Методическая разработка
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа)
«Подготовка к обучению грамоте»
Цель: подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов
Задачи:
- уметь называть и подбирать слова,
- обозначающие названия предметов на предложенную тему,
- закреплять с детьми понятие звук
- уметь находить и называть нужные звуки в словах,
- развивать фонематический звук у детей,
- учить отвечать на вопросы распространенными предложениями
- упражнять в решении этических задач,
- уметь найти хорошие и плохие поступки.
- воспитывать честность, вежливость.
Оборудование: игрушки: заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки: мыло, мишка, мышь
Ход работы:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Дети, к нам в группу пришли гости. Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.
(Показывает игрушки)
Дети: Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.
Воспитатель: А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?
- А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.
- Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.
- А ещё можно назвать зайкой
Воспитатель: Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца: и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?
- Лиса рыжая, красивая, хитрая.
Воспитатель: Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?
- Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной
Я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.
Воспитатель: Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?
- Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой
- Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.
Воспитатель: как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле: куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?
- Мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.
Воспитатель: А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?
-Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.
-А я бы придумала название озорник.
Воспитатель: Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.
Дети: это медведи.
Воспитатель: А какие они? Одинаковые?
- Нет, они не одинаковые: один большой. А другой маленький.
Воспитатель: А как бы вы назвали маленького медведя?
-Я бы назвала мишенькой или мишуткой.
-А я бы назвал медвежонком.
-А я бы маленьким мишкой.
Воспитатель: Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?
- Он медведь-медведище.
- Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем
- А я бы назвала медвежатиной.
Воспитатель: Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?
(Дети повторяют)
А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали: ласково и нежно. Повторите как?
(Дети повторяют)
Физкультурная пауза: Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.
Воспитатель: Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?
- Я думаю. Что слова состоят из звуков.
Воспитатель: Как замечательно вы сказали. Ведь все слова действительно состоят из звуков. А звук это то, что мы слышим и произносим.
Назови любые звуки.
Дети: А, О, У, Р. и др.
Воспитатель: Правильно, это звуки. Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки, которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю? Нет?
Тогда послушайте.
(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).
Можете вы, послушав эти звуки, их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками. А сейчас, дети, мы опять будем говорить о звуках, которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.
(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)
Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание: назовите мне звук, который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М, этим звуком начинаются все три слова.
Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М.
Дети: Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?
Рома: Я знаю два волшебных слова: спасибо и пожалуйста.
Воспитатель: Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?
Катя: Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.
Воспитатель: Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова: кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?
Марина: Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.
Воспитатель: Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.
(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово».)
Так как надо произносить волшебное слово?
Настя: Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Воспитатель: Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами
(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)
Кто догадается, что сейчас нужно сделать?
(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)
Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом: «Возьми, пожалуйста, мяч». Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?
Кристина: Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.
Воспитатель: Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу). Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?
(Дети подбегают к «женщине», предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).
Воспитатель: Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!
А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.
(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату).
Ребята, а вы не заметили: почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?
Аня: Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами
Воспитатель: Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.
(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)
Воспитатель: Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?
(Дети задумались)
А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.
Правильно ли. Что я прошла последней?
Дети: Нет. Неправильно!
Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.
(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом: «Проходите, пожалуйста», затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.
Воспитатель: Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!
А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.
(Подводится итог занятия.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gram._obuch.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте»
Цель: подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов
Задачи:
- уметь называть и подбирать слова,
- обозначающие названия предметов на предложенную тему,
- закреплять с детьми понятие звук
- уметь находить и называть нужные звуки в словах,
- развивать фонематический звук у детей,
- учить отвечать на вопросы распространенными предложениями
- упражнять в решении этических задач,
- уметь найти хорошие и плохие поступки.
- воспитывать честность, вежливость.
Оборудование: игрушки: заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки: мыло, мишка, мышь
Ход работы:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Дети, к нам в группу пришли гости. Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.
(Показывает игрушки)
Дети: Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.
Воспитатель: А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?
- А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.
- Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.
- А ещё можно назвать зайкой
Воспитатель: Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца: и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?
- Лиса рыжая, красивая, хитрая.
Воспитатель: Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?
- Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной
Я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.
Воспитатель: Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?
- Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой
- Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.
Воспитатель: как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле: куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?
- Мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.
Воспитатель: А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?
-Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.
-А я бы придумала название озорник.
Воспитатель: Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.
Дети: это медведи.
Воспитатель: А какие они? Одинаковые?
- Нет, они не одинаковые: один большой. А другой маленький.
Воспитатель: А как бы вы назвали маленького медведя?
-Я бы назвала мишенькой или мишуткой.
-А я бы назвал медвежонком.
-А я бы маленьким мишкой.
Воспитатель: Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?
- Он медведь-медведище.
- Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем
- А я бы назвала медвежатиной.
Воспитатель: Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?
(Дети повторяют)
А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали: ласково и нежно. Повторите как?
(Дети повторяют)
Физкультурная пауза: Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.
Воспитатель: Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?
- Я думаю. Что слова состоят из звуков.
Воспитатель: Как замечательно вы сказали. Ведь все слова действительно состоят из звуков. А звук это то, что мы слышим и произносим.
Назови любые звуки.
Дети: А, О, У, Р. и др.
Воспитатель: Правильно, это звуки. Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки, которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю? Нет?
Тогда послушайте.
(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).
Можете вы, послушав эти звуки, их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками. А сейчас, дети, мы опять будем говорить о звуках, которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.
(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)
Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание: назовите мне звук, который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М, этим звуком начинаются все три слова.
Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М.
Дети: Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?
Рома: Я знаю два волшебных слова: спасибо и пожалуйста.
Воспитатель: Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?
Катя: Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.
Воспитатель: Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова: кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?
Марина: Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.
Воспитатель: Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.
(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово».)
Так как надо произносить волшебное слово?
Настя: Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
Воспитатель: Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами
(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)
Кто догадается, что сейчас нужно сделать?
(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)
Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом: «Возьми, пожалуйста, мяч». Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?
Кристина: Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.
Воспитатель: Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу). Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?
(Дети подбегают к «женщине», предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).
Воспитатель: Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!
А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.
(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату).
Ребята, а вы не заметили: почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?
Аня: Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами
Воспитатель: Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.
(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)
Воспитатель: Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?
(Дети задумались)
А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.
Правильно ли. Что я прошла последней?
Дети: Нет. Неправильно!
Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.
(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом: «Проходите, пожалуйста», затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.
Воспитатель: Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!
А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.
(Подводится итог занятия.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....