Кружок "Экологические интересности"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Программа кружка расчитана на 2 года. На кружке дети с большим удовольствием экспериментируют, узнают что то новое и неожиданное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка. Автор Солдаткина С.И. | 66.07 КБ |
Роль почвы в жизни растений | 12.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В условиях модернизации Российского дошкольного образования, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольные образовательные организации одной из приоритетных задач, указанных в стандарте является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Важным условием и средством воспитания личностного развития детей выступает экологическое воспитание дошкольников.
Педагоги и родители учат детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.
Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами экологического воспитания детей: Л.С. Выготского, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и других, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельтность оказывает на детей определенное воспитательное воздействие.
Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития познавательно – исследовательской деятельности детей в природе, так как именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.
Но выявляя на практике состояние экологического воспитания в дошкольном учреждении, беседуя с детьми и их родителями, мы постоянно сталкиваемся с тем, что исследовательская деятельность организуется и дети принимают участие в разных его видах, даже имеют навыки опытно - исследовательской деятельности, однако приобретение необходимой экологической культуры не происходит.
Оказывается, что одно лишь участие ребенка в исследовательской деятельности не является решающим для его экологического воспитания. Даже приобретение исследовательских умений и навыков еще не достаточно для воспитания основ экологической культуры как воспитания любви к природе, формирования эмоционально-положительного отношения к природе, уважения и интереса к объектам природы и ее обитателям.
Следовательно, нужны какие-то дополнительные условия. Исходя из опыта работы с детьми, и на основании наблюдений и работы с родителями, посвященных проблемам познавательно- исследовательской деятельности детей, экологического воспитания, можно сделать вывод, что эффективность воспитания и обучения зависят от того, насколько эмоционально ребенок относится к объектам исследования, к природе, к сложившейся ситуации, от содержания деятельности и осознания смысла выполняемого исследования.
Исследовательская деятельность детей является прекрасным средством,
удовлетворяющим познавательные потребности ребенка. Объекты исследования очень эмоциональны, всегда вызывают большой интерес у детей. Исследования в природе формируют любознательность, симпатию, желание помочь, заботиться, ухаживать, любить природу. Оно побуждает детей к самостоятельности, ответственности за живую и неживую природу, за порученное дело, к осознанию смысла значимости своего исследования, т.к. объекты исследования зачастую - это живые существа.
При правильно организованном педагогическом процессе повседневной
исследовательской деятельности в природе создаются благоприятные условия для экологического воспитания и положительных взаимоотношений между детьми. Но принимая во внимание специфику данного вида исследовательской деятельности, для педагогов очень важно определить наиболее эффективные педагогические условия, включающие правильную организацию детской исследовательской деятельности в природе, методы руководства ею, формы и средства педагогической работы по данной проблеме.
Цель:
Формирование начал экологической культуры у дошкольников старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная:
Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
Развивающая:
Развивать общие познавательно- исследовательские способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, вызвать желание заботиться о ней.
Технология организации образовательного процесса.
Настоящая программа разработана на основе программы Николаевой Светланы Николаевны «Юный эколог», которая предполагает формирование начал элементарной экологической культуры у дошкольников.
Образовательный процесс осуществляется в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной, продуктивной, восприятии художественной литературы.
Рабочая программа «Экологические интересности» предусматривает интеграцию следующих образовательных областей:
- «Социально – коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно – эстетическое развитие»
- «Физическое развитие».
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Сроки реализации: 2 года.
Основные методы работы:
Метод наблюдения, игровой, практический, словесный, наглядный, проблемный, проектный метод.
Основные формы работы с детьми:
Программа «Экологические интересности» предусматривает самые разнообразные формы и приемы работы с детьми: работа с родителями, игры разной подвижности, дидактические игры, опытническая деятельность, экспериментирование, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, труд, изобразительная деятельность, рассматривание иллюстраций, рассматривание объектов природы на прогулке, во время экскурсий, совместная проектная деятельность с детьми и родителями, информационно- коммуникационные формы работы.
