НОД по обучению грамоте "Звук и буква С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Педюра Ольга Анатольевна

НОД по обучению грамоте "Звук и буква С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_s.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение города Когалым «Берёзка»

Конспект НОД по обучению грамоте                                                                  в подготовительной группе на тему:

«Твёрдый и мягкий звуки С, знакомство с буквой С»

Подготовила и провела:

воспитатель МАДОУ «Берёзка»

Педюра О.А.

Когалым 2020 г.

Цель: Познакомить детей с согласным звуком (С) и буквой (С).

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с графическим изображением буквы С

- Закрепить понятие «согласный, гласный звук»;

- Упражнять в дифференциации звука С – С”;

- Продолжать учить определить место звука в слове;

- Упражнять в делении слов на слоги.

Развивающие:

- Развивать фонематический слух, память, внимание;

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности;

- Воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Словарная работа:

активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. Демонстрационный материал (пенал, папка, пластилин, пирамидка, пакет, джип; домик – «Буквоград», демонстрация слайдов).

Словесные:

  1. Художественное слово (загадка);
  2. Указание;
  3. Объяснение;
  4. Рефлексия собственной деятельности.

Игровые:

  1. Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»;
  2. Игровое упражнение «Определи место звука в слове», «Составь слово», «Опиши звук С», «Деление слов на слоги».

Методы повышения познавательной активности:

  1. Метод вопросов.
  2. Метод классификации.

Методы повышения эмоциональной активности:

  1. Игровой прием «Поиграем со звуками С и СЬ».

Предварительная работа:

  1. Предшествующая НОД.
  2. Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
  3. Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».
  4. Разучивание физминутки «Ты давай-ка не ленись!».

Материалы и оборудование:

  1. Демонстрационный материал: пинал, папка, пластилин, пирамидка, пакет, джип; домик – «Буквоград», предметные картинки (пол, пинал, пирог, портфель.), видеоролик «Знакомство с буквой П».
  2. Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный), прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
  3. Телевизор, ноутбук.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель привлекает внимание детей:

В: Ребята, вот уже на улице и весна, скоро наступит лето. Мы все с вами поедим в отпуск. И вы будете собирать сумку для отпуска. У меня есть сумка. Вот такая.  Я собрала его для поездки в отпуск, но думаю, что может я положила что-то лишнее. Хотите узнать, что в ней?

Игра «Угадай на ощупь» (Сидя в кругу)

- Давайте поиграем в знакомую игру – нужно с закрытыми глазами угадать, что находится  внутри.

Дети по желанию выходят и определяют предметы – сандалии, спрей, салфетки, костюм, паспорт, стакан, рис, атлас (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук с).

-Как вы думаете, какие предметы нам пригодились бы в путешествии?

Д: сандалии и салфетки.

В: Что объединяет названия всех этих предметов?

Д: В названиях всех этих предметов есть звук С.

В: Верно – я сложила в сумку эти предметы, потому что мне нравится звук С, ведь именно с этого звука начинается такое тёплое слово – Солнце. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком. Звуком С. садитесь на стульчики.

Упражнение «Опиши звук С»

В: Как вы думаете, это гласный или согласный звук? Давайте проверим.

Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду.

На мольберте синий квадратик.

В: Звук С звонкий или глухой?

Д: Глухой. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, что спокойно горло.

В: Каким может быть согласный звук?

Д: Твердым или мягким.

На мольберте синий и зелёный квадратик.

Игра в кругу «топай - хлопай»

В: Сейчас я буду называть слова со звуком С. Если звук С – твёрдый вы топайте, если мягкий – хлопайте. Слова: Нос, Сыр, сила, лес, соль, письмо, снег, сено, суп, куст.

В: Молодцы!

В: Приглашаю вас занять место за столами. Поиграем в игру.

(Дети рассаживаются за столы)

В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного цвета. Напомните мне, квадратом какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).

В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).

В: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»?

Д: Поиграем.

В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук С. Слова: сыр, письмо, стакан, сено, лес.

Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.

В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука С в слове сыр, (письмо, лес). Никита? Кто согласен с Никитой – покажите знак согласия. Сколько слогов в этом слове?

В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках.

Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети выкладывают слово лес из квадратов (зелёный, красный, синий).

В: а сейчас предлагаю поделить слова на слоги.

Физминутка:

Ты давай-ка, не ленись!

 Руки вверх и руки вниз.

Взмахи делай чётче, резче.

Тренируй получше плечи.

(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять – вверх- назад.)

Корпус вправо, корпус влево –

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

(Повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну!

И теперь попеременно

Буду поднимать колени.

(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели.

(Дети садятся.)

Знакомство с буквой.

В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки С и С'?

Просмотр видеоролика «Буква С».

В: Давайте нарисуем букву С в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе). Обведем пальчиком букву С (на столах у детей приготовлены буквы, изготовленные из наждачной бумаги). А теперь выложите букву С из счетных палочек.

Заселение буквы С в «Буквоград».

В: Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в «Буквоград».

В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание. Посмотрите внимательно на картинки, все они начинаются на звук С или С”. Вам нужно обвести предметы синим или зелёным карандашом. Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с твердого звука C?

Д: Карандашом синего цвета.

В: Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с мягкого звука C'?

Дети выполняют письменное задание.

Итог:

В: Спасибо вам за то, что вы так здорово собрали сумку для путешествия. Я думаю, когда вы поедите в отпуск, вы справитесь с этим легко!

Дети с воспитателем проходят на ковёр.

В: С каким звуком мы познакомились? Каким бывает звук С? Что вам понравилось сегодня больше всего? Что показалось более сложным?

Молодцы!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"

Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Обучение с увлечением. Буква "А"

Презентация для родителей и детей буква "А"....