подготовка к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Никитина Марина Дмитриевна

Дать понятие о звуках и буквах, о том, что они разные! Звуки мы слышим, а буквы мы пишем!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka.docx75.02 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1 по грамоте в старшей группе .

Тема: « В мире звуков»

Цель: познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук,

познакомить с прописями, развивать мелкую моторику

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.

Живут в городке Буквограде  необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать.

Одни жители умеют петь. Они поют вот так: « ААА!», «ООО!», «УУУ», «ИИИ». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

  1. Игра « Угадай гласные».

Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

  1. В городке Звукинске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей- согласные звуки.

А согласные - согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

  1. Игра « Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный то – приседают.

2 часть. Работа в тетрадях.


Занятие № 2 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «А».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова), дать понятие, что звук «а» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Матеиал: прописи, карандаши.

Ход.

1.Весёлые стихи.

«Андрейка, Алёшка, Антон и Артём – все вместе, друзья, гулять мы пойдём.»

- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении

2. Скороговорка.

«Алёша Алине сигнал подаёт

Алина услышит - Алёшу найдёт».

3. Пословица.

«Аккуратность человека красит».

4.Игра « Кто больше?». Придумать слова в которых звук «а» был бы в начале слова.

5. Игра «Топай – хлопай».Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает.

Физкультминутка.

-Аист, аист длинноногий, Снова правою ногой,

Покажи домой дорогу. Снова левою ногой.

- Топай правою ногой, После правою ногой,

Топай левою ногой. После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

6.Игра « Доскажи словечко».

Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Чтоб тебя я повёз, Всех на свете он добрей,

Мне не нужен овёс. Лечит он больных зверей,

Накорми меня бензином, И однажды бегемота

На копытца дай резины, Вытащил он из болота.

И тогда, поднявши пыль, Он известен, знаменит.

Побежит…..( автомобиль). Это доктор….( Айболит).

Сладок он ,друзья, на вкус,

А зовут его …..( Арбуз).

7.Загадки.

Не летает , не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька ( автомашина)

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

В этом домике жильцы-

Все умелые пловцы. ( Аквариум).

Лежит на грядке

Круглый, зелёный, гладкий,

Внутри красный,

На вкус сладкий. ( Арбуз).

2 часть. Работа в прописях.























Занятие № 3 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Е».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «е» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Енот не станет есть, пока

Его еда не мыта

Ему помощница - река:

Еду полощет, трёт слегка,

А после – ест досыта.

Енот – любитель чистоты,

Немытого не ест…А ты?

В. Лунин

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

  1. Скороговорки.

Еле – еле Лена ела, есть из лени не хотела.

  1. Поговорка.

Мели, Емеля, твоя неделя.

  1. Игра « Кто внимательный?»

Каких вы знаете животных, начинающихся на звук «е»? ( ежи, еноты).

Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на звук «е».

  1. Игра « Доскажи словечко».

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…( ежевика)

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно…(ёлки).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…(ёжик).

За рекой они росли.

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?...( ёлки).

  1. Игра « Буква потерялась».

Вставить пропущенные буквы в слова: …рш,…жик,…лка.

  1. Загадки.

По тропинке идёт, лес на спинке несёт.( ёж).

Лесной портной, не шьёт сорочек на иглах он несёт грибочек. (ёж)

Зимой и летом одним цветом. ( ель).

2 часть. Работа в прописях.
















Занятие № 4 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «И».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «и» гласный звук. Развивать представление о многообразии слов. Знакомство с термином « слово», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.


Ход.

  1. Весёлые стихи.

Иней лёг на ветки ели

Иглы за ночь побелели.

С. Маршак.

Индюк по городу идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая-

Индюшка расписная.

Какой звук здесь встречается чаще всего?

  1. Скороговорка

Испекла Иришка Нравятся коврижки

Куклам по коврижке. Гришке и Маришке.

  1. Пословица.

Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Не колючий, светло – синий,

По кустам развешан… ( иней).

