«Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Продолжать обучению звукового анализу слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
.
Программное содержание:
- Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
- Учить проведению звукового анализа слова.
- Закреплять знания о гласных звуках; познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков;
- Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
- Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.
Демонстрационный материал: картина-схема слова сани, фишки (красные, синие, зеленые); указка; фишки или мелкие игрушки, письмо, карточки с заданиями.
Раздаточный материал: схемы слова сани, фишки разного цвета (по 3 на ребенка),
указки.
Ход занятия.
- Ребята! К нам пришло письмо.
Давайте прочитаем, что же на нём написано?
- От кого: «От Деда Грамотея»
Откуда: «Из страны АБВГДейки»!
Кому: «Ребятам старшего возраста группы «Затейники».
- Давайте его распечатаем и прочитаем.
(Дети и воспитатель распечатывают письмо)
«Дорогие ребята группы «Затейники»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки!
Я знаю, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Выполните мои задания и помогите Буратино научиться правильно говорить. Если выполните мои задания правильно, Вас ожидает сюрприз. Дед Грамотей.
- Готовы выполнять задания?
-Да!
Задание 1.
1. Найди одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. (Ответы детей)
2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. (Ответы детей)
- Что вы знаете о звуке с?
Ответы детей - (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Характеристика звука с: когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)
С первым заданием мы справились.
Задание 2.
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (Сани)
Проводится звуковой анализ слова:
-Сколько звуков в слове?
-Назовите первый звук в слове? Какой он? Согласный, твердый
- Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)
- Назовите второй звук в слове? Какой он? Гласный
- Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)
- Назовите третий звук в слове? Какой он? Согласный, мягкий
- Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)
-Назовите четвёртый звук в слове? Какой он? Гласный
- Какой фишкой будим обозначать?
- Сколько слогов в слове?2
- Назовите первый слог? СА
- Назовите второй слог? НИ
- Молодцы, второе задание выполнили правильно.
Задание 3.
«Какой звук заблудился?» Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
2. На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву
3.Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки (сушки)
- Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.
Задание 4
Игра – задание «Наоборот»
Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с.
Пасмурный – солнечный
Трусливый – смелый
Большой – маленький
Чёрный – белый
Злой человек – добрый
Чистый снег – грязный
Кислое яблоко – сладкое
Холодная вода – горячая
- А теперь немножко отдохнем.
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
- За хорошую работу Дед Грамотей оставил Вам сладкий подарочек. Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит сюрприз.
У него четыре ножки
На него кладём мы ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…(стол)!
(Дети на столе находят шоколадные медальки)
- Скажем спасибо Деду Грамотею за интересные задания и подарок.
- Спасибо!
- Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
- Что больше всего понравилось?
- Вы все молодцы! Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»
ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...
Гласные, твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова «сани».
Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...
Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...
Звуковой анализ слова "сани"
Учить проводить звуковой анализ слов, выделять звуки в слове....
Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слова "ЛЕС"
В данной презентации представлена визуальная характеристика речевых звуков (гласных, согласных: твердых и мягких) для запоминания детьми старшего дошкольного возраста в рамках подготовки к обучению гр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
Занятие по обучению грамоте....