Дидактическое пособие для детей старшей и подготовительной группы детского сада
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическое пособие "Учимся играя направлено на коррекцию  нарушений фонетической стороны речи  и подготовку обучению грамоте   у детей  5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx389.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад « Колосок»

Дидактическое пособие

«Учимся играя»

(для детей старшей и

подготовительной группе

детского сада)

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-204245-1435142499.jpg

Воспитатель: Спиридонова Н.М.

Дидактическое пособие «Учимся играя» направлено на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку  к обучению грамоте  детей 5-7 лет. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.  Оно может быть рекомендована к использованию в работе как учителя-логопеда,  так  воспитателя. Будет она полезна и заинтересованным родителям.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).  Помощником  игры является любимый сказочный персонаж русской народной сказки - Колобок.

Вашему вниманию предлагаю дидактическое пособие по обучению грамоте «Учимся играя». Данное пособие дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.  

Буквы  и звуковые кружочки вырезаны из фетра. Их легко можно перемещать.

Вариант № 1 «Найди место звука в слове»

Возраст детей: 5-7 лет.

Игровая задача: умение определять место звука в слове.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «звук».
  2. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков. Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, что нужно определить место звука в слове, если звук (гласный или согласный) находится в начале слова, то приклеиваем кружочек нужного цвета  в домик, если в середине -то на середину пути, если в конце – то на цветочек. Выигрывает тот, кто отвечает правильно и быстрее остальных.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог произносит слова.
  2. Ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает Колобка в начало (середину или конец) дорожки.

Вариант № 2 «Звуковой анализ с Колобком»

Цель: закрепить знания по звуковому анализу слов.

Возраст детей: 5-7 лет.

Игровая задача: Закреплять умение детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква».
  2. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный).
  3. Закрепить умения соотносить звук с буквой.
  4. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  5. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, что нужно определить последовательно каждый  звук в слове, если звук (гласный или согласный) находится в начале слова, то приклеиваем кружочек нужного цвета  под домиком, если в середине -то на середину пути, если в конце – то под цветочек.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог произносит слово.
  2.  Ребенок определяет первый звук и приклеивает кружочек нужного цвета под буквой, второй звук и т.д.  Вместе перемещается и Колобок.

Вариант № 3 «Катись, катись, Колобок, от одной буквы к другой»

Возраст детей: 5-7 лет

Игровая задача: обучать составлению и чтению слогов и слов.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква».
  2. Дифференцировать  понятия  гласный – согласный звук.
  3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный).
  4. Закрепить умения соотносить звук с буквой.
  5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков. Можно играть индивидуально. Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первый звук, пока Колобок, которого мы ведём по дорожке, не дойдёт до второго звука. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог или ребенок приклеивает буквы.
  2.  Ребенок, перемещая Колобка, читает слог или слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Масленица – день за днем. Тематическая беседа для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Масленица – день за днем.Тематическая беседа  для детейстаршей и подготовительной группы детского садаВедущая. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец...

Экскурсия для детей старшей и подготовительной группы детского сада "Наш волшебный светофор"

План-конспект экскурсии для детей 5-7 лет по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Дидактические игры и упражнения "Времена года" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Данные упражнения нацелены на формирование и закрепление знаний о последовательной смене сезонов, привитие уважительного отношения к природе....