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко,

А называют кораблик…( иголка).

Гордый, важный, пышный, статный,

В оперении нарядном:

Синий, жёлтый, красный круг-

Распустил свой хвост…( индюк).

  1. Загадки.

Неразлучные подружки

Вечно ходят друг за дружкой

Будут ровными следы-

Их похвалят за труды. ( иголка и нитка).

Рогатая, хвостатая,

Рогом проткнёт, хвостом починит. ( иголка и нитка).

Всегда на всех

Надут, как мех. ( индюк).

  1. Игра « Назови игрушку» .За каждое названное слово ребёнок получает фишку.

2 часть. Работа в прописях.



















Занятие № 5 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «О».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «о» гласный звук. Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает

Одно только жаль – облетает.

Облако, облако,

Шёрстка колечками,

Очень ты, облако,

Схоже с овечками.

В. Лунин.

2. Скороговорка.

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.

3.Пословица.

Работой до поту, так и поешь в охоту.

4.Игра « Кто внимательный?»

Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.

5.Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, в которых звук «о» расположен в начале ( отдых, орех…). В конце ( кольцо, молоко, сито).

6.Игра « Доскажи словечко».

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?...( огурцы).

Шубу тёплую в колечках

Носит тихая…( овечка).

Апельсины и бананы

Очень любят…( обезьяны).

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же это?...( олень).

6.Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву. –сы, -кна, - куни.

7.Загадки.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. ( облака).

Не моторы, а шумят

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.( осы).

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. ( осень).

  1. Измерение протяжённости слов хлопками. (машина, сыр, каша, малина…)

2 часть. Работа в прописях.

Занятие №6по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «У».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «у» гласный звук, совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость ( длинные и короткие слова), развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Устала утка на пруду

Учить своих утят

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

« Ну что из них получится!»

В. Лунин.

2. Пословицы.

1)Умный себя винит, глупый – своего товарища.

2) Умел ошибаться, умей и поправляться.

3.Скороговорка.

У быка губа туга была!

4.Чистоговорки.

Уа-уа- в коляске плачет детвора.

Ау- ау- кто потерялся не пойму.

Ух-ух-ух- накалился наш утюг

Уч-уч-уч- светит в окна солнца луч.

5.Игра « Кто внимательный?»

1) найдите одинаковый звук в словах: автобус, утюг, лук, улитка, груша.

2) поднимите руку если услышите звук «у» в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

3) определите позицию звука «у» в словах: зубы, утка, наука, глобус, кенгуру.

6.Игра « Кто больше?»

Придумайте слова со звуком «у» в начале, в середине.

7.Игра « Доскажи словечко»

Вот пришла и осень,

И придут метели,

И с прощальным криком

Птицы…( улетели).

Я осла узнаю сам

По его большим…( ушам).

Динь-динь-динь- звенит звонок

Начинается…( урок).

У кошки детки- котята,

А как зовут деток у утки?...( утята).

8.Игра « Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся со звук «у», к словам: красивый-…( уродливый), широкий-…( узкий), невезучий-…( удачливый), вечер-…( утро), грусть-…( улыбка).

  1. Загадки.

Что за палка- в воду бросай,

Рыбу с крючка скорей вынимай.( удочка).

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять. ( улитка)

  1. Измерение протяжённости слов хлопками ( зима, санки,горка…)

2 часть. Работа в прописях.

Занятие №7по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Ы».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «Ы» гласный звук. Знакомство с термином « слог», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

1.Весёлые стихи.

Сказала буква Ы уныло:

- Я в слове сыр, и в слове мыло,

И в слове рысь, и в слове тыл…

Дым из трубы весь день валил.

Какой звук чаще всего здесь встречается?

2.Скороговорка « Мама Милу мыла с мылом,

Мила мыло не любила».

3.Игра « Кто внимательный?»

Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

4.Игра « Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком «ы» в середине.

5.Игра «Слоговой аукцион».

Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок , поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. Например: лы(жи), мы(ло),сы(рок),тык(ва),малы(ши).

6.Игра «Один-много»

Образуйте множественное число от слов: лев- (львы),шарф, зонт. стол,пол,сыр.

7.Загадки.

В воде она живёт

Нет клюва, а клюёт. (рыба).

Сама крошка, боится кошки,

Под полом живёт, туда всё несёт.(мышь)

Явился в жёлтой шубке

- прощайте, две скорлупки! ( цыплёнок).

Пыль увижу-заворчу,

Заворчу и проглочу. ( пылесос).

  1. На фланелеграфе выставлены предметные картинки, дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах.

2 часть. Работа в прописях.








Занятие № 8 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Э».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «э» гласный звук. Развивать умение определять количество слогов в словах. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Эхо слышно тут и там –

Эхо ходит по горам.

-Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: «Да,да,да!

Какой звук здесь встречается чаще всего?

2.Игра « Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: экскаватор, экран, эскимо, этажерка.

2. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук «э» в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щётка, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

3.Игра « Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов со звуком «э».

4.Игра « Доскажи словечко».

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество,

Это….( электричество).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?...( эскимо).

Угукало, агакало,

Аукало и плакало,

И рассыпалось смехом,

И называлось…(эхом).

  1. Загадки.

Провела я солнце

За своё оконце

К потолку подвесила.

Стало дома весело. ( электролампочка)

В тёмном бору, за любою сосною.

Прячется дивное диво лесное.

Крикни «ау» - и оно отзовётся

Захохочи и оно рассмеётся. (эхо).

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот. ( экскаватор).

  1. Дети называют животных и измеряют количество слогов в них.

2 ч. Работа в прописях.















Занятие № 9 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Ю».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «ю» гласный звук, развивать умение делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юрка очень утомился-

Целый день юлой крутился.

Какой звук здесь встречается чаще всего?

  1. Пословицы и поговорки

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Юла возле Юльки крутится, поёт,

Юле и юре спать не даёт.

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юркий.
  2. Хлопните в ладоши, если услышите звук «ю» в словах : ёлка, Эдик, Юля, юмор, улица.
  1. Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, начинающиеся со звука « ю».

  1. Игра « Доскажи словечко».

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица, музыкальная….( юла).

На прогулку вышел хряк,

Постоял и в лужу – бряк.

Сам доволен: -Хрю – хрю – хрюк,

Хорошо, что я без…( брюк).

  1. Загадки

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу – жужжу, жужжу –кружу. ( юла).

  1. Деление одно, двух, трёхсложные слова

2 часть. Работа в прописях.





















Занятие № 10 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Я».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «я» гласный звук, продолжать учить детей делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Весёлые стихи.

На фуражке моряка

Виден он издалека

И горит, как огонёк,

Золотистый якорёк.

Собирали ягоды и вели мы счёт:

Ягоду – в кружку, две ягоды – в рот.

Ястреб ягод не клюёт,

Ястреб тетерева ждёт.

  1. Пословицы и поговорки.

Язык болтает – рукам мешает.

На языке мёд , под языком лёд.

  1. Скороговорки.

Ящерка на ящике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

  1. Чистоговорки.

Ял-ял-ял- кисель полезный, в нём крахмал.

Яр-яр-яр- сделал стол и стул столяр.

  1. Игра « Слоговое лото».

Составьте слова из слогов : яб, бя, ля, мя ( яблоко, ребята, земля, знамя).

  1. Игра « Доскажи словечко».

Бык, могучий великан,

В детстве был телёнком,

Толстый увалень баран –

Тоненьким…( ягнёнком).

Вчера погода была ненастной,

А сегодня на улице…( ясно).

  1. Загадки.

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. ( яйцо).

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. ( язык).

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко.

А откусишь – сладко. ( яблоко).

  1. Деление одно, двух, трёх, четырёхсложных слов.

2 часть. Работа в прописях.















Занятие № 11 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Б».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «б» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

А затем баран явился.

