Конспект НОД по обучении грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Звук и Буква "О"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_o.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: «Звук О, буква О.»

(для детей 6-7лет)

Задачи:

 1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец.

2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О.

3) Продолжать учить детей проводить звуковой анализ и синтез простых слов.

4) Закрепить знание детьми буквы О.

5) Познакомить детей с понятиями «ударение», «ударный слог»; дать представление о способе определения.

6) Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, память.

7) Воспитывать культуру общения.

Ход НОД:

1. Организационный момент: письмо от девочки Оли, которая скоро идет в школу и не знает, с какого звука начинается её имя. В конверте лежит листок с загадками:

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

( ОСА ).

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

( СОМ ).

В дивном бору за любою сосною

Прячется дивное диво лесное.

Крикни «Ау!» - и оно отзовется,

Захохочи – и оно рассмеётся.

( ЭХО).

Воспитатель предлагает детям произнести звук (О) и рассказать, что такое – звук (О): что звук (О) можно произнести протяжно, спеть, его легко говорить, произнести тихо, громко;

