Рабочая программа учителя-логопеда «Речевичок» (для предшкольной подготовки учащихся) Срок реализации-1 год
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Программа "Речевичок" для дошкольников подготовительного возраста, направленная на преддошкольную подготовку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rechevichok.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учителя-логопеда
«Речевичок»
(для предшкольной подготовки учащихся)
Срок реализации-1 год
Содержание
Пояснительная записка 3-5 стр
Календарно-тематическое планирование 6-9 стр
Ожидаемые результаты 10-12 стр.
Учебно-методическое обеспечение программы 13 стр
Литература 14 стр
Пояснительная записка
Учебным планом на изучение данного курса в группе предшкольной подготовки отводится 30 минут 1 раз в неделю.
Подготовка детей к чтению и письму через аудирование и развития речи является составной частью курса русского языка и развития речи для дошкольников. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей, которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (практическое освоение звуков русского языка с целью последующего чтения и с целью последующего письма), развития умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря, овладение грамматическим строем речи;
- знакомство с богатством русского языка, воспитание средствами русского языка, формирование чувства языка.
Цель курса: формирование целостной картины мира, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение).
Задачи программы: провести в период обучения работу, которая обеспечит:
1.Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей.
2.Развитие фонематического слуха:
3. Развитие мелкой моторики кисти ведущей руки.
4. Формирование первичного навыка чтения.
Основные задачи, которые решаются в процессе подготовки ребенка к чтению, формулируются как:
- пространственно – инструментальные (формирование умения ориентироваться в книге и на странице – находить нужную иллюстрацию, текущий фрагмент текста, выделенную строчку или букву, а также пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы);
- фонетические (научить ребенка слышать, различать и произносить изучаемые звуки; развитие речеслухового анализатора, речедвигательного анализатора);
- фрагментарно – знаковые (научить сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв, научить узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв);
- предметно – символические (научить понимать различие между предметом и словом – названием этого предмета);
- аналитико – синтетические (добиться понимания каждым ребенком механизма звукослияния на примере открытого слога).
Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
Смысловое восприятие на слух является перцептивной мыслительно – минимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.
Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учить дошкольников:
- внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте (что было сначала, что потом, что в конце);
- понимать (и уметь коротко объяснить при ответе на вопрос) причинно – следственные связи повествования;
- внимательно относиться к непонятым, незнакомым словам (стремиться узнать их значение);
- развернуто отвечать на вопрос (с помощью заданного речевого образца).
Формирование умения понимать речь на слух положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной для изучения русского языка.
На занятиях проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. Для этого используются специальные задания на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами, выделение лишнего предмета, выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям с интересом наблюдать за особенностями слов, их использование в речи.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает обучаемых постоянно рассуждать, анализировать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Таким образом, выявляется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – способность к творческому мышлению ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Программа рассчитана на 1 год.
Календарно - тематическое планирование
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для предшкольной подготовки учащихся .
№ п/п | Тема занятия | Задачи | |
1. | Речь: говорение. Речь: слушание. Речь: письмо. | Совершенствование общих речевых навыков; составление описательного рассказа. Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий, объяснение их значений. | 1 |
2. | Звуки речи..Гласные звуки. | Знакомство с миром звуков. Понятие гласный звук. Артикуляционное обозначение и графическое изображение гласных звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. | 1 |
3. | Согласные звуки: твёрдые, мягкие. | Представление о согласных звуках. Артикуляционное обозначение согласных звуков. Различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; | 1 |
