Звуковой анализ слова "Кот"
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Занятие по обучению грамоте.
Тема: «Простые предложения.
Звуковой анализ слова КОТ»
Воспитатель:
Болатчиева Фатима Айсаевна.
с. Яр –Сале 2020
Программные задачи: учить детей составлять простые предложения; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знание о гласных и твердых согласных звуках; закреплять умение делить предложения на слова и изображать схематично; воспитывать интерес к занятию, усидчивость, умение слушать других.
Материал: игрушка кот, картинка-схема слова, фишки, указки.
Ход занятия.
Орг. момент. Воспитатель загадывает загадку:
- Мягкие лапки, на лапках царапки,
ходит не слышно, ловит мышек.
Д. – Я думаю, что это кот.
В. – Р., посмотрите, нам его принесли в корзинке? Давайте его рассмотрим, какой у нас кот, опишем его. Каждый скажет одним предложением. Я начну, а вы продолжите.
В. – У кота есть голова.
Д. – У кота есть туловище. У кота есть 4 лапы. У кота есть хвост. Хвост длинный. У кота на голове есть уши. У кота есть усы. На мордочке у кота есть глазки.
В. – Р., потрогайте котика, какой он на ощупь? Какая у него шерстка?
Д. – Котик мягкий, шерстка у него длинная.
В. – Р., вот мы и описали нашего кота. Я вот услышала такое предложение: Хвост длинный. Сколько слов в этом предложении?
В. – Изобрази схему этого предложения полосками на фланелеграфе.
- А вот предложение: У кота есть ушки. Сколько слов в этом предложении?
- Кто изобразит схему этого предложения?
- Давайте мы прочитаем это предложение. Какое второе слово в этом предложении?
- Р., А давайте мы возьмем это слово КОТ. Слово КОТ большое или маленькое?
- А давайте мы проверим. Приготовили руку, поставили на локоток, тыльную сторону ладони под подбородок. Произносим это слово хором.
Д. – КОТ
В. – Итак, сколько раз опустился подбородок?
Д. –Один раз опустился подбородок. Значит слово КОТ маленькое.
В. – А слогов, сколько в этом слове? Отвечаем полным ответом.
Д. – В слове КОТ один слог.
В. – Р., как можно КОТА назвать ласково?
- Давайте мы, превратим наши пальчики в котят.
Пальчиковая игра «Котята»
В. – Слово котенок большое или маленькое?
- Давайте проверим.
- Сколько раз опустился наш подбородок?
- И сколько слогов в слове КОТЕНОК?
- Какой первый слог?
- Какой второй слог?
- Какой третий слог?
Дети изображают схему этого слова на доске.
- Р., а слово КОТИК большое или маленькое?
- Давайте проверим хлопками.
- И сколько слогов в слове КОТИК?
- Дима, нарисуй схему этого слова.
В. – Какой первый слог?
- Какой второй слог?
- А как определить на какой слог падает ударение?
Д. – Надо позвать это слово. Дети произносят индивидуально, а потом хором.
Д. –Ударение падает на первый слог. На слог КО.
Физкультминутка. Черной ночью черный кот…
В. – На прошлых занятиях мы с вами учились находить звуки в словах. Но для начала давайте вспомним. Какие звуки мы знаем? (Мы знаем гласные и согласные звуки)
- Какие звуки называются гласными? Почему их так называют?
Д. – Гласные звуки – это звуки, которые можно пропеть, громко и долго прокричать, а когда мы его произносим,нам во рту ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язык.
В. – Какие гласные звуки вы знаете? Я начну стихотворение, а вы продолжите.
- Звуки гласные мы знаем
- Без труда их различаем
А, О, У, Ы, И, Э
Вот такие все они.
В. – А на схеме, каким цветом будем обозначать? (красным)
В. –А какие звуки называются согласными?
Д. – Это те, которые нельзя крикнуть или пропеть, им мешают либо зубы, либо язык, либо губы.
В. – Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)
В. – Каким цветом мы обозначаем твердые звуки на схеме? (синим цветом)
Звуковой анализ слова КОТ.
В. – А сейчас мы с вами разберем слово… Какое? (воспитатель выставляет картинку –схему слова КОТ)
- Сколько звуков в этом слове?
- Как вы догадались?
Д. – У каждого звука есть свое окошечко. (один ребенок работает у доски0
В. – Рома, прочитай слово так, чтобы мы услышали первый звук.
(воспитатель прост несколько человек, чтобы те прочитали также на местах ведя указкой. К-от)
- Каким цветом мы обозначим? (Синим)
- Почему? (Потому что это согласный звук)
- Как вы узнали, что это согласный звук? (Когда мы его произносим, мы встречаем преграду. Нам мешает язык и зубы
- Поставили фишку.
- А теперь Даша, прочитай слово так, чтобы мы услышали второй звук. (воспит. спрашивает еще несколько человек и они читают у себя на местах)
- Какой это звук? (Это звук гласный)
- Как ты узнала? (Когда мы его произносим, во рту нам ничего не мешает.
- Каким цветом мы его обозначим на схеме? (красным)
- Дима, прочитай слово так, чтобы мы услышали третий звук. (индивидуальный опрос)
- Какой в этом слове третий звук? (звук Т)
- Каким цветом мы обозначим на схеме звук Т? (Синим цветом)
- Почему? (Потому что это согласный звук. (и одновременно идет работа на местах)
- Как ты узнал? (Когда мы его произносим, нам мешают зубы и язык).
- Сколько в этом слове согласных звуков? (2)
- Сколько гласных? (1)
- Вот теперь мы узнали все звуки в слове КОТ. А теперь, мы уберем звуки (один у доски. А остальные на местах)
- Уберите звук О.
- Уберите звук К.
- Уберите звук Т.
- А сейчас мы поиграем. (воспит. вызывает троих ребят и дает им соответствующую фишку)
- Надя, ты будешь звуком О.
- Оля, ты будешь звуком К.
- Стас, ты будешь звуком Т.
- Я буду звать к себе звуки, а вы должны стать так, чтобы получилось слово КОТ, чтобы все звуки стояли на своих местах.
- Подойди ко мне звук О.
- Подойди ко мне звук Т.
- Подойди ко мне звук К.
- А теперь мы проверим, правильно ли вы стали. (воспит. ведет указкой по фишкам, а дети хором читают КОТ)
- А теперь звук Т пойдет и поставит свою фишку на место.
- Теперь звук К. И звук О
Итог занятия.
- Р., коту понравилось у нас на занятии. Давайте мы вспомним, что мы сегодня делали на занятии?
- Что вам понравилось?
- Что было сложно делать?
- А котик останется у нас в группе, и посмотрит, как вы умеете играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-374162-1416238079.jpg)
Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-129717-1576688509.jpg)
Правила звукового анализа слова и анализа предложения
Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-553968-1515511080.jpg)
Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа
В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-620462-1604571735.jpg)
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990537-1514476491.jpg)
Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)
Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...