно новый мир. Маленький человек находится в состоянии ожидания: ему предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще совсем неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, значительно увеличивается объем интеллектуальной нагрузки). Для того чтобы облегчить переход на новую ступень его развития, важно еще в дошкольном детстве сформировать желание учиться, постоянно узнавать, что – то новое, неизведанное. В этом любознательному человеку, конечно, помогут интересные и умные книги. Но чтобы узнать содержание этих умных книг, ребенок должен научиться читать. А чтобы прочитать даже самое любимое и важное слово «мама», ему необходимо познакомиться с буквами, из которых это слово составлено. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного мира. Но изложить какую – либо мысль письменно и прочитать интересную книгу, мы сможем только, зная буквы алфавита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речевой проект | 1014.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение города Нижневартовска
детский сад № 38 (корпус 2) «Домовёнок»
РЕЧЕВОЙ ПРОЕКТ «БУКВА МОЕГО ИМЕНИ»
Воспитатель:
Хасанова Зилина Юнусовна
г. Нижневартовск 2020
Аннотация
Если хочешь познать истину, начни с азбуки
Актуальность проекта: В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Он открывает для себя совершенно новый мир. Маленький человек находится в состоянии ожидания: ему предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще совсем неопределенное.
Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, значительно увеличивается объем интеллектуальной нагрузки). Для того чтобы облегчить переход на новую ступень его развития, важно еще в дошкольном детстве сформировать желание учиться, постоянно узнавать, что – то новое, неизведанное. В этом любознательному человеку, конечно, помогут интересные и умные книги. Но чтобы узнать содержание этих умных книг, ребенок должен научиться читать. А чтобы прочитать даже самое любимое и важное слово «мама», ему необходимо познакомиться с буквами, из которых это слово составлено.
Практическая значимость проекта.
Акцент проекта направлен на развитие речевых, познавательных и исследовательских умений, т.е. на совокупность тех характеристик, которые являются предпосылками успешной самореализации в будущем. Участвуя в проекте «Буква моего имени», дошкольники получат элементарные представления о появлении букв, узнают имена Кирилл и Мефодий, смогут рассказать, об их деятельности в создании славянской азбуки, научатся самостоятельно изготавливать буквы из различных материалов и разными способами. Родители будут привлечены к сотрудничеству по изготовлению букв, с которых начинаются имена их любимых детей.
Все это способствует развитию познавательного интереса и любознательности дошкольников, повышению их интеллектуального потенциала и подготовке к обучению в школе.
Предложенный проект соответствует установленным требованиям к развивающей работе с детьми дошкольного возраста и имеет высокую практическую значимость. Участие в проекте поможет расширить самостоятельную деятельность детей, научит оценивать результаты своего труда и сравнивать их с поделками своих товарищей.
Реализация проекта «Буква моего имени» была разработана на принципах,
- наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
- сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
- творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить педагогический опыт воспитателей группы, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.
«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)
Конечный результат (обобщенные выводы по проекту):
Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного мира. Но изложить какую – либо мысль письменно и прочитать интересную книгу, мы сможем только, зная буквы алфавита.
Проведенная работа по проекту способствовала:
- Развитию познавательного интереса и любознательности в процессе получения новых знаний и к практическому экспериментированию с ними.
- Формированию навыков мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации в процессе получения знаний, художественного чтения, способствующих развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
- Получению навыков объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
- Развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Воспитанию уважительного отношения к собеседнику.
Во время просмотра мультфильма «Буквы – предки» воспитанники подготовительной группы спросили, кто придумал буквы, откуда они появились?
Постановка проблемы: может, буквы вообще никто не придумывал, они были всегда, как сами люди, земля и горы?
Действия педагога
Созрела необходимость вовлечения детей в обсуждение проблемы, в помощи в определении цели совместной работы, задач, плана действий, распределение заданий.