Используя все вышеуказанные методы и формы работы с детьми по проблеме педагог старается воспитать в детях в первую очередь любовь и бережное отношение к объектам живой и неживой природы, умение наблюдать и делать выводы и заключения. Важно понимать мотивы, которые побуждают детей к действиям, правильно оценивать их. Только поняв мотивы поступков, педагог правильно подбирает методы и средства воспитательного и обучающего воздействия. В своей работе педагог использует такой метод, как пример хорошего поступка сверстника или взрослого, основу его использования составляет склонность детей к подражанию с целью получить одобрение воспитателя, пожалеть, защитить. Поэтому особое значение имеет пример самого воспитателя. Педагог должен помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, оно всего лишь только зарождается: любовь к природе, животным, гуманизм, коллективизм и трудолюбие и чувство собственного достоинства - все эти качества берут свое начало именно в дошкольном детстве.
Средства экологического воспитания дошкольников.
Для решения задач экологического воспитания используются самые разнообразные средства, которые доступны детям и педагогам в дошкольном образовательном учреждении.
Это и методическая литература, дидактические пособия в том числе и достаточное количество дидактических игр и раздаточного материала для опытно – исследовательской деятельности, художественная литература по теме, произведения искусства: кино, картины, музыка, театр и т.д..
Конечно же средства, которые необходимы на природе. Это прогулочные участки, экологические зоны на участке детского сада: экологическая тропа, огород, собственная трудовая деятельность детей во время наблюдений за растениями и животными. Конечно же все эти средства и многие другие должны быть безопасными и доступными для применения в процессе воспитательной - обучающей деятельности и игрового процесса с детьми, так же и для самостоятельной деятельности детей. Информационно - коммуникационные и технические средства обучения так же являются необходимым средством для обучения детей основам экологического воспитания детей.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы «Экологические интересности» дети могут:
-Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
-Ухаживать за растениями и животными.
-Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
-Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
-Делать элементарные выводы и умозаключения.
-Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
-Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
-Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
-Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, синица, сорока, снегирь, голубь, галка).
-Знать элементарные правила поведения в природе.
-Иметь представление как правильно одеваться в любую погоду.
-Безопасно обращаться с инвентарем в ходе трудового процесса.
-Составить рассказ из личного опыта о животных.
-Читать наизусть небольшие стихи и загадки о природе.
-Составлять совместно с родителями экологические проекты.
-Участвовать в экологических праздниках, викторинах, ОНЛАЙН – конкурсах.
Содержание и методическое обеспечение программы детей 6-7 лет.
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическое обеспечение и дидактический материал |
1 | Сентябрь 1 неделя | «Экология» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | Занятие | Игрушки, предметные картинки, дерево без листьев, пособие, «Напоминающее знаки» Видео- ролик. |
2 | Сентябрь 2 неделя | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе. | Наблюдение на прогулке. Занятие | Картины с изображением обитателя леса,карта - план путешествие,стихи, загадки, дидактические игры. Интернет – материалы. |
3 | Сентябрь 3 неделя | Осенний бал природы» | Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь к природе. | Развлечение | Слушание музыки, грамм, запись. Видеко- ролик. Чтение стихов. |
4 | Сентябрь 4 неделя | «Где живут капли воды в детском саду» | Закрепить знания детей, для чего нужна человеку вода. О её значимости и пользе. | экскурсия по детскому саду. Наблюдения дома Опыт. | Наблюдения. Чтение художественной литературы. Интернет – материалы. Работа в мини- лаборатории. |
5 | Октябрь 1 неделя | «Послушная водичка» | Продолжать знакомить со свойствами воды. Развивать любознательность, смекалку, наблюдательность | Занятие, опыт | Рассматривание иллюстраций. Видео- ролики. Работа в мини- лаборатории. |
6 | Октябрь 2 неделя | «Вода - кровь земли» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру | Занятие | Иллюстрация, худож. слово, Интернет – материалы. |
7 | Октябрь 3 неделя | «Ходит капелька по кругу» | Закрепить знания о воде. Создать праздничное настроение. Формировать у детей представления о природных взаимосвязях | Развлечение | Инсцинировка по мотивам сказки «Куда делась вода после дождика» А. Дитрих |
8 | Октябрь 4 неделя | «Воздух вокруг нас» | Дать детям представление о воздухе через опыты. Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | Занятие, опыт Зарисовки. | Рассматривание иллюстраций. Работа в мини- лаборатории. |
9 | Ноябрь 1 неделя | «Этот удивительный воздух» | Расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно-следственные связи связи. | Занятие -опыт Зарисовки. | Рассматривание иллюстраций. Работа в мини- лаборатории |
10 | Ноябрь 2 неделя | «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | Занятие | Художественное слово, иллюстрации |
11 | Ноябрь 3 неделя | «Где же 5й океан» | Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | Игра- путешествие. | Плакаты, глобус, Экологическая мини- лаборатория, опыты |
12 | Ноябрь 4 неделя | «Солнышкосолнышко, выгляни в окошечко» | Познакомить с явлением солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Развивать наблюдательность и смекалку. | Наблюдения Зарисовки. | Исследовательская деятельность, вывод: солнце - тепло. |
13 | Декабрь 1 неделя | «Солнце в жизни растений и животных» | Расширить кругозор знаний детей о влиянии солнца на живые организмы. | Занятие | Иллюстрации, художественное слово, народный фольклор |
14 | Декабрь 2 неделя | «От чего происходит смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве. Совершенствовать Представление детей о времени и частях суток. | Занятие. Игра- путешествие | Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением различных времён суток. Детская энциклопедия. |
15 | Декабрь 3 неделя | «Песок и глина -наши помощники» | Дать представления о свойствах песка и глины. О том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые. | Занятие -эксперимент | Опыты с песком, глиной в экологической мини- лаборатории |
16 | Декабрь 4 неделя | Удивительная глина» | Учить детей использовать природные материалы в жизни, быту. Воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанным их них предметам. | Интегрированное занятие | Художественное слово, лепка, посуда из глины |
17 | Январь 2 неделя | «Что у нас под ногами» | Дать представление о разнообразии камней в природе. Камни - орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, Памятники итд) | Занятие | Иллюстрации, коллекция камней, Интернет- материалы. |
18 | Январь 3 неделя | «Земля - наша кормилица» | Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной) | Занятие -эксперимент | Экологическая лаборатория, Иллюстрации, Интернет- материалы. |
19 | Январь 4 неделя | «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почвы. Фиксировать результаты исследований. | Занятие -эксперимент Зарисовки. | Художественное слово, Иллюстрации, Интернет- материалы |
20 | Январь 3 неделя | «Знакомство с подземным царством» | Продолжать знакомить с подземными обитателями. С особенностями строения червяка и других подземных обитателей. Показать их приспособленность. | Наблюдение | Экологическая лаборатория, опыты с почвой |
21 | Февраль 1 неделя | «Значение почвы в жизни растений» | Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве. | Занятие | Плакаты, иллюстрации, художественное слово |
22 | Февраль 2 неделя | «Не уставайте удивляться» | Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы. Учить видеть необычное и прекрасное в привычном. И на первый взгляд не приметном. | Занятие | Художественное слово, загадки, приметы Рассматривание фотоальбома «Природа глазами художника» |
23 | Февраль 3 неделя | «Зелёная аптека» | Дать представление о целительных свойствах зелёных растений. Познакомить с некоторыми из них. | Занятия | Стенд«Лекарственные растения», художественное слово, загадки Изготовление и рассматривание гербария. |
24 | Февраль 4 неделя | «Растения под нашей защитой» | Формировать познавательный интерес к миру растений, чувства ответственности за сохранение зелёного наряда планеты | Беседа | иллюстрация, художественное слово |
25 | Март 1 неделя | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | Занятие | Внесение кашпо с цветами. Худож. Слово. Наблюдения за цветущими растениями в детском саду |
26 | Март 2 неделя | «Где живут обитатели природы» | Познакомить детей с разнообразием домов - сред обитания живых организмов с зависимостью от условий существования от поведения человека. | Занятие. Экскурсия по экологической тропе. | Таблица, дидактические карточки, художественное слово, дидактическая игра «Где мой дом» |
27 | Март 3 неделя | «Учитесь жалеть и беречь» | Пробудить чувства сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду. Учить отделять истинную жалось от ложной. | Занятие. | Художественное слово, экскурсия по экологической тропе. |
28 | Март 4 неделя | «О чём поют птицы» | Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы. | Занятие | Приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц» Экскурсия к месту скопления птиц. |
29 | Апрель 1 неделя | «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим» | Воспитывать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных. Формировать правила поведения с этими животными | Занятие | Иллюстрации, художественное слово, картинки, легенды. |
30 | Апрель 2 неделя | «В гостях у зелёного друга» | Вызвать интерес детей к защите и изучению растений. | Беседа | Игра - викторина о растениях. Чтение художественной литературы |
31 | Апрель 3 неделя | «Что растёт в лесу и кто живёт в лесу» | Расширять представление детей о лесе, его обитателях и растениях. | Беседа | художественное слово, загадки |
32 | Апрель 4 неделя | «Кто главный в лесу» | Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг у друга. Уточнить представления о том, что главное звено в лесу - растения. | занятие | художественное слово, экология в картинках, иллюстрации о растениях и животных |
33 | Май 1неделя | «Лес в жизни человека» | Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. | экскурсия на выставку | панно для моделирования «Лес», предметные картинки, плакаты «Что не следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из древесины» |
34 | Май 2 неделя | «Заповеди юных защитников природы» | Закрепить знания о правилах поведения - запретах и предписаниях в природном окружении. | занятие | плакаты с изображением различных ситуаций, беседа. |
35 | Май 3неделя | «Природа просит защиты» | Приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека. Защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. | занятие | художественное слово, иллюстрации, рисунки детей, игра инсценировка «Зимний разговор через форточку» Б. Брехт |
36 | Май 4неделя | «Природа и человек» | Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материал лучше тех, что созданы природой. | занятие | художественное слово, иллюстрации, картины |
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
- Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
- Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
- Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
- Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
Список литературы
1. Николаева С.Н. « Юный эколог»
- Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
- Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
- Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
- Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.
Предварительный просмотр:
Кружок «Экологические интересности» снова радует детей.
Мы продолжаем вести разговор о почве. Сегодня речь пойдет о роли почвы для роста растений. На какой же почве лучше будут расти и давать плоды растения? Берем песочную почву и чернозем. Рассматриваем с детьми заранее пророщенные семена кабачков. Предлагаем детям посадить семена в песочную землю и чернозем. Затем тщательно водой и делаем умозаключения. Так в какой же почве лучше будут расти ростки кабачков? Дети предполагают, что в черноземе, потому, что она богата минеральными веществами и в ней есть все необходимое для жизни и роста растений. В песочной почве мало питательных веществ и она бедна по составу витаминов по сравнению с черноземом и поэтому предполагаем, что в песочной почве семена кабачков будут расти по медленнее. Каждый день дети будут наблюдать за всходами росточков кабачка, поливать и делать зарисовки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе интересней" Ширмы для родителей
В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....
Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".
Презентация содержит теоретический и практический материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....
Консультация для родителей "Интересные вопросы-интересные ответы"
Интересные вопросы-интересные ответы....
Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...
Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...
Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»...