Конкурс "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по звуковой культуре речи дошкольника"
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая группа)

Шиляева Любовь Александровна

На Конкурсе "Лучшая разработка дидактической игры, пособия по развитию звуковой культуры речи дошкольников", который проводился в 2017 году среди педагогов дошкольного подразделения Школы № 777, была представлена Дидактическая игра "Волшебные домики с буквами" с мультимедийной презентацией. В результате получен Сертификат об участии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра по обучению грамоте «Волшебные домики с буквами» для детей 5–7 лет

Дидактическая игра «Волшебные домики с буквами»

предназначена для совместной работы взрослых и детей 5-7 лет на этапе развития звуко-буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. Материалы игры изготовлены в ходе совместного творчества родителей, детей, педагогов.

Игра может быть дидактическим пособием, использоваться в разных видах деятельности (непосредственная образовательная, игровая, самостоятельная).

При составлении методики проведения дидактической игры «Волшебные домики с буквами» за основу взят исходный принцип системы речевого развития Д. Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Вариативно использованы: методические приемы обучения основам грамоты Т. А. Ткаченко, Л. А. Журовой, Н. В. Дуровой, В. П. Новикова, Г. А. Каше.

Основное назначение дидактической игры «Волшебные домики с буквами»:

сделать процесс обучения интересным, понятным и доступным;

создать условия для обогащения зрительных образов, для развития познавательных интересов и способностей;

подготовить ребенка к выполнению практических заданий;

создать условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Цели:

1) Формировать навыки звукового анализа и синтеза в соответствии с возрастными и фонетическими особенностями детей;

2) Закрепить ассоциативные связи «Звук» – «Буква», «Гласный звук», «Согласный звук»;

3) Уточнить, обогатить предметный словарь;

4) Совершенствовать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

Дидактический материал (оборудование):

• Два сказочных домика (красного и синего цветов)

• Тактильная азбука

• Символика звуков

• «Звуковички» (красный и синий)

Предметные картинки

• Плакаты, которые знакомят с понятиями «звук» и «буква»

Методика проведения:

1 вариант игры

У детей на столах лежат предметные картинки. Педагог прикрепляет к «Волшебному домику» символ (символы) звука (звуков). Каждый ребёнок утрированно произносит названия картинок и выбирает, прикрепляет к игровому полотну нужные.

2 вариант игры «Предмет и имя»

Педагог показывает детям «Звуковичков» и даёт им имена в зависимости от изучаемой темы (Вова, Толя, Аня и т. д.).Дети выделяют начальные звуки из слов, дают характеристику этим звукам и определяют их в нужный домик. Каждому «Звуковичку» предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени «Звуковичка» совпадали.

3 вариант игры «Нам пришло письмо из Звукограда»

Педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных и согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут Звуковички. Больше всего они любят играть со звуками. Взрослый предлагает дать характеристику каждому звуку и написать ответ, подобрав к каждому символу названия предметов. Дети называют слова, а педагог отправляет письмо.

4 вариант игры «Вспомним сказку»

На крышу «Волшебного домика» прикрепляется картинка с изображением знакомой сказки и несколько символов. Ребёнок берёт символ, даёт характеристику заданному звуку и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук.

5 вариант игры «Звук и буква»

Детям предлагаются плакаты, которые знакомят с понятиями «звук» и «буква»

1 плакат для уточнения понятия «звук»:

«ухо» - звуки мы слышим

«рот» – звуки произносим

2 плакат для уточнения понятия «буква»:

«глаз» – буквы читаем

«рука» – буквы пишем

6 вариант игры «Составь слово»

Предметная картинка в кармашке домика. Педагог просит выделить детей звуки в составе слова и выложить соответствующую схему.

7 вариант игры «Волшебная коробочка" При уточнении акустико-артикуляционных звуков ребенку предлагается достать букву и определить заданную букву, используя тактильно-кинестетический анализатор. Данный вариант игры используется для закрепления ассоциативной связи между звуком и буквой.

Игра «Волшебные домики с буквами» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей, для создания новых вариантов игры, для педагогов расширяет круг создания новых игровых заданий и упражнений в процессе непосредственно образовательной деятельности. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т. д. Дети используют данную игру в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игр «Сказка», «Театр», что способствует развитию творчества, воображения.

Успехов Вам в развитии Ваших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников

Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе и...

Картотека дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников.

Представленная картотека дидактических игр и чистоговорок будет интересна детям и полезна взрослым....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольников

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речевого произношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую д...

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольника 3-4 лет.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Дидактическая игра я...

Дидактическая игра по развитию звуковой культуре речи «Звуковые дорожки» первая младшая группа ранний возраст

Дидактическая игра   по развитию звуковой культуре речи «Звуковые дорожки» первая младшая группа ранний возраст...