Методы и приёмы:
- наглядный (использование схем, картинок, презентаций, мультфильмов);
- практический (продуктивная деятельность);
- словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера);
- ответы на детские вопросы, разгадывание загадок;
- частично – поисковые методы (участие детей в коллективном поиске при изготовлении, выборе материала, оформлении поделок).
Объект исследования: буквы русского алфавита
Оборудование:
- материал для игр;
- дидактические игры;
- художественные книги, журналы, хрестоматии, энциклопедии;
- информационные файлы, стенды;
- изобразительные материалы;
- сборка мультфильмов на школьную тему;
- пословицы о трудолюбие, дружбе; замысловатые вопросы;
- посещение библиотеки;
- работа в группе детского сада;
- посещение школы по субботам, школьных классов;
- конспекты занятий, общение, бесед, ситуаций, встреч.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста 6-7 лет, воспитатели, родители.
Паспорт проекта
Тема проекта | «Буква моего имени» |
Образовательная область | Речевое развитие |
Цель | Развитие желания узнать буквы, научиться читать и содействие развитию интеллектуального потенциала детей и их подготовки к школе. |
Задачи | 1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. 2. Изучить буквы родного языка. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе практического экспериментирования с ними. 3. Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной речи. 4. Развивать воображение, мелкомоторные навыки у детей и мотивационную готовность детей к школьному обучению. 5. Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной монологической речи. 6.Привлечь родителей к совместной деятельности, стимулировать активность, заинтересованность в подготовке детей к школьному обучению. 7.Создать условия для творческой самореализации детей и родителей (законных представителей). |
Сроки реализации | февраль – март 2020 год |
Конечный результат (продукт и (или) обобщенные выводы по исследованию) | Выводы: Для педагога: - Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить педагогический опыт, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ. - Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности. Для детей: Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного мира. Но изложить какую – либо мысль письменно и прочитать интересную книгу, мы сможем только, зная буквы алфавита. В результате проделанной работы дети научились соотносить образ буквы с ее графическим изображением, изготавливать буквы из различных материалов, используя разнообразные технологии. - Интересуются чтением и книгами. Самостоятельно выполняют запланированную деятельность. - Умеют работать в коллективе. Для родителей: создана атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и взрослых. Партнёрские отношения родителей и педагогов в совместной организации. |
План работы
Подготовительный:
- составление и обсуждение всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- определение проблемы, цели, задачей;
- создание банка идей и предложений;
- работа с ресурсами, определение материально - технической базы для реализации проекта;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной теме проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- создание развивающей предметно-пространственной среды школьной тематики;
- подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- организация библиотеки для родителей по теме (справочная литература);
- помощь со стороны родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе, буквах.
Практический (реализация) проекта:
- развитие проекта;
- работа по поиску материала;
- подбор стихов, загадок о буквах;
- эксперименты со словом (путаницы, небылицы);
- выполнение практических заданий: изготовление букв по собственному замыслу из бумаги и пластилина, из природного и бросового материала;
- печатание букв, рисование букв кириллицы, иллюстраций к художественным произведениям;
- изготовление книги о буквах русского языка. Совместное творчество детей и родителей - сочинение стихов, придумывание загадок и интересных историй.
Заключительный этап:
- подведение итогов;
- оформление книжки «Буква моего имени»;
- презентация проекта.
