План кружковой работы «Буквоежка» Подготовительная группа 2019 –2020учебный год
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
План кружковой работы «Буквоежка»Подготовительная группа 2019 –2020учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvoezhka_podgotovitelnaya_gruppa.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность.
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества.
Успешная учеба в школе во многом зависит от развития ребенка в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б. Эльконин.
Вся работа по формированию звукового анализа и синтеза, подготовке к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, используется дифференцированный подход, яркая и доступная наглядность, игровые методы и приемы.
ФГОС ставит перед нами задачи – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения и развития, в связи с этим возникла потребность в обучении элементарным навыкам чтения и первоначальных навыков письма у детей для дальнейшего успешного обучения в школе.
Цель программы – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи программы:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать Форма и режим занятий.
Количество детей в подгруппе: 8-10 человек.
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей как посещающих структурное подразделение «Детский сад».
Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»
Ожидаемые результаты.
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:
6-7 лет.
- развито зрительно-пространственные представления
- графо-моторные навыки
- тонкая ручная моторика
Сформированность навыка чтения:
- Овладение звуко-буквенными обозначениями;
- Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
- Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
- Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление
Программа рассчитана на 1 год (сентябрь – май включительно). Всего 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю (среда, вторая половина дня), продолжительностью 30 минут Количество детей, посещающих кружок «Буквоежка» - 12 детей
Диагностика №2
Уровни усвоения программы.
Низкий – Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов
и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог,
звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения.
Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний – Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Выполняет звуковой анализ коротких слов и читает их. Составляет предложения из 3-4 слов.
Высокий – В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Читает предложения. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). Составляет сложные предложения.
Содержание общеобразовательной программы кружка
Период | № | Название темы | Навыки звукового | Навыки чтения и |
темы | Анализа | письма | ||
Сентябрь | 1 | Звуки «А»-«У». | Выделение звука [А],[У]- | Печатанье букв |
2-я неделя | Буквы «А-У». | в ряду гласных слогах | а,у,когда услышали | |
словах. | звуки[а][у]в начале | |||
Анализ синтез слогов АУ- | слова | |||
УА | ||||
2 | Звуки «О» - «И». | Определение позиции | Знакомство с буквой | |
Буквы « О-И». | звука[о][и] слове | О,И. | ||
(начало,конец). | Печатанье букв, | |||
Анализ и синтез слога | слогов | |||
иа,иу,ио,ои,оа,оу. | ||||
3-я | 3 | Звуки «М»- «Мь». | Анализ прямых слогов | Чтение и печатание |
Неделя | Буква «М». | ма, му, мо, ми. | слогов мА,му,мо,ми | |
Октябрь | 4 | Звуки «С»- «Сь». | Определение позиции | Чтение и печатанье |
1-я неделя | Буква «С». | звука [C] в словах | прямых и обратных | |
(начало,середина,конец) | слогов са, со, су, си, ас, | |||