4. | Слоги. | Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. | 1 |
5. | Ударение. | Называние предметов с выделением голосом ударного слога в слове. Нахождение ударного слога в каждой схеме слова.Совершенствование графических навыков | 1 |
6. | Буквы А, а. Звук [а]. | Артикуляция звука [а].Выделение звука из ряда гласных, слогов, начала слова. Знакомство с буквой А. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, графические навыки. Учить составлять предложение по схеме с предлогом а. | 1 |
7 | Буквы Я,я.,звуки[ й+а] | Знакомство с буквой Я. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление слов Яша, Яна, Катя. | 1 |
8 | Буквы О,о. Звук [о]. | Знакомство со звуком [о], его графическим изображением. Выделение звука изсостава слова. Дифференциация от прочих гласных звука [о]. Практическое закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза и чтения других букв.. | 1 |
9 | Буквы Ё,ё. Звуки[ й+о] | Составление слов, чтение.Ребусы. | 1 |
10 | Буквы У,у. Звук [у]. | Четкое произношение звука [у]. Выделение звука из ряда гласных, слогов, начала слова. Знакомство с буквой У. Развивать фонематическое восприятие, силу голоса. Развивать графические навыки. Анализ и синтез звукосочетаний ау, уа. Учить составлять предложение по схеме с предлогом у. | 1 |
11 | Буквы Ю, ю. Звуки[ й+у] | Определение позиции буквы ю в словах, составление схем слов юла, юнга, ключ. Совершенствование графических навыков | 1 |
12 | Буквы Э,э. Звук [э]. | Знакомство со звуком [э], его графическим изображением. Дифференциация от прочих гласных звука [э]. Практическое закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза. | 1 |
13 | Буквы Е,е. Звуки[ й+э] | Звуко-буквенный анализ слов.Чтение слов | 1 |
14 | Буквы И,и. Звук [и]. | Четкое произнесение звука [и] в слогах и словах. Артикуляция звука. Знакомство с буквой И. Анализ и синтез слова иа. Образование множественного числа с флексией «и». Закрепление навыков выделения ударного гласного в конце слов. | 1 |
15 | Буква ы, звук [ы]. | Закрепление правильного произношения звука [ы] в слогах, словах и предложениях. Выделение звука [ы] из середины и конца слов. Знакомство с буквой Ы. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Обучение чтению слогов. Дифференциация звуков [ы] [ и] в речи. | 1 |
16 | Буквы М,м. | Выделение звуков [м,мь] из состава слова. Дифференциация звуков [м,мь]. Звуко-слоговой анализ слов. Соотнесение слова и схемы. Чтение слогов и слов. | 1 |
17 | Буквы Н,н | Выделение звуков [н,нь] из состава слова. Дифференциация звуков [н,нь]. Превращение слов, звуко-слоговой анализ слов. Чтение слов и предложений. | 1 |
18 | Буквы Р,р. | Определять место звука в слове.Различать звуки по твердости и мягкости, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа. | 1 |
19 | Буквы Л,л. | Выделение звуков из состава слова.Составление и преобразование слов. Мила-мил-мыл-смыл. Чтение слов и предложений . | 1 |
20 | Буквы Г,г. | Выделение звуков [г,гь] из состава слова. Дифференциация звуков [г,гь].Звуко-слоговой анализ слова гуси. | 1 |
21 | Буквы К,к. | Составление из букв слов. Письмо и чтение. | |
22 | Буквы З,з | Выделение звуков[ з,зь] из состава слова.Звуко-буквенный анализ слов. | 1 |
23 | Буквы С,с. | Выделение звуков[ с,сь] из состава слова. Дифференцирование звуков[ с,сь]. Звуко-слоговой анализ слова сани.Преобразование слов :носы-носи, косы-коси. | 1 |
24 | Буквы Д,д. | Выделение звуков [д,дь] из состава слова. Дифференциация звуков [д,дь].Звуко-слоговой анализ слов дубок, диван. | 1 |
25 | Буквы Т,т. | Выделение звуков [т.ть] в начале, середине и конце слова, составление слов, преобразование слов. | 1 |
26 | Буквы Б,б. | Выделение звуков[ б,бь] из состава слова. Дифференцирование звуков[ б,бь]. Звуко-слоговой анализ слов бусы, бант. Соотнесение слова и схемы. | 1 |
27 | Буквы В,в. | Характеристика звуков, дифференциация звуков [в,вь]. Соотнесение слова и схемы. Составление слов по первым звукам. | 1 |
28 | Буквы П,п. | Составление слов, письмо слогов и слов. Преобразование слов. Чтение слогов и слов. | 1 |
29 | Буквы Ф,ф. | Выделение звуков [ф,фь] из состава слова. Дифференцирование звуков[ ф,фь] и от прочих согласных, отбор картинок. | 1 |
30 | Буквы Ж,ж. | Выделение звука [ж] из состава слова. Звук [ж] -всегда твердый. Звуковой анализ слова пижама. Составление слов жук, сижу,запись предложения:Жук видит жаб | 1 |
31 | Буквы Ш,ш | Выделение звука [ш] из состава слова. Звук [ш] -всегда твердый.Звуковой анализ слов шуба, мышка, камыш.Преобразование слов : кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка. | 1 |
32 | Буквы Ц,ц. | Понятие: звук [ц] –всегда твердый.Выделение звука из состава слова.Преобразование слов. Чтение и письмо. | 1 |
33 | Буквы Ч,ч | Артикуляция звука [ч], выделение из состава слова, превращение и звуко-буквенный анализ слов: почка-точка-дочка-бочка. Совершенствование навыка чтения и письма. | 1 |
