Сказка «Живые звуки»
консультация по логопедии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сказка «Живые звуки»
Часть I
Давным-давно жили-были звуки, и было их шесть. У
каждого звука был свой характер:
А — радостный и веселый,
У — угрюмый, задумчивый,
0 — очень любил всему удивляться,
И — игривый, улыбчивый,
Э — медлительный, рассудительный,
Ы — самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко: — А, У, О, И, Э, Ы.
И низко: — А, У, О, И, Э, Ы.
По одному и парами: — АУ, ОИ, ЭЫ.
По трое: — АУО, ИЭЫ.
И хором: — АУОИЭЫ.
Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
— Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
—О, и у каждой птички есть гнездо,— подхватил О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
— Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства,— возмутились Э и Ы.
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидело колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.
У звука А — домик-буква А,
у звука У — домик-буква У,
у звука 0 — домик-буква О,
у звука И — домик-буква И,
у звука Э — домик-буква Э,
у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть II
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.
Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...
Для начала домик ему построили— такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-краткого назвали буквой И-краткой.
Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву:— й,й,й...
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:
— Й.,Й, Й...
Слушал-слушал А, да и говорит:
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
— ЙА, ЙА, ЙА.
— У вас здорово получается,— задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали:
— ЙУ, ЙУ, ЙУ.
— О, как xopoшo! Спой теперь со мной, — попросил О.
— Пожалуйста.
— ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.
— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так:
— ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.
Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э —получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».
Опечалены были только И да Ы.
— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.
Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО»,
«ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я,Ю,Е,Ё.
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-
краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Вариант окончания сказки для дошкольников
Так с тех пор и повелось в русском языке:
шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.
Все остальные звуки — согласные:
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!
Вариант окончания сказки для школьников
Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть А У 0 Э Ы И.
Гласных букв десять Я Ю Ё Е (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Е, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем с гласными А, У, О, Э.)
Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Сказки о живых звуках .
Сказку можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенности их развития, объёме знаний и умений,этапа работы над изучением звуков, целей конкретного...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"
Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...
Сказки о живых звуках
Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, ...
Статья "Сказка о живых звуках" (Фонетика для дошкольников)
Статья из журнала "Дошкольная педагогика" март апрель 2005г. Автор статьи Т.В. Александрова "Сказка о живых звуков"...
Сказка "Живые звуки"
Сказка "Живые звуки" (знакомство со звуками и буквами)...
Презентация к сказке "Живые звуки"
Презентация к сказке "Живые звуки"...
Сказка о живых звуках
развитие речи...