Поглядел и удивился.

-Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите слова в которых есть звук «б».

2. Скороговорка.

Боровик растёт в бору,

Боровик в бору беру.

3.Чистоговорки.

Ба - бо – бы - на дворе стоят столбы.

Бу - бы –ба -из окна торчит труба.

4.Пословица.

Была бы охота - будет ладится работа

5.Игра « Кто внимательный?»

Найдите одинаковый звук в словах: берёза, бабочка, баран, берет, белка, Буратино.

6.Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, начинающиеся со звука «б».

7.Игра « Слоговой аукцион».

1) Придумайте слова, начинающиеся со слога ба….

2) Придумайте слова, начинающиеся со слога бу…

8.Игра « Превращение слов – волшебные цепочки».

Замените букву «б» в слове бочка. Так чтобы получились новые слова (дочка, почка, точка, ночка, мочка, кочка).

9.Игра «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось, Но едва туда вошла

Только буква заблудилась: Буква – озорница,

Заскочила в чей - то дом Очень странные дела

И хозяйничает в нём! Начали твориться.

- Угадайте какой звук обозначает заблудившаяся буква.

Жучка будку (булку) не доела;

Неохота надоело.

На остров налетел ураган,

На пальме остался последний баран ( банан).

10.Игра « Доскажи словечко».

На ветке не птичка –

Зверёк – невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? ( белка).

Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка,

А платьице в полоску. Ты узнаёшь …( берёзку).

11.Загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. ( бабочка).

Что держится весь день

За мамину шею,

А мама не устаёт? ( бусы).

12.Предложить детям ответить гласный это звук или нет, чем он отличается от гласного звука ( не пропевается, встречает препятствие).

2 часть. Работа в прописях.












Занятие № 12 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «В».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Воробья врачи спасли,

В вертолёт его внесли.

Вертолёт вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

- Какоё звук здесь встречается чаще всего? Назовите слова в которых есть звук «В».

2. Скороговорка.

Проворонила ворона воронёнка.

  1. Пословица.
  2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
  3. Игра « Кто внимательный?»

Назовите одинаковый звук в словах: василёк, велосипед, дверь, ворона, волк, телевизор.

  1. Игра «Узнайте звук»

Вставайте, если услышите в слове звук «в»: дверь, рама, лампа, ведро. Факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вареник, фара, ловить.

  1. Игра « Звук заблудился».

Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки (венки).

  1. Игра « Слоговой аукцион».
  1. Придумайте слова: во…( ва, рона, рота, робей),ве…( ник, чер, нок,тер, рёвка).
  1. Игра « Найди лишнее слово».

Лев, плов, шарф, ваза, волк.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…( василёк).

Все спешим мы на перрон

И садимся в свой …(вагон)

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый …( воробей).

  1. Загадки.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. ( велосипед).

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. ( ветер).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. ( волок).

  1. Предложить детям ответить на вопрос каким является звук « В» гласным или согласным.

2 часть. Работа в тетрадях.





Занятие № 13 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Г».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

Галка села на забор

Грач завёл с ней разговор.

-Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите слова в которых встречается звук «г».

2. Скороговорки.

Груша гусениц не любит,

Грушу гусеница губит.

  1. Игра « Кто внимательный»

Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли.

  1. Игра « Кто больше?».

Придумать слова которые начинаются на звук «г».

  1. Игра « Доскажи словечко».

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…гол

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый…гусь.

Говорю я брату: - Ох,

С неба сыплется горох!

- Вот чудак,- смеётся брат,-

Твой горох – ведь это …град .

  1. Игра « Доскажи предложение».

Машина стоит в …(гараже).

Мама купила сочные, сладкие …(груши).

Под берёзой нашли крепкий…( гриб).

Папа любит читать…(газеты).

Гриша любит забивать …( гвозди).

  1. Игра « Найди лишнее слово»

1.Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.

2.Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

7. Загадки.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.( градусник).

