Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну "Пиши-читай"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели:
Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закреплять знание детей о звуках и буквах; о гласных и согласных звуках.
- Совершенствовать фонематический слух: продолжать учить детей выделять звук в слове; определять его позицию в слове.
- Закреплять навык деления слова на слоги.
- Упражнять детей в звуковом анализе слова, дифференцируя звуки (согласные и гласные).
- Закреплять понятия, что такое предложение; составлять предложения с помощью схемы.
2.Развивающие:
- Развивать речь, внимание и мышление.
- Активизация слуховой и зрительной памяти.
3.Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Материал:
- Картинки с изображением различных предметов для индивидуальной работы и для работы у доски.
- Карточки для звукового анализа слова.
- Кружочки красного, синего, зеленого цветов для каждого ребенка.
- Желтые полосочки (длинные – для обозначения слова).
- Оранжевые полосочки (короткие – для обозначения количества слогов).
- Мяч.
- Звуковички.
- Домики с цифрами 1, 2, 3.
- Схема предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе | 39.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закреплять знание детей о звуках и буквах; о гласных и согласных звуках.
- Совершенствовать фонематический слух: продолжать учить детей выделять звук в слове; определять его позицию в слове.
- Закреплять навык деления слова на слоги.
- Упражнять детей в звуковом анализе слова, дифференцируя звуки (согласные и гласные).
- Закреплять понятия, что такое предложение; составлять предложения с помощью схемы.
2.Развивающие:
- Развивать речь, внимание и мышление.
- Активизация слуховой и зрительной памяти.
3.Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Материал:
- Картинки с изображением различных предметов для индивидуальной работы и для работы у доски.
- Карточки для звукового анализа слова.
- Кружочки красного, синего, зеленого цветов для каждого ребенка.
- Желтые полосочки (длинные – для обозначения слова).
- Оранжевые полосочки (короткие – для обозначения количества слогов).
- Мяч.
- Звуковички.
- Домики с цифрами 1, 2, 3.
- Схема предложения.
Ход занятия:
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: (вместе с детьми).
«Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам.
- Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем всем доброго утра.
Сегодня мы с вами опять отправляемся в путешествие в страну «Пиши-читай», в страну грамотной и красивой речи. Вас ждут интересные задания, которые вы должны выполнить. Но в этой стране существуют правила:
- не перебивать друг друга;
- не выкрикивать;
- отвечать правильно и полными ответами.
Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
«Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим
Никуда мы не спешим».
Загадать детям загадку:
Кто такая угадай-ка.
В белом платьице хозяйка
Потрясла свои перинки
В небе кружатся снежинки
(зима)
Д/И в кругу (с мячом).
«Какая бывает зима» (белоснежная, пушистая, холодная, красивая, морозная, долгая и т.д.)
- Снег (какой?)
- Снежинки (какие?)
К существительным нужно подобрать слово – действие.
-Снежинки (что делают? падают, кружатся, летят, блестят).
-Дети зимой (что делают?).
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
Ребята, напомните мне, пожалуйста, что мы изучаем в стране «Пиши-читай» (мы изучаем звуки и буквы).
Вопросы к детям:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
- Гласные. Почему они так называются? (При произношении этих звуков нам ничего не мешает ни губы, ни зубы, образуют слог, поются).
- Назовите гласные звуки?
- Придумайте слова, которые начинаются с гласных звуков?
- Какие еще звуки есть? (согласные) (встречают преграду при произношении, не образуют слог)?
- Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие, глухие, звонкие).
- Каким цветом будем обозначать звуки? (красный, синий, зеленый).
(На доске звуковички)
- А какие еще есть звуки? (звуки природы, города).
Воспитатель:
Значит есть звуки речевые и неречевые.
Молодцы!
Игра «Поймай звук».
Воспитатель называет цепочку звуков, дети хлопают в ладоши на заданный звук.
Задание усложняется. Воспитатель просит детей закрыть глаза и слушать слова. Если в слове звучит заданный звук, то они хлопают в ладоши.
