Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Всё у нас наоборот»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Всё у нас наоборот»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_vsyo_u_nas_naoborot.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Всё у нас наоборот»
понравилось вам играть в слова – антонимы?Цель: создать условия для развития навыков разговорной речи.
Задачи:
- продолжать развивать детское воображение посредством применения слов-антонимов, приписывая предмету, объекту или явлению прямо противоположное существующему значение;
- активизировать мыслительную и речевую деятельность ребенка;
- воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.
Ход занятия:
- Ребята, мы уже с вами знаем, что слова бывают самые различные. Они могут быть веселые и грустные, ласковые и грубые.
А вот сегодня мы познакомимся с совсем необычными словами. а похожи эти слова на непослушных, капризных малышей, которые делают всё наоборот. Скажет мам: «По тише, пожалуйста!», а малыш ещё громче начинает кричать. Попросит: «Убери игрушки», - малыш ещё больше раскидывает их. Знакома вам такая картина?
Вот и эти слова такие же, слова – наоборот. Вот послушайте (воспитатель показывает картинки, для более быстрого понимания противоположных слов наглядно): мокрый-сухой; белый-черный; умный-глупый; мягкий-твердый. А называются эти слова одним красивым словом – антонимы! Ребята, повторите это слово вслух за мной 3 раза!
Хотите поиграть в такие слова-антонимы? А поможет нам стихотворение поэта Д. Чиарди «Наоборот»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: …низко.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: …(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: …(пол).
Скажу я слово потерял
И скажешь ты: …(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: …(храбрец);
Теперь начало,
Я скажу, -
Ну, отвечай: …(конец)!
- Ребята, вам понравилось играть в слова –антонимы? Хотите, ещё поиграть? Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки, но я приготовила загадки не простые, слушайте внимательно:
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня? (Прохлада)
Я антоним к слову «лето».
В шубу снежную одета.
И люблю мороз сама!
Потому, что я- … (Зима)
Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю по неволе
И от счастья, и от боли,
От беды, от неудач
Догадались? Это… (Плач)
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна
очень, очень вам нужна.
Называюсь - … (Тишина)
- Молодцы, отгадали все загадки! А скажите вам было трудно их отгадывать?
(ответы детей).
- Конечно, ведь вы просто подбирали антонимы – слова противоположные по значению.
- А сейчас послушайте пословицы, в которых встречаются слова – антонимы и постарайтесь их отыскать:
Ученье – свет, а не ученье – тьма;
Знай больше, а говори меньше;
Не бойся врага умного, а бойся врага глупого;
Лучшая вещь – новая, а лучший друг – старый.
- Ребята, какие вы большие молодцы, смогли определить слова-антонимы.
Физкультминутка.
Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели – (встали)
Опустили руки – (подняли)
Подняли руки – (опустили руки)
Открыли широко глаза – (закрыли широко глаза)
Закрыли рот – (открыли рот)
Открыли рот – (закрыли рот)
Показали ладони – (спрятали)
Встали на пяточки – (встали на мысочки)
Понравилась вам игра?
- А в заключении расскажу вам сказку «Василиса Премудрая», а вы помогайте мне, договорились:
«Жил-был царь, и было у него три сына. Царь был старый, а сыновья… (молодые). И решил царь женить сыновей. Велел царь сыновьям выпустить по стреле. Стрелы старших братьев упали близко, а стрела Ивана-царевича… (далеко).
Старший брат взял в жены худую барышню. Средний …(толстую) купчиху. Иван-царевич, когда нашёл свою стрелу, не обрадовался, а огорчился.
Его стрелу подхватила лягушка, и пришлось взять её в жены. Но оказалось, что жена Ивана-царевича не уродливая лягушка, а …(прекрасная) девушка – Василиса Премудрая, заколдованная Кощеем.
Царь велел сыновьям, чтоб их жены испекли ему по хлебу и соткали по ковру. Жены старших братьев были ленивыми, а Василиса - …(трудолюбивая). Хлеба старших жен были черствыми, а хлеб Василисы -- … (мягким). Ковры старших жен были некрасивыми, а ковер Василисы - … (красивым). Иван-царевич сжег лягушачью кожу. Но Кощей узнал об этом и похитил Василису. Иван-царевич был не трус, а … (храбрец), он пошёл искать свою жену. Найти её было не легко, а …(трудно).
Кощей был злой, а Иван-царевич …(добрый), ему помогали и маленькая щука и …(большой) медведь. Нашел Иван-царевич смерть Кощееву и освободил Василису. Иван-царевич с Василисой Премудрой прожили жизнь не короткую, а … (длинную). И не было у них горя, а была … (радость).»
- Молодцы, видите, как вы помогли мне рассказать сказку, а что ещё нам помогло, какие слова? (ответы детей).
- Верно, слова противоположные по значению-антонимы. А сейчас давайте по очереди называть слова антонимы, которые вы запомнили, либо вы можете придумать свои слова! (ответы детей)
- Ребята вам понравилось знакомство со словами наоборот? Скажите пожалуйста какие игры вам больше всего понравились, легко или трудно было подбирать слова-антонимы? (впечатления и обсуждение детей)
- Ну, а теперь вы можете продолжить свободно раскрашивать рисунки, связанные с антонимами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....