Конспект НОД по обучению грамоте "Звук З. Буква З» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Тема: Звуки з,и зь. Буква З.
Задачи:
Образовательные:
-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
-упражнять в выделении заданного согласного звука в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;
-совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;
-познакомить с буквой Зз;
-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.
Развивающие:
-продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук З. Буква З» (подготовительная к школе группа)
Тема: Звуки з,и зь. Буква З.
Задачи:
Образовательные:
-уточнять артикуляцию звуков [з – з`];
-упражнять в выделении заданного согласного звука в начале, в середине и конце слов, из потока слов, из текста;
-совершенствовать навыки детей в проведении звуко- буквенного анализа слова;
-познакомить с буквой Зз;
-учить анализировать и читать слова из 4-х звуков.
Развивающие:
-продолжать развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям, усидчивость.
Оборудование: домики для гласных и согласных звуков, буква З большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); игрушка «Зима»; картинки: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей, осы, ива, усы; сюжетная картинка к стихотворению; магнитная доска с буквами для выкладывания слов: зима, Зина, буквы на магнитах, картинки к загадкам, к игре «4 лишний», «Угадай слово», карточки с заданием к игре «Угадай буквы», кассы букв.
Ход занятия.
1 Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору (зайка)
Лежит веревка
Шипит плутовка
Брать её опасно
Укусит. Ясно? (змея)
От дождя спасает
А сам намокает
Хотя намокает
Но не промокает (зонт)
- Какой первый звук в этих отгадках? (з)
- какой он? (согласный, звонкий, твердый)
- растяните губы в улыбке, сделайте заборчик и повернитесь друг к другу – произнесите звук (з)
- в каком замке живет звук (з) – в синем
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима).
Выставляется игрушка – Зима.
А вот и я – Зима. Я принесла вам два любимых звука – з и зь.
Какой первый звук в моем имени? (Звук зь). Моя подруга вьюга очень любит звук з. Произнесите его. (з-з-з-з).
Обозначение звуков з, зь цветными символами
2. Выставляются слоговые домики.
Садятся на места дети, придумавшие слова со звуком з. Каждый ребенок называет слово, считает, сколько в нем слогов и определяет, в каком домике оно поселится.
3. Игра «Поймай звук».
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку: закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра
4. Речевая зарядка
У Зайки есть игрушка Коза. Сочиним для него чистоговорки со словом коза
За-за-за-на лугу стоит коза
Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу
Зы-зы-зы- колокольчик у козы
За-за-за – уходи домой коза
Чтобы Козе не было скучно, найдем ей друзей: из всех игрушек выбрать только те, в которых есть звук (з)
5. Педагог ставит на доску 5-6 картинок: звонок, зебра, зал, бузина, корзина, змей. На столе рядом с доской лежат две стопочки кругов синего и зеленого цветов (по 8-10 штук).
Задача вызванного ребенка: четко произнести название предмета и поставить под каждой картинкой квадрат определенного цвета в соответствии с характеристикой звука з в слове (мягкий или твердый).
Следующий ребенок определяет, где находится звуки з или зь в слове (в начале или в середине слова). Третий ребенок определяет количество слогов. И так с каждым словом.
6.Выбор слов со звуками з, зь из стихотворения.
Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей,
А под музыку, друзья,
Потанцует и змея.
Уточняется значение слов «заклинатель змей». Выбираются слова сначала со звуком з, затем со звуком зь.
7. Физкультминутка «Замок».
У меня закрыт замок.
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук и в каких словах услышали дети во время ф/м.
8. «Четвертый лишний»
Назвать слово, в котором нет звука (з)
9 «Угадай буквы»
нарисована картинка, под ней слово. Из квадрата выбрать только те буквы, которые есть в этом слове (дети делают самостоятельно, демонстрационный лист с выполненным заданием выставляется на мольберт – проверка задания)
10. «Угадай слово»
По первым звукам картинок составить новое слово
11. Звуко-слоговой анализ слова «Зима».
Зимушка спрашивает: «Зачем вам эти кружочки?»
Покажите, как можно обозначить слово зима. Сколько слогов в этом слове? (Дети отхлопывают слово – два слога). Обозначьте все звуки в слове зима кружочками. Дети обозначают у себя на столах. Проводится анализ сделанного и педагог на доске выкладывает кружочками это слово.\
12 Знакомство с буквой З
У каждого из вас есть касса букв на столах. Зайка очень просит вас найти его букву З
З не просто завитушка На эту букву посмотри,
З – пружинка, крендель, стружка Она совсем как цифра 3
13. Игра «Комарик»
На полу разложены цветочки с гласными буквами. Ребенок одетый в шапочку комарика летает извенит: з-з-з, перелетая с одного цветка на другой и соединяет звук (з) с гласным: за, зы, зо, зу
Порадуем Зиму. Обозначим буквами ее имя.
Составление из букв слова зима.
Какую букву надо заменить, чтобы получилось имя девочки – Зина?
Составление из букв слова Зина.
Написать букву и слова.
14.Итог. Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
За чудесами в осенний лес Конспект интегрированного занятия ( обучение грамоте и аппликация) в подготовительной к школе группе
Конспакт интегрированного занятия обединяет подготовку к обучению грамоте и изобразительную деятельность: аппликацию. Отправдяясь в "осенний лес" воспитатель знакомит детей со звуковым анализом ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-452295-1430930026.jpg)
Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594336-1424026582.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Г. Буква Г"(подготовительная к школе группа)
Тема: Звуки г, гь и буква Г.Цель: выделение заданного согласного звука в начале, и в середине слов, из потока слов,из текста; различение звуков г-гь; воспроизведение и чтение ...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа).
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Л. Буква Л" (подготовительная к школе группа)....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/26/picture-1340500-1627277869.jpg)
Конспект занятия по обучению решения арифметических задач в подготовительной к школе группе
Цель. Обучение составлению и решению арифметических задач по иллюстрации посредством показа приемов работыЗадачи:Обучающие: упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и в...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/05/picture-1491877-1701778287.jpg)
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной к школе группы «Как стать миллионером».
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....