Анализ обратного слога | ос, ис, ус | |||
ас, ус, ис, ос | ||||
2-я неделя | 5 | Звуки «Т »- «Ть». | Определение позиции | Чтение и письмо прямых |
Буква « Т». | звука [т] в словах. | и обратных слогов та, | ||
Анализ слогов: та, ту, то, | ту, ти, то, ат, ут, от, ит | |||
ти, | ||||
3-я | 6 | Звуки «К» - «Кь». | Определение позиции | Выкладывание слогов, |
Неделя | Буква «К». | звука к в словах (начало, | добавление буквы ко(т), | |
середина, конец) | ки(т) | |||
Анализ слов кот, кит | ||||
4-я неделя | 7 | Звуки «П»-«Пь» | Определение позиции | Чтение и печатанье |
буква « П». | звука п в слове .Анализ | прямых и обратных | ||
прямых слогов па, пу, пи, | слогов | |||
по | ||||
Ноябрь | 8 | Звук и буква « Э». | Определение позиции | Выкладывание и |
1-я неделя | звука э в словах | печатание слогов кэ, пэ, | ||
(начало,середина,конец). | тэ, мэ | |||
Анализ слога эк | ||||
2-я неделя | 9 | Звуки «Л»- | Знакомство с понятием | Чтение,печатание |
«Ль».Буква «Л». | «слог». Синтез звуков в | односложных слов (лук, | ||
односложных словах. | кол, лом, лак) | |||
Анализ односложных | ||||
слов лук, лом, пол | ||||
3-я неделя | 10 | Звуки «Н» - «Нь». | Определение позиции | Чтение и печатание |
Буква «Н». | звука н в слове | слогов, слов | ||
(начало,середина,конец) | предложений тут кони, | |||
Звуковой анализ слова | Выкладывание под | |||
кони | картинками слов ноты, | |||
окна, кино. |
4-я неделя | 11 | Звуки «З »- «З ь». | Определение позиции | Добавить слоги, чтобы | |
Буква «З ». | звука з в слове | получились | |||
(начало,середина,конец). | слова:(ко)за,за(мок) | ||||
Составление слова по | Выкладывания и | ||||
данному количеству | печатания предложения | ||||
звуков: зима, замок, | на замок | ||||
зонтик. | |||||
Декабрь | 12 | Звуки «Х »- «Х ь». | Определение позиции | Чтение и печатанье | |
1-я неделя | Буква « Х ». | звука[ х] в слове | слогов около синего и | ||
Звуковой анализ | (начало,середина,конец) и | зеленого кружка | |||
слов. Ударение. | обратных слогах. Анализ | Ах, пух, тихо, хи, мухи | |||
слова мухи | |||||
2-я неделя | 13 | Звук «Ш» Буква | Определение позиции | Составление слогов | |
«Ш ». | звука ш в слове | имен детей и печатание: | |||
(начало,середина,конец) | ми, СА, па, мА …( ша). | ||||
Звуковой анализ слова | Составление | ||||
Миша | предложения. | ||||
3-я неделя | 14 | Звуки «Б » - «Б ь». | Звуковой анализ слова | Печатанье слов и | |
Буква «Б ». | булка | предложений: бык, | |||
бусы, булка, бант, У | |||||
Кати шуба. | |||||
4-я неделя | 15 | Звуки «Р» «Рь» | Определение позиции | Чтение и печатанье слов | |
Буква « Р». | звука Р в слове | с буквой Р «слово | |||
(начало,середина,конец) | рассыпалось» ораз-роза, | ||||
Составление слогов | раыб-рыба. | У Иры | |||
наоборот: АР-ра,ур-ру,ор- | шарик. | ||||
ро | Печатанье слов около | ||||
Звуковой анализ слова | синего и зеленого | ||||
шарик | домика. роза, сыр, рыба. | ||||
Это лиса. | |||||
У лисы нора. | |||||
Январь | 16 | Звук [Ж],буква Ж | Определение позиции | Чтение и печатанье слов | |
2-я неделя | звука ж в слове | по схеме | |||
(начало,середина) | |||||
Звуковой анализ слова | |||||
жуки | |||||
3-я неделя | 17 | Звук[Е],буква Е | Определение позиции | «Закончи слово» | |
звука [е] в словах | Пе-сок,ме-мел,ле- | ||||
(начало,середина,конец). | лес,не-не-бо. | ||||
Звуковой анализ слова | Чтение и печатание | ||||
белка | предложений, | ||||
составление его из | |||||
отдельных слов. | |||||
4-я неделя | 18 | Звуки[д] | Определение позиции | «Слово рассыпалось» | |
,[дь],буква Д. | звука [д] в слове | Это наш дом. | |||
(начало,середина) | «Составь имена»: | ||||