Описание работы
I этап работы Подготовительный | ||
№ | Деятельность взрослого и детей | Цель |
1 | Выставка «Первая книга школьника» | Ознакомление детей с самым первым учебником – «Азбука». Развитие желания узнать буквы, научиться читать и писать. |
2 | Беседа «Как появилась первая азбука?» | Расширение кругозора детей. Ознакомление с историей появления первой азбуки и развития письменности. |
3 | Пословицы и поговорки о буквах | Узнать в каких пословицах и поговорках идет речь о буквах, книгах. |
4 | Подбор загадок по теме | Найти познавательные загадки о книгах, о буквах |
5 | Просмотр мультфильмов
| Узнать в каких мультфильмах встречается описание буквы |
6 | Час загадок и ребусов | Развивать сообразительность, догадливость, логическое мышление |
7 | Дидактические игры: «Выбери лишнюю картинку!»; «Найди названный предмет»; «Найди одинаковые предметы!» «Назови, что увидишь». | Пробуждать позитивное отношение к обучению в школе. Воспитывать собранность и аккуратность. Развивать память, внимание. |
8 | Чтение литературных произведений: А. Барто «В школу», С. Маршак «Весёлая азбука», Георгий Юдин «Букварёнок», Л.Н. Толстой «Филиппок» В. Драгунский «Заколдованная буква» | Знакомить с художественными произведениями русских и советских писателей для детей |
ΙΙ. Практический этап (реализация) проекта | ||
1 | Рассказ об истории создания букв и азбуки | Краткая информация одного из воспитанников об истории создания букв. Презентация |
2 | Рассматривание фотографий «Как наши родители учились в школе?» | Вызвать интерес и положительное отношение к школе. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство. |
3 | Занятие – игра «Весёлое азбуковедение» | Расширить знания детей о букве, звуком составе слова. Закрепить знания о слове, умение читать и строить предложения. |
4 | Дидактические игры «Слоговые домики» | Развивать фонематическое восприятие. Формирование интереса к чтению. |
5 | Изготовление букв разными способами из разных материалов | Развивать творчество, фантазию, воображение, конструктивные способности. |
6 | «Буква моего имени» | Описание и обсуждение работ. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности. |
7 | Презентация - игра «Я – сам!» | Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и взрослых. |
8 | Создание книги «Буква моего имени» | Развивать мелкомоторные навыки у детей. |
9 | Беседа «Если бы исчезли буквы?» | Формировать у дошкольников умение делиться впечатлениями |
ΙII. Заключительный этап: подведение итогов | ||
1 | Подведение итогов Вывод: | Участвуя в проекте, воспитанники узнали, где и как появились первые буквы, что его придумали два брата, славяне Кирилл и Мефодий. Так же узнали, что люди, весьма успешно, до сих пор пользуются картиночным письмом и. Приезжая, в другую страну и не зная языка, люди ориентируются по знакам, картинкам и указателям. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного мира. Но изложить какую – либо мысль письменно и прочитать интересную книгу, мы сможем только, зная буквы алфавита. |
Фотогалерея
Список использованной литературы и ресурсов:
- Толковый словарь Ожегова.
- Детская энциклопедия «Почемучка».
- Интернет- ресурсы.
- Передача по ТВ «Галилео».
- Альбом 1,2,3 для индивидуальной работы «Я УЧУСЬ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ» / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.
- «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013 Качигина Л.Б.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЧАС ЗАГАДОК И РЕБУСОВ: развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать желание быть школьником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый речевой праздник-развлечение с детьми и родителями подготовительной к школе группы
КВН - эффективная форма выявления динамики развития ребенка. Данный праздник проводится в логопедической подготовительной группе специалистами в присутствии родителей. Родители знакомятся ...
Организация речевого общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности
Консультация для родителей...
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности педагога с детьми " Что растет на грядке"
Материал предназначен для работы воспитателей с детьми раннего возраста...
Речевые формулы общения с детьми дошкольного возраста
- Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)- Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?- Какие молодцы! (Если 100% успех)...
Перспективный эколого-речевой план работы с детьми 4-5 лет "Как много вокруг интересного"
Представлен план по развитию речи детей 4-5 лет в процессе экологического воспитания....
Интегрированная физкультурно - речевая образовательная деятельность с детьми с ОНР с использованием изобразительной деятельности "Прогулка в лес"
Образовательная деятельность проводится с детьми подготовительной группы с ОНР, совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом, для закрепления лексической темы "Деревья". Может ...