Обучение грамоте : " Буква (М)"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте с разными заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniyu_gramote_otkrytoe.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М»
Воспитатель: Нуркенова К.Ж.
Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М);
Ход:
Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.
- доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)
I. Организационный момент:
- Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А) в начале.
– Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений).
Повторение изученного материала:
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, И, Э, Ы.
- Они какие?
- Гласные.
- почему мы их так называем?
- Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.
II. Введение в тему:
- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно:
1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)
Появляется соответствующая картинка
Следующая загадка:
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
Появляется соответствующая картинка.
Слушайте третью загадку:
3.В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
Появляется соответствующая картинка.
Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка)
- А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)
- Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)
Характеристика звука (М) – по схеме
- Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
- Что происходит с нашими губами?
- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
- Что происходит с нашими зубами?
- они смыкаются.
- Где находится язык? (за зубами)
- Да, а воздух выходит свободно?
- нет, воздух встречает преграду
- Что ему мешает?
- губы.
- Звук (М) какой?
- согласный, твёрдый.
- каким мы его обозначаем цветом?
-Синим. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)
- у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)
- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?
- согласный , мягкий.
- каким цветом мы его обозначаем?
- зелёным. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)
- А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»
( я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.
Физкультурная минутка.
Игра с мячом « Скажи наоборот»
( в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)
Работа со схемами.
Определение места звука (м) в слове.
- посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)
(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан)
Гимнастика для глаз.
- дети посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.
Знакомство с буквой М.
- Дети, что мы можем сказать про звуки?
- Мы их слышим и произносим.
- А буквы ?
- Пишем.
- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.
(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)
- На что похожа буква М? (ответы детей)
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
- Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
- Молодцы.
Звуко – буквенный анализ слова « Мак»
На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).
У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).
- Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)
- Под маком нарисованы клеточки,
- Что это обозначает?
(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)
- Какой звук первый? - ( м) – согласный, твёрдый, синим цветом.
- Какой второй? - (а)- гласный, красный.
- Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.
Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.
- Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)
- Сколько согласных?- два, какие?- (м), (к).
- Сколько гласных? – один, какой?- (а)
- Сколько слогов в слове « мак»? – определяют хлопками – один ( обозначают полоской).
- Оживите звуки , первый и второй. ( дети ставят вместо фишек буквы)
4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.
- Молодцы справились с заданием.
Составление предложений со словом «Мак»
- Составьте предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме.
( звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.
Анализ предложения:
- С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.
- Что ставится в конце предложения? – точка.
- Сколько слов в предложении? – три
- Какое первое?
- Какое второе?
- Какое третье?
- Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.
- Молодцы, справились с заданием.
- Давайте заселим букву М в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят , в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М).
- (дети встают в круг)
Рефлексия:
- Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
- С буквой М (м).
- Какой звук она обозначает?
- Звук [ м ].
- Какой это звук? (согласный)
- А согласный звук бывает каким? ( твёрдым и мягким)
- Правильно.
- А что вам больше понравилось?
- Что интересного запомнилось?
- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями я вам хочу подарить волшебные «картинки – невидимки» ( с изображением буквы М точками.)
- Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
Открытое занятие по обучению грамоте "Буква В потерялась"
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы. По развитию фонематического анализа, развитию связной речи и умению детей работать в коллективе....
Обучение грамоте: "Буква А"
Обучение грамоте: "Буква А"...
конспект НОД по обучению грамоте "Буква Ц в гостях у нас"
итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Буква п, звуки п,пь"
Конспект занятия по подготовка к обучению грамоте....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте " Буквы и звуки Ж-Ш"
На занятии проходит формирование правильного произношения и различения звуков Ж-Ш, развивается фонематический слух, фонематическое восприятие, закрепляется умение писать буквыЖ,Ш,совершенствуется навы...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...