Синтез звуков в слова: | составление имен из | ||||
[д],[о],[м]-дом; | слогов и печатание: | ||||
[д],[у],[б]-дуб; | Даша, Лида, Дима. | ||||
[с],[а],[д],[ы]-сады; | Составление и запись | ||||
[Д],[и],[м],[а]-Дима. | предложения У дома | ||||
Подобрать слова к | дубок. | ||||
схемам (по картинкам) | |||||
Февраль | 19 | Звуки « В» - «Вь». | Определения позиции | «Буквоед»: печатание | |
1-я неделя | Буква « В». | звука [в] в слове (начало, | слов, дописывание | ||
середина). | Элементов букв. | ||||
Звуковой анализ слова | Составление и запись | ||||
сливы | слов по схеме: | ||||
Ва | кА | ||||
Вет | за | ||||
Виш | ни | ||||
Составление и запись | |||||
предложения Наша | |||||
мама повар. | |||||
2-я неделя | 20 | Звуки | Определение позиции | Печатанье слов под | |
[г],[гь].Буква Г | звука[г] в слове (начало, | рисунком гол гуси | |||
середина) Синтез слогов в | груша газета. Чтение | ||||
слова: ло, го, ва-голова; | слов на карточках, | ||||
Га,но-нога; | составления из них | ||||
Ра,го-гора | предложения, замена | ||||
Звуковой анализ слова | картинки словом | ||||
грибы | У Гали грибы. | ||||
3-я неделя | 21 | Звук[Й] и буква й | Определение позиции | Печатанье слов с буквой | |
звука [й] в слове | й | ||||
(начало,середина,конец) | Зай | ||||
Гай | ка | ||||
Май | |||||
Вставка пропущенной | |||||
буквы й, чтение и | |||||
печатанье предложений | |||||
Вот зайка. | |||||
Он зимой белый. | |||||
4-я неделя | 22 | Звук и буква « Я». | Определение позиции | Печатание буквы я, | |
звука [я] в слове | слова яма,мясо,язык, | ||||
(начало,середина,конец). | моряк | ||||
Звуковой анализ слова | Предложение Таня ела | ||||
рябина. | пряник. | ||||
Март | 23 | Звук и букв «Ю», | Определение позиции | «Слово рассыпалось» | |
1-я неделя | звука [ю] в слове | Раю юла гю дюил | |||
(начало,середина,конец) | Юра юла юг люди | ||||
Звуковой анализ слова | У Юры новые (брюки) | ||||
брюки | |||||
2-я неделя | 24 | Звук [ц],буква ц | Определение позиции | Чтение и печатанье слов | |
звука [ц] в слове | по слогам | ||||
(начало,конец,середина) | Ца улица | ||||
Звукослоговой анализ | Цо яйцо | ||||
слова цветы | Цы зайцы | ||||
Печатание слов цветы, | |||||
овца, отец | |||||
по схемам. | |||||
3-я неделя | 25 | Звук[Ч] , буква ч | Определение позиции | Печатание слов и | |
Правописание Ча- | звука [ч] в слове | предложений мяч,луч, | |||
Чу | (начало,середина,конец) | качели,бочка; в небе | |||
Подбор слова к схеме | тучи; в двери ключ. | ||||
4-я | 26 | Звук[Щ] , буква | Определение позиции | Чтение и печатание слов | |
Неделя | щ | звука [Щ] в слове | и предложений на | ||
Правописание ща- | (начало, середина, конец) | правило | |||
щу | Звуковой анализ слова | «ща пиши с буквой а» | |||
плащ | «щу пишу с буквой у» |
Ща-роща | ||||
Щу-щука | ||||
Вот роща; тут поют | ||||
щеглы. | ||||
Апрель 1-я | 27 | Звуки «Ф» -«Фь». | Определение позиции | Чтение и печатанье |
неделя | Буква ф | звука [ф] в слове | слов, подбирая их по | |
(начало,середина,конец) | схемам | |||
Звуковой анализ слова | Фара туфли шарф | |||
фонари | Фото кофта шкаф | |||
2-я неделя | 28 | Буква ь | Звуковой анализ | Печатанье слов с |
Разделительный ь | слов,сравнение | добавлением буквы ь | ||
количества букв и звуков | Брат-брать | |||
в слове гусь | Угол-уголь | |||
Ел-ель | ||||
Составление и | ||||
печатание предложений | ||||
У Димы окунь | ||||
У Коли карась | ||||
3-я неделя | 29 | Буква | Звуковой анализ слов, | Печатание слов возле |
разделительный ъ | сравнение количества | рисунков | ||
звуков и букв в слове | Съехала объехала | |||
подъезд | Подъехала | |||
Печатание | ||||