Где мастерят, он тут как тут –

На острой ножке, стройный, ловкий.

Кого- то гладят по головке,

И лишь его- по шляпке бьют. ( гвоздь).

  1. Предложить детям придумать односложные слова.

2 часть. Работа в тетрадях.




Занятие № 14 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Д».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «в» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить детей называть слова с заданным количеством слогов, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем на зло

Продолбил себе дупло.

- Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите мне слова со звуком «д».

2. Скороговорки.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

3.Пословицы и поговорки.

1) Друзья познаются в беде.

2) Жизнь дана на добрые дела.

4.Игра « Волшебная цепочка».

Измените одну букву в слове дом:

Дом-том-ком-лом-сом.

5.Игра « Звук заблудился».

1) Мама с бочками (дочками) пошла по дороге вдоль села.

2) На поляне весной вырос зуб ( дуб) молодой.

3) Сели в ложку ( лодку) и – айда! По реке туда – сюда.

6.Игра « Доскажи словечко»

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь – подождём,

Отгадаешь под …( дождём).

Жить на свете очень туго

Без подруги или…( друга).

7.Загадки.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево).

Кто проходит, кто уходит –

Все её за ручку водят. ( дверь).

Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней? ( доктор).

  1. Игра « Кто больше назовёт одно ( двух ) сложных слов.

2 часть. Работа в прописях.

Занятие № 15 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Ж».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «ж» согласный звук развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 2 слов, называть первое, второе слово. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Жук – жучок отвечал урок.

Вместо слов « ручей журчит»

Написал « жучей жужжит».

Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите мне слова в которых встречается звук «ж».

  1. Скороговорки.

Хорош пирожок, внутри – творожок.

Жутко жуку жить на суку.

  1. Чистоговорки.

Жу-жу-жу- молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи -здесь живут ежи.

Же же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо лужок, снежок, пирожок, творожок.

  1. Пословицы и поговорки.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

  1. Игра « Кто больше?»
  1. Придумайте слова начинающиеся на звук «ж».
  2. Назовите животных, птиц, насекомых в названии которых есть звук «ж».
  3. Придумайте слова в которых есть звук «ж».
  1. Игра « Кто внимательнее?»
  1. Найдите одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук, лыжи.
  2. Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук «ж» в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щётка, замок, вешалка, ёжик, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
  1. Игра « Доскажи словечко».

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…( жираф).

Лейся, дождь, веселей.

Мы с тобою дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …( лужам).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по …( животикам).

  1. Игра « Слоговой аукцион».
  1. Придумайте слова со слогом жа.
  2. Какое слово получится, если добавить звук «ж» к словам:

-аба, -ук, -изнь, - алоба, - ар, - илистый, - урчать.

9. Игра « Буква потерялась» .

Найдите пропущенные буквы в словах: лу-а, сту-а,са- а, ро-ь, ло-ка, но-ка.

10.Игра « Четвёртый лишний»

Определите лишнее слово:

Журавль, жёлудь, жираф, ёж. (ёж).

Жук, жаворонок, уж, жир. (уж).

11.Игра « Звук звблудился».

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами.

  1. Загадки.

Жу – жу –жу – жу

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

И звук Ж твержу. ( жук).

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. ( жёлудь).

  1. Объяснить детям, что мы называем предложением. Дать задание придумать предложение из 2 слов. Разобрать какое слово первое, какое второе.

2 часть. Работа в прописях.













Занятие № 16 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «З».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «з» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

1.Весёлые стихи.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей

А под музыку, друзья.

Затанцует и змея.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

« Если я купил билет,

Кто я : Заяц или нет?»

Какой звук здесь встречается чаще всего, назовите мне слова в которых есть звук «з».

  1. Скороговорки.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

  1. Пословицы и поговорки.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Здоровье дороже богатства.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…(зарядку).

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла…(зима).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки…(звёзды).

  1. Игра «Буква потерялась».

