Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Отгадай загадки Звукоешки» в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Материал предназначен для проведения занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obuchenie_gramote_ili_zvuk_kulture.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи «Отгадай загадки Звукоешки» в старшей группе.
Цель: Формирование умения у дошкольников умения дифференцировать звуки [р] -[л].
Задачи:
Образовательная: Упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] -[л]; дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, словосочетаниях; продолжать формировать умение образовывать прилагательные от существительных; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;
Развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, общую и мелкую моторику рук;
Воспитательная: Воспитывать звуковую культуру речи; воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью
Оборудование и материалы: предметные картинки в названии которых есть звук [р] -[л]; картинки со звуками [ра] -[ла]; презентации, игрушка «Букваешка», конверты с заданиями.
Предварительная работа: словесная игра «Поймай звук», «С какого звука начинается»; Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.
Словарная работа:
Обогащение: карп, плотва, толстолобик, красноперка, камбала, глухарь, , канарейка, , перепел , соловей, .цапля.
Активизация: карась, ерш, дятел, лебедь, сорока, снегирь, ворона, воробей
Этапы проведения и время | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методические указания и приемы |
1 Организационно-мотивационный этап Этап постановки проблемы | Предлагаю детям встать в круг. Здравствуйте ребята, сегодня замечательный день, солнышко в окошко улыбается, давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, обнимемся. Артикуляционная гимнастика Первое задание: «Лопаточка» Язычок широкий, гладкий- Получается лопатка. «Качели» На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь. А потом спускаюсь вниз. «Часики» Влево-вправо, влево-вправо, Мой язык скользит лукаво: Словно маятник часов, покачаться он готов. ( Достаю игрушку «Звукоешка» обращаюсь к детям). Ребята, к нам в гости сегодня пришел необычный гость, его зовут «Звукоешка» У него есть проблема, он не умеет произносить некоторые звуки, это звуки [р] и [л] . Давайте сегодня поможем ему, научим их произносить. | Дети встают в круг, приветствуют друг друга. Выполняют артикуляционную гимнастику Наблюдают за происходящим и внимательно слушают воспитателя. - Да, давайте! | Приветствие Артикуляционная Гимнастика Сюрпризный момент Проблемная ситуация |
Основная часть | |||
2. Этап ознакомления с материалом | Для того чтобы вам ребята и нашему «Звукоешке» правильно и хорошо произносить звуки [р][л] я приготовила некоторые задания. Садимся на стульчики, и ты «Звукоешка» вместе с нами. Первым заданием будет речевая зарядка. Мы с вами все вместе будем проговаривать скороговорку со звуками [ра]и [ла], повторяйте за мной слова: Ра-ла-ра- на дворе стоит гора. Ра-ла-ра- есть у дерева кора. Ра-ла-ра- у апельсина кожура. Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра Следующее задание «Закончи слово» Я буду произносить слово, а вы должны его закончить, подобрав нужный слог «ра» или «ла» начинаем! Арина я начинаю слово: Пи… Арина, повтори слово полностью. Дальше ребята шко… кону… ска…иг… детво… ды… пасти…но… аку… жа… ю… Молодцы ребята, хорошо справляетесь с заданиями, следующим заданием будет игра «Один- много» Я говорю предложение употребляя существительное и прилагательное в единственном числе, а вы должны сказать, как будут звучать эти слова во множественном числе. Ярослава, начинаем с тебя: Белый парус - белые паруса Красивое облако-Морская волна- Розовое платье- Голубой карандаш- Желтая рубашка- Хрупкий бокал- Белая ромашка | Дети садятся на стулья слушают задание воспитателя - Ра-ла-ра- на дворе стоит гора. Ра-ла-ра- есть у дерева кора. Ра-ла-ра- у апельсина кожура. Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра Арина:- ла! Пила! - белые паруса | Объяснение заданий, выполнение Хоровое проговаривание Объяснение задания Выполнение Индивидуальная работа Добиваться полного произношения слов Индивидуальное проговаривание |
Этап практического решения проблемы | Ребята, подойдите к моему столу. «Дидактическая игра» Перед вами картинки с изображениями рыб и птиц, нам нужно расселить рыбок и птиц по домикам. В голубой домик рыбок и птиц в названии которых есть звук [р], в красный- со звуком [л]. карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка, камбала, глухарь, дятел, канарейка, лебедь, перепел сорока, снегирь, соловей, страус, филин, стриж, .цапля, ворона, воробей, снегирь. Слежу за правильностью выполнения задания, подхожу к детям которые испытывают сложности в выполнении. Сейчас сделаем физ минутку : Все делаем зарядку. Руки поднимаем, Быстро приседаем, Руки в стороны и вверх. Наклонюсь я вправо-влево. Игра «Назови одним словом» Задаю вопрос , бросаю мяч, а вы должны ответить одним словом. Кирилл, начинаем с тебя: Шляпа из соломы какая?. Юбка в полоску какая? Варенье из груш какое?. Суп из гороха какой?. Свет от луны какой? Серьги из серебра какие? Цветы на лугу какие? Компот из фруктов какой?. Сок из смородины какой? Смотрите ребята и у «Звукоешки» получается (проговариваю слова, повторяя за детьми за игрушку) - Спасибо вам ребята, я научился, теперь моя речь будет правильная и красивая, до свидания! | Дети подходят к столу, внимательно слушают воспитателя и выполняют игровое задание Дети выполняют движения физминутки: поднимают руки, приседают, руки в стороны и вверх, наклоны в право и влево Кирилл- соломенная! – полосатая. – грушевое – гороховый – лунный. – серебряные. – луговые. – фруктовый – смородиновый. | Дидактическая игра Объяснение правил Индивидуальная работа Индивидуальное проговаривание Физминутка Игра малой подвижности объяснение правил Индивидуальное проговаривание Добиваться четкого произношения звуков [л] и [р] |
3. Заключительная часть | Ребята мы помогли с вами «Звукоешке»? Чему мы научились? Что нам помогло в этом? А что было сложным? Мы с вами научились различать, хорошо и четко произносить звуки [р] и [л] в совах. Вы все молодцы! | Ответы детей | Вопросы Похвала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе«Дифференциация звуков Ж и Ш»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».Цель: формирование звуковой культуры речи, автоматиз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР «Звуки а, у, и, э, о, ы»
Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо звуковой культуре речи в подготовительной группе с ЗПР«Звуки а, у, и, э, о, ы»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по звуковой культуре речи и обучению элементам грамоты в старшей группе "Зима.Знакомство с буквой «С» и звуком [с]."
Уточнить и расширитьсловарь по теме "Зима". Учить детей четко и правильно произносить звук [с]....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком ц ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы
Задачи:1. Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах); совершенствовать интонационную выразительность речи, фонематические процессы;2. Развивать реч...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство со звуком Й ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы
Задачи.1.Познакомить со звуком и буквой Й. Упражнять в произношении [Й] в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов. Автоматизировать пра...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по звуковой культуре речи По теме: «Знакомство с гномиком Динь-Дон ». ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы
Задачи:1.формировать умение воспринимать на слух и правильно произносить звук «Д» изолированно в словах, фразах, слогах. Упражнять нахождение места звука в слове. Закреплять знания д...