Т - рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, слон, стол, нога, нота, ванна, вата.
З - дети хлопают.
З’ - дети поднимают руки вверх.
Закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, зебра.
Игра «Кто внимательный» (определяем позицию звука в слове).
У детей фишки красная, синяя, зеленая. Воспитатель называет любой звук, дети определяют какой звук и поднимают фишку нужного цвета.
Дети берут черную фишку и карточки
Воспитатель называет звук, а затем слова с этим звуком, а дети кладут черную фишку в начало, в середину или в конец.
М - машинка, мозаика, ком, гармонь, малина, сом, мороженое.
Р’ - снегирь, свиристель, Рита, рябина, дворец.
Физкультминутка.
Встаньте дружно, потянитесь,
Пошагайте, покружитесь!
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Д/И «Отгадай слово».
Воспитатель:
«Слово спряталось куда-то
Слово спряталось и ждет.
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка кто меня найдет»?
Давайте рассмотрим картинки и из первых звуков составим слово.
Например, (зебра, индеец, мороженое, ананас) – зима.
Дети берут кружочки (красные, синие, зеленые), желтые полосочки (длинные), оранжевые полосочки (короткие) и карточки
и делают звуковой анализ слова (на своих местах и у доски).
Вопросы детям:
- Сколько букв в слове? (4).
- Сколько звуков в слове? (4).
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Какой первый звук? (второй, третий).
- Как можно обозначить слово «зима»? (желтая полосочка);
- Сколько слогов в слове? (2);
- Как мы обозначим два слога? (2 оранжевые полосочки).
Воспитатель:
Порадуем зиму. Обозначим буквами ее имя (Ребенок составляет из букв слово «ЗИМА»).
Молодцы!
Воспитатель:
«Встречу слово по дороге –
Разобью его на слоги.
Слог да слог и будет слово,
Мы в игру сыграем снова».
Воспитатель:
Как узнать сколько в слове слогов? (можно прохлопать, прошагать). Но мы помним правило:
«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
У детей на столах картинки (1,2,3 слога). На доске домики с цифрами 1,2,3. Воспитатель показывает картинки. Дети делят слова на слоги. Затем дети берут свои карточки с изображением предметов. Делят слова на слоги и подходят к нужному домику.
Воспитатель проверяет вместе с детьми. Дети садятся на свои места.
Вопросы к детям:
- Что складывают из букв? (слова).
- Что получается из слов, которые собирают вместе? (предложения).
Воспитатель:
Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить мы подбираем слова по смыслу друг к другу и у нас получаются предложения.
Воспитатель показывает детям схему предложения.
Ребята рассказывают, что на этой схеме изображено.
Игра «Живые слова».
К доске выходят 4 ребенка.
1-ый ребенок – слово «Дети».
2-ой ребенок – слово «зимой».
3-ий ребенок – слово «любят».
4-ый ребенок – слово «гулять».
Получается предложение: «Дети зимой любят гулять». Затем воспитатель меняет слова в предложении местами. Дети перестраиваются. Получается новое предложение. Игра повторяется несколько раз.
«Зимой дети любят гулять».
«Дети любят зимой гулять».
«Гулять зимой любят дети».
Молодцы!
Дети садятся за столы.
Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня были все молодцы.
Итог: Ребята, вам понравилось? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего понравилось? А что было трудным?
Воспитатель:
«Как хорошо быть грамотным на свете,
Все знать и много так читать,
Ведь грамота-ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках педагогической практики для студентов МП...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в сказочный лес».Цели: 1.Закрепить анализ и синтез слов, упражнять в составлении слов из отдельных слогов;2. Закрепить умение распознавать на слух твёрдые и мягкие звуки;3. Уп...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»
Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель: профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.Программное содержание:Познакомить с буквой Л, соответствующей правильно произносимому твердому согласному звуку Л;Создавать условия ...
Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»
Подготовила и провела...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»
Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....