«Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Звуковой анализ слова "сани".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Продолжать обучению звукового анализу слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

.

Программное содержание:

  1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
  2. Учить проведению звукового анализа слова.
  3. Закреплять знания о гласных звуках; познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков;
  4.  Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
  5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

 Демонстрационный материал: картина-схема слова сани, фишки (красные, синие, зеленые); указка; фишки или мелкие игрушки, письмо, карточки с заданиями.

Раздаточный материал: схемы слова сани, фишки разного цвета (по 3 на ребенка),

указки.

Ход занятия.

- Ребята! К нам пришло письмо.

Давайте прочитаем, что же на нём написано?

- От кого: «От Деда Грамотея»

Откуда: «Из страны АБВГДейки»!

Кому: «Ребятам старшего возраста группы «Затейники».

 - Давайте его распечатаем и прочитаем.

(Дети и воспитатель распечатывают письмо)

 «Дорогие ребята группы «Затейники»!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки!

Я знаю, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Выполните мои задания и помогите Буратино научиться правильно говорить. Если выполните мои задания правильно, Вас ожидает сюрприз.                             Дед Грамотей.

- Готовы выполнять задания?

-Да!

 Задание 1.

1. Найди  одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. (Ответы детей)

2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. (Ответы детей)

- Что вы знаете о звуке с?

Ответы детей - (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)

Характеристика звука с: когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)

С первым заданием мы справились.

Задание 2.

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь возит только с горы,

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу. (Сани)    

Проводится звуковой анализ слова:

-Сколько звуков в слове?

-Назовите первый звук в слове?  Какой он? Согласный, твердый

- Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)

- Назовите второй звук в слове?  Какой он? Гласный

- Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)

- Назовите третий звук в слове?   Какой он? Согласный, мягкий

- Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)

-Назовите четвёртый звук в слове? Какой он? Гласный

- Какой фишкой будим обозначать?

- Сколько слогов в слове?2

- Назовите первый слог? СА

- Назовите второй слог? НИ

- Молодцы, второе задание выполнили правильно.

Задание 3.

«Какой звук заблудился?» Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.

1. Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)

2. На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву

3.Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки (сушки)

- Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.

Задание 4

Игра – задание «Наоборот»

Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с.  

Пасмурный – солнечный

Трусливый – смелый

Большой  маленький

Чёрный – белый

Злой человек – добрый

Чистый снег – грязный

Кислое яблоко – сладкое

Холодная вода – горячая

- А теперь немножко отдохнем.

   Физминутка:

Буратино потянулся,     Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,               Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,              Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.              Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение.  Выполняют движения)

- За хорошую работу Дед Грамотей оставил Вам сладкий подарочек. Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит сюрприз.

 

 У него четыре ножки

 На него кладём мы ложки.

 Ставим вазы, чашки, кружки.

 Стулья для него подружки.

 Украшает кухню, холл.

 Что за мебель? Это…(стол)!

(Дети на столе находят шоколадные медальки)

- Скажем спасибо Деду Грамотею за интересные задания и подарок.

- Спасибо!

- Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

- Что больше всего понравилось?

- Вы все молодцы! Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

Звуковой анализ слова "сани"

Учить проводить звуковой анализ слов, выделять звуки в слове....

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слова "ЛЕС"

В данной презентации представлена визуальная характеристика речевых звуков (гласных, согласных: твердых и мягких) для запоминания детьми старшего дошкольного возраста в рамках подготовки к обучению гр...