предложения: | ||||
Дети съели кашу | ||||
4-я неделя | 30 | Закрепление | «Таблица шульте»- | «Цветные |
пройденного | закрыть кружками буквы, | буквы»:составление | ||
чтобы получились слова: | слов из букв одного | |||
зонт, ель, цапля | цвета и печатание | |||
их.Составления | ||||
предложения по | ||||
картинкам | ||||
Под елкой грибы | ||||
Коля съел грушу | ||||
Май | Праздник | |||
2-я неделя | «Буквоежки» |
Список использованных источников:
- Акимова, М.В. Сформированность фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста-необходимоеусловие обучения грамоте/ М.В.Акимова // Логопедия.-2013.-№2(40).- С.3-9.
2.Алифанова, Е. Артикуляция звуков в графическом изображении:Учебно-
демонстрационный материал / Е.Алифанова.-М.: гном, 2011.-48 с.
3.Афонькина, Ю.А .Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ Ю.А.Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова.Издательство: "Учитель", 2012.-64 с.
4.Выготский, Л.С. Мышление и речь/Л.С.Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.-123с.
5.Жукова, Н. С. Букварь/ Н.С.Жукова. - М. :Эксмо. 2010.- 96 с.
6.Журова,Л.Е.К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е.Журова, Д.Б.Эльконин.-М.: Просвещение, 1963.-231с.
7.Запорожец,А.В.,Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
8.Иншакова,О.Б.Альбом для логопеда.Длялогопедов,воспитателей,
студ.дефектол.факультетов/О.Б.Иншакова. – М.: Владос, 2014 .- 280 с.
9.Иншакова, О.Б.“Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция” – Учебное пособие под ред. О. Б. Иншаковой, – Москва-Воронеж.: 2001. – 239с.
10.Каше, Г. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.Каше.-М.:КАРО, 2010.-2017
11Лизунова, Л.Р. Игры для тигры. Учебно-методическое пособие издательство 2- е,доп.иперераб./ Л.Р.Лизунова.-Пермь, 2009.-60 с.
12.Волкова, Л.С.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 680 с.
13Мухина, В. С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2005. –239.
14. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников лет / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2008. – 196 с.
15.Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие/ Н.М.Трубникова, Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.
16.Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева. - М.: Аргиус-Пресс, 1999. - 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2019-2020учебный год Тема: "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста"
Цель:Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Повысить собст...
План работы РМО воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ на 2019 – 2020учебный год
Руководитель: Брагина Елена Аркадьевна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Улыбка» р.п. ОзинкиТема: «Методическое сопровождение педагогов ДОУ как необходимое условие повышения к...
Перспективный план работы с родителями на 2019 – 2020учебный год
Перспективный план работы с родителями на 2019 – 2020учебный год...
Перспективный план работы с родителями детей младшей разновозрастной группы на 2019 – 2020учебный год
План работы с родителями на 2019-2020 учебный год...
Отчет o работе по годовому проэкту: «Хранители природы» подготовительная группе №15 2019-2020учебный год
В течение года в группе компенсирующей направленности проходил прроект "Хранители природы"...
Отчёт о проделанной работы в Iмладшей группе 2019-2020 г.
Работали по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС) « От рождения до школы». Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2019-2020учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯПодготовительная к школе группа2019-2020учебный год...