34 | Буквы Щ,щ. | Выделение звука [щ] из состава слова. Звук [щ] -всегда мягкий совершенствование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, чтения, графических навыков.. | 1 |
35 | Буквы Х,х. | Чтение и письмо слов с пропущенными буквами, типа мак, мухи. Составление предложений. | 1 |
36 | Буквы Й,й. | Знакомство со звуком [й]. Дифференциация от звука [и]. Выделение звука из состава слова. Преобразование слов: мой-мои. Чтение и письмо слов и предложений. | 1 |
37 | Буквы ь и ъ. | Чтение и письмо слов с изученными буквами. Совершенствование графических навыков. | 1 |
Ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия
С помощью системы пособий дошкольник должен научиться:
- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- понимать структуру детской книги и структуру страницы, логику чтения с верху вниз и слева на право;
- ориентироваться на странице и на развороте детской книги, находить ярко выраженные структурные элементы;
- пользоваться книгой и простейшими инструментами;
- правильно держать орудие письма;
- выполнять инструкции взрослого;
- обсуждать с взрослым возникшую проблему, отвечать на вопросы, касающиеся прослушанного текста;
- по требованию взрослого исправлять свою ошибку, если не получилось сразу выполнить задание правильно;
- работать в паре: слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди;
Предметные знания и умения
Ребенок будет способен:
- слышать, различать и произносить изучаемые звуки;
- иметь сформированное эталонное представление о конкретных звуках разного качества; улавливать разницу между эталонным образом звука и тем конкретным произнесением звука, которое является следствием актуального состояния артикуляционного аппарата ребенка;
- понять и освоить механизм слияния звуков в открытом слоге;
- сопоставлять изучаемые звуки с их изображением в виде печатных букв; понимать разницу между звуком и его оформлением на письме в виде знака;
- узнавать и воспроизводить знакомые очертания букв;
- ориентироваться в книге и на странице;
- пользоваться бумажными инструментами для выделения нужной строчки, слова, слога, буквы или детали картины;
- менять бумажные инструменты по заданию взрослого;
- различать и вычленять в звучащем слоге отдельные звуки;
- различать предмет и слово – название предмета;
- членить слово на части;
- различать звуки разного качества;
- называть героев короткого текста или отрывка из текста;
- коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;
- определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;
- восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;
- понимать логику и причинно – следственные связи повествования;
- понимать мотивы поступков и чувства героев несложного текста;
- удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
- делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;
- понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;
- внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;
- выстраивать сложносочиненные предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;
- выстраивать сложносочиненные предложения с опорой на речевой образец;
- соблюдать нужную интонацию высказывания;
- правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;
- использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
- узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;
- различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно – иллюстративный;
- частично – поисковый;
- наблюдение;
- информативный.
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы;
- рисунки;
- дидактические материалы;
Учебно – методическое обеспечение программы:
- учебное пособие Готовимся к школе.Подготовка к чтению и письму:ДОкл., тетр ч.1, 2 /Бадулина О.И.
тетради: Обучение грамоте
- иллюстративный материал;
- инструментальный материал;
- дидактический материал к урокам;
- набор обучающих материалов;
Литература
- Безруких М. Азбука.- М., 2001.
- Благинина Е. Научусь-ка я читать.-М., 1987.
- Занимательное азбуковедение.-Составитель В.Волина- М., 1991.
- Лунин В. Азбука.- М.1987
- Пудваль А. Зеленый букварик.-Свердловск,1967.
- Сапгир Г. Забавная азбука.- М.,1963.
- Шибаев А. Буква заблудилась.- М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений»
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений» в соответствие с ФГОС...
Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...
Рабочая программа учителя-логопеда "Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ФФНР)"
Данна программа разработана для коррекции речевых звуков у детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Программа создана только для индивидуальных занятий. Срок р...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда «Преодоление речевых нарушений у детей 5-6 лет». Срок реализации 1 год.
laquo;Преодоление речевых нарушенийу детей 5-6 лет»....