Вставь пропущенные буквы в слова:

Я-ык, - онт, - ве – да, - ебра, - убы.

  1. Загадки.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц).

Свернёшь – клин,

Развернёшь – блин. (зонт).

Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? ( змея).

  1. Дать задание детям придумать предложение о зиме из трёх слов, выделить первое, второе, третье слово.

2 часть. Работа в прописях.




Занятие № 17 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «К».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «к» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов, называть первое, второе, третье слово. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе – капустки,

Качанчики хрустки.

- Котик – кот, иди к доске,

Расскажи о колоске!

- Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Какой звук здесь встречается чаще всего, назовите мне слова в которых есть звук «к».

  1. Скороговорки.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

  1. Игра « Кто внимательный?».
  1. Найдите одинаковый звук в словах: булка, ветка, клетка, белка, кот .
  2. С какого звука начинаются слова: ключ, кошка, кит, коньки, кресло.
  3. Назовите персонажей сказок, имена которых начинаются со звука «к». Ответ: Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, Кот в сапогах.
  1. Игра « Звук заблудился».
  1. Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку (корку).

  1. Не учил уроки, а играл в футбол.

Оттого в тетрадке появился гол (кол).

  1. Игра « Доскажи словечко».

Далеко от земли

Ушли в море…(корабли).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались? Это Гена,

Это Гена… ( крокодил).

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал…(конём)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…(карандаш).

Подставив солнышку бочок,

Лежит на грядке…(кабачок).

  1. Загадки.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. ( крапива).

Чудо-юдо-великан

На спине везёт фонтан. (кит).

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём. ( крот).

  1. Дать детям задание придумать предложение из трёх слов со словом санки, выделить первое, второе, третье слово.

2 часть Работа в прописях.


Занятие № 18 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «л».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «л» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «снег», называть первое, второе, третье слово. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Окна и полы.

Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.

Какой звук здесь встречается чаще всего, в каких словах есть звук «л»?

  1. Скороговорки.

Лёня лез по лесенке, срывал Лёня персики.


  1. Игра «Доскажи словечко».

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?...(лиса).

Тихо-тихо снег идёт,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд

Во дворе…(лопатой).

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы…(льёт).

  1. Игра « Придумай слово».

Кто больше придумает слов со звуком «л».

  1. Загадки.

Две полоски на снегу

Оставляют на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (лыжи).

Привела я солнце

За своё оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело. (лампочка).

Рядом с дворником шагаю

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. ( лопата ).

  1. Придумай предложение из трёх слов со словом «снег», назови первое, второе, третье слово.

2 часть. Работа в прописях.








Занятие № 19 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «м».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «м» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «зима», называть первое, второе, третье слово. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Мёд в лесу медведь нашёл

Мало мёда, много пчёл.

Мороза моржи не бояться,

Моржи на морозе резвятся.

Медвежонок по утрам

Всё твердил упрямо:

-нет на свете никого

Лучше моей мамы.

  1. Чистоговорки.

Ма – ма – ма - дома я сама.

Му – му – му – молоко кому

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поём ноту ми.

  1. Игра « Кто больше»?
  1. Перечислите продукты, в названии которых есть звук «м» ( мясо, масло, макароны, манка, молоко, мука, мандарины…).
  1. Игра « Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись. Стал реветь.

Этот зверь - лесной…(медведь).

В подполье, в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?...(мышка).

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой…(мыли).

  1. Игра « Доскажи фразу».

Конь ржёт, а корова…(мычит).

Собака лает, а кошка…(мяучит).

  1. Игра « Буква потерялась».

- осква, - ак, - етро, - а-а, - ир.

7. Загадки.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз).

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрёшка).

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч).

8.придумайте предложение из трёх слов со словом «зима», назовите первое слово, второе, третье.

2 часть. Работа в тетрадях.

Занятие № 20 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «н».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «н» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «папа», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

На коне наездник мчит:

Настоящий он джигит.

Нам ник чему такие шутки!

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног.

Наверно, это – носорог

Какой звук здесь встречается чаще всего? Назовите слова в которых этот звук живёт.

  1. Игра « Угадай какой это звук?» Воспитатель произносит различные звуки, чётко их артикулируя, а дети отвечают гласный это или согласный звук.
  2. Игра « Подбери слово».

Надеть- ( платье, плащ, шубу, юбку)

Нарисовать – ( картину, рисунок, кораблик).

  1. Игра « Поймай слово за хвост».Воспитатель называет любое слово , чётко выделяя звук на конце слова, а следующий должен придумать слово на этот звук и так далее.
  2. Игра « Доскажи словечко»

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для…(нас).

Собаки не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими…(ногами).

  1. Загадки.

Мы на них стоим и пляшем,

Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут.

Подскажи, как их зовут. (ноги).

Эту толстую игрушку

Не уложишь на подушку.

Знать, пример взяла с лошадки:

Сто спать, а не в кроватке! ( неваляшка).

  1. Задание разделить слова : шуба, сапоги на слоги; назвать первый, второй, третий слог.
  2. Придумать предложение из трёх слов со словом «папа», назвать первое, второе, третье слово.

2 часть. Работа в прописях.












Занятие № 21 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «П».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «п» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «весна», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Прыгать я всегда готов,

Но не понимаю,

Почему так высоко

Планку поднимают?

Пели – пели - пеликаны-

Это птицы великаны.

Мы подарок маме

Покупать не станем-

Приготовим сами.

Своими руками.

Какой звук здесь встречается чаще всего? В каких словах встречается звук «п».

  1. Скороговорка.

Повтори без запинки:

На осинке росинки

Засверкали утром перламутром.

  1. Пословица.

Признание – половина исправления.

  1. Игра « Кто больше?».

Я найду слова везде: На полу, на потолке,

И на небе, и в воде, На носу и на реке!

Сначала перебираем все слова со звуком «п», находящиеся на полу ( плинтус, палас, паркет), затем – на потолке ( лампа, побелка, паучок ).

  1. Игра « Профессии»

Назовите профессии на «п». ( плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, посудомойщик )

  1. Игра « Знатоки сказок».

Названия каких сказок начинаются на «п». ( Петушок – золотой гребешок, По щучьему веленью, Путаница, Пых) если дети затрудняются, помочь им прочитав отрывок из сказки.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Над цветком кружит, кружит,

Села, сок с цветка взяла,

Мёд готовит нам …( пчела).

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый…( пирог).

Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник…(пингвин).

  1. Загадки.

Где прошёл – там пыли нет,

Пыль и сор – его обед. (пылесос).

Первым вылез из земли

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. ( подснежник).

Посадили зёрнышко-

Вырастили солнышко. ( подсолнух).

  1. Придумайте короткие и длинные слова, сосчитайте сколько слогов в вашем слове .
  2. Придумайте предложение из трёх слов со словом весна, назовите первое, второе, третье слово.
  3. Игра « Поймай слово за хвост».

2 часть. Работа в прописях.



Занятие № 22 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Р».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «р» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «мама», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

На неё не крикнешь: « Брысь!»-

Рассердится может рысь.

Всех на свете радуя,

Встала в небе радуга.

Говорила сорока сороке:

« я как рыба молчу на уроке».

Какой звук здесь встречается чаще всего, в каких словах он живёт?

  1. Скороговорки.

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

Улов у Поликарпа-

Три карася, три карпа.

  1. Чистоговорки.

Ра- ра –ра -начинается игра .

Ре-ре-ре- носим воду мы в ведре.

Ар-ар-ар- кипит наш самовар.

Ры-ры-ры- не заметили жары.

  1. Игра «Кто внимательный?»

Если слышим звук «п» хлопаем в ладоши, если нет сидим тихо.

  1. Игра « Кто больше?»

Называем слова со звуком «п» в начале слова, затем в середине слова.

