Поющие звуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по обучению грамоте в старшей группе
на тему «Поющие звуки»
Цель: повторить гласные буквы русского алфавита; закрепить знания о гласных звуках (тянутся и поются, обозначаются красным цветом); дать представление о гласных звуках, с которыми согласные звуки становятся твёрдыми или мягкими; воспитывать честность, желание помогать друг другу в трудную минуту.
Предварительная работа: знакомство с русским алфавитом; беседа на тему: «Чем отличаются буквы от звуков».
Подготовка: 2 ободка ( А и Я на голову взрослым); ободки ( Е,Ё,И,О,У,ЫЭ,Ю) для детей, они спрятаны по всей группе; 5 карточек сине-красного цвета и 5 карточек зелёно-красного цвета; фишки «Смайлики» для каждого ребёнка; плакат «Алфавит».
Ход занятия:
(Дети сидят полукругом. В группу вбегают буквы «А» и «Я» и начинают что-то искать).
Буква «А»: - Не могу найти. Куда подевались? Куда разбежались?
Буква «Я»: - Я тоже не могу найти, не вижу ни одной. Мы с тобой вдвоём остались. Это не правильно.
Воспитатель: - Здравствуйте, что у вас случилось? Вы так расстроились, что даже не поздоровались с детьми.
Буква «А»: - И правда буква «Я» мы не поздоровались. Извините, здравствуйте.
Буква «Я»: - Здравствуйте, у нас большое горе. Потерялись наши подружки. А вы знаете кто мы и кто наши подружки?
Дети: - Вы гласные буквы «А» и «Я», а ваши подружки — это другие гласные буквы.
Буква «А»: - Правильно, мы гласные буквы «А» и «Я», и мы потеряли другие гласные буквы, помогите нам, пожалуйста, их найти.
Воспитатель: - Давайте, дети, поможем найти буквы в нашей группе. Кто найдёт, тот оденет ободок с найденной буквой себе на голову и назовёт её (дети ходят по группе и ищут ободки с буквами).
Буквы «А» и «Я»: - Спасибо за помощь. А теперь все гласные буквы возьмёмся за руки и не будем больше теряться. Мы хотим вам предложить немного отдохнуть и поиграть в игру: - «Назови слово со своим звуком». (Правила: надо назвать слово со звуком, который у вас на ободке. Можно помогать друг другу, если кто-то затрудняется. Кто правильно назовёт слово, получит «Смайлик»).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Справились с заданием. А теперь, кто скажет, сколько гласных букв в русском алфавите.
Дети: - В русском алфавите 10 гласных буков.
Воспитатель: - Правильно. Скажите, чем отличаются буквы от звуков.
Дети: - Буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки слышим и произносим.
Буквы «А» и «Я»: - Какие молодцы, а что вы еще знаете про гласные звуки.
Дети: - Гласные звуки тянутся и поются, обозначаются красным цветом.
Буквы «А» и «Я»: - Какие вы умные. Дети, мы хотим вам рассказать, что гласные звуки могут превратить согласные звуки в «твёрдые» и «мягкие». Поэтому их можно разделить на 2 группы: 1- (А, О, У, Ы, Э) делают согласные твёрдыми; а 2- (Е, Ё, И, Ю, Я) смягчают их. Послушайте: в слове «Мак», звук «М» звучит…?
Дети: - Твёрдо. Сильно, значит синий.
Буквы «А» И «Я»: - Правильно. В слове «Мяч», звук «М» звучит…?
Дети: - Мягко. Как травка, значит зелёный.
Буквы «А» и «Я»: - Точно. Молодцы. В словах «Дом», «Дуб», «Дым», «Мэтр», согласные «Д» и «М» звучат твёрдо, а в словах «Лев», «Мёд», «Мир», «Люк», согласные «Л» и «М» звучат мягко. Вот и мы отличаемся друг от друга. А кто угадает чем? (ответы детей)
Буквы «А» и «Я»: - Правильно, молодцы, ребята.Я: - «А», я делаю согласный звук твердым, а я: - «Я», делаю согласный звук мягким. Давайте все гласные построятся за нами. Кто за звуком «А», а кто за «Я».
Дети строятся в 2 колонны: за звуком «А» получают карточки сине-красные, а за звуком «Я» - зелёно-красные.
Буквы «А» и «Я»: - Эти карточки вам помогут запомнить. А сейчас давайте поиграем в игру «Найди свое место». (Дети под музыку двигаются по групповой комнате, музыка остановилась, дети подбегают к нужным буквам «А» или «Я»)
Воспитатель: - Буквы «А» и «Я», какие вы молодцы и игра интересная.
Буквы «А» и «Я»: - Это дети молодцы, Быстро все усвоили. А сейчас смотрите: - показывают детям плакат с буквами русского алфавита. Это русский алфавит, в нем собраны все наши буквы и гласные и согласные.
Дети: - Как много букв.
Буквы «А» и «Я»: - Да, в русском языке 33 буквы и их обязательно нужно выучить и никогда не забывать. Поэтому мы дарим вам этот плакат и желаем, чтобы вы оставались такими же умными и активными, дружными как буквы в алфавите. До свидания, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание естественно поющего человека.
Рекомендации для родителей. Советы по домашнему музицированию, значении совместных концертов родителей и детей в домашних условиях, о пользе пения для детей....
Сценарий тематического развлечения "Королевство поющих инструментов"
Сценарий тематического развлечения "Королевство поющих инструментов"...
Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе «Поющие гласные звуки».
Занятие для детей с нарушением звукопроизношения...
Публикация для родителей "Поющие звуки"
Это важно знать,пение звуков помогает в оздоровлении........
Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...
Электронный сборник практических мультимедийных пособий "Поющие звуки" (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильно...