Сказка о живых звуках
план-конспект занятия по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
СКАЗКА О ЖИВЫХ ЗВУКАХ
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений.
Первая часть сказки дает возможность:
• познакомить детей с гласными звуками (закрепить знания о гласных звуках);
• формировать понятие «гласный звук»;
• развивать слуховое внимание;
• развивать фонематический слух (например, после прочтения текста предложить вспомнить какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную песенку, в какой последовательности пели звуки, какие песенки могут спеть звуки И, У и т. д.);
• познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);
• проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
• Вторая часть сказки позволяет:
• формировать понятие «согласный звук»;
облегчить работу, связанную с объяснением темы «йотированные буквы», в начальных классах школы.
СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»
Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот: «a__».
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко: «a, a, a».
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.
Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- Что любил делать звук «a»? (Петь).
- Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
- Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
- Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
- На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
- Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a».
- За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).
СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»
Жил да был звук «у».
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».
Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- Какая особенность была у звука «у»? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
- Как умел гудеть звук «у»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у».
- На чем любил играть звук «у»? (На трубе).
- Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
- Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).
СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»
Жил-был звук «о».
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).
- От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).
- Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
- На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
- Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.
СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»
Жил-был звук «и».
Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук «и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- Как звучали песни звука «и»? (Игриво).
- Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
- На каком музыкальном инструменте играл звук «и»? (На свирели).
- Как могут звучать мелодии звука «и»? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ », «и и ии ии и__», «и__ и__ и__ », «ии ии и»).
- Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и», мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).
СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»
Жил да был звук «э».
Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
- Какие вопросы задавал звук «э»? (Это что? Это зачем? Это почему?)
- Какие песни пел звук «э»? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
- Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
- Как пел звук «э»? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).
СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»
Жил-был звук «ы».
Известен был звук «ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
- Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
- Как умел петь звук «ы»? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы», прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы»).
- На чем иногда играл звук «ы»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы»).
- Какие песни иногда пел звук «ы»? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
- Как всегда улыбался звук «ы»
СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ
Часть 1
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
А — радостный и веселый,
У — угрюмый,
О — очень любил всему удивляться,
И — игривый, улыбчивый.,
Э — медлительный, рассудительный,
Ы — самый упрямый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.
Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко
— А, У, О, И, Э, Ы
По одному и парами (дуэтом)
— АУ, ОИ. ЭЫ!
По трое (трио)
— АУО, ИЭЫ!
И даже хором
— АУОИЭЫ!
Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
— Как же так — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет.
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
— О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить. А да И нашли по три палочки.
А сделал шалаш с перекладиной.
И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидел колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть 2
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
— й, й, й, й.
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
— й, й, й.
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия Домик И-краткого назвали буквой И краткое.
Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
— й, й й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать - й - й - й. Слушал-слушал А, да и говорит:
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
— йА, йА, йА!
— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ
— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О.
— Пожалуйста!
— йО йО йО! — полилась новая песня.
— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так: -йЭ, йЭ, йЭ.
Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ».
Опечалены были только И да Ы:
— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Так с тех пор и повелось в русском языке:
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,
Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».
• все остальные звуки — согласные,
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Сказки о живых звуках .
Сказку можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенности их развития, объёме знаний и умений,этапа работы над изучением звуков, целей конкретного...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"
Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...
Сказки о живых звуках
Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, ...
Статья "Сказка о живых звуках" (Фонетика для дошкольников)
Статья из журнала "Дошкольная педагогика" март апрель 2005г. Автор статьи Т.В. Александрова "Сказка о живых звуков"...
Сказка "Живые звуки"
Сказка "Живые звуки" (знакомство со звуками и буквами)...
Презентация к сказке "Живые звуки"
Презентация к сказке "Живые звуки"...
Сказка «Живые звуки»
Сказка «Живые звуки»...