  1. Игра « Какой звук я называю?» на различение гласных и согласных звуков.
  2. Игра « Доскажи словечко»

В реке большая драка:

Поссорились два …(рака).

Сидит на грядке крепко

Оранжевая …(репка).

  1. Загадки.

Течёт , течёт , не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (река).

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. ( радуга).

  1. Предложить детям ответить на вопрос : « Сколько слогов в слове мама».

Какой слог первый какой второй.

  1. Составить предложение из трёх слов со словом «мама».

2 часть. Работа в прописях.



















Занятие № 23 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «С».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце), дать понятие, что звук «с» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов со словом «ручеёк», называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Слонёнок удивил ребят

Слонёнок стал на самокат,

Немножко покатался –

И самокат сломался.

-Какой звук здесь встречается чаще всего и в каких словах он живёт?

2. Игра « Я назову, а ты ответь» на закрепление гласных и согласных звуков.

3. Скороговорки.

Саша любит сушки,

Соня – ватрушки.

  1. Пословицы и поговорки.

По секрету всему свету.

Старый друг лучше новых двух.

  1. Чистоговорки.

Са- са- са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Светланы колесо.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Усь-усь- усь– на лугу пасётся гусь.

Ся-ся-ся – мы поймали карася.

  1. Игра « Кто внимательный?»
  1. Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон.
  2. С какого звука начинаются слова: стул, санки, собака, сорока, сыр, смородина.
  1. Игра « Узнайте звук».

1)Поднимите руку, если услышите в словах звук «с». ( слонёнок, Зоя, санки, матрос, золото…)

2)Хлопните в ладоши, если услышите звук «ч», вставайте если услышите звук «ц», поднимайте руку если услышите звук «с». ( цыплёнок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын).

8.Игра « Кто больше?»

1) Придумайте слова, в которых есть звук «с»

2) Назовите дни недели, месяцы, времена года, в которых есть звук «с».

3) Придумайте слова, в которых звук «с» находится в начале, в середине, в конце слова. (час, кросс, лес).

8. Игра « Звук заблудился».

Замените буквы в словах так, чтобы стихотворения обрели смысл.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).

  1. Придумайте предложение из трёх слов со словом ручеёк, назовите первое, второе, третье слово.
  2. Сколько слогов в слове « весна», какой слог первый, второй.

2 часть. Работа в прописях.


Занятие № 24 по грамоте в старшей группе.

Тема: Звук «Т».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова, в конце), дать понятие, что звук «т» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, учить составлять предложения из 3 слов о весне, называть первое, второе, третье слово, продолжать учить делить слово на слоги. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши

Ход.

  1. Весёлые стихи.

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

-Какой звук здесь встречается чаще всего и в каких словах он живёт?

- Звук «т» гласный или согласный?

2. Скороговорки.

1) Из- под топота копыт пыль по полю летит.

2) Ткёт ткач ткани на платки Тане.

3. Пословицы и поговорки.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Не будь тороплив, а будь терпелив.

4. Чистоговорки.

То-то-то – поиграли мы в лото.

Ти –ти –ти- съели кашу всю почти.

Ту –ту- ту- молока налью коту.

Тьё – тьё – тьё- отложили мы шитьё.

  1. Игра « Кто внимательный?»

Найди одинаковый звук в словах: тигр, платье, кот, тарелка, нитки.

  1. Игра « Буква потерялась».

Вставь пропущенные буквы: ка-ок, с-ук, аис-, ко-, кус-ы, ни-ки, кана-, кис-и.

  1. Игра « Поймай слово за хвост».
  2. Загадки.

Кузнечик стрекочет,

Разговаривать хочет. (телефон)

Пушистая вата плывёт куда то

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча).

Я сильней десяти коней,

Где в полях пройду весной,-

Летом встанет хлеб стеной. ( трактор).


  1. Придумайте предложение из трёх слов о весне, назовите первое, второе, третье слово.
  2. Сколько слогов в слове «погода», назовите первый, второй, третий слог.

2 часть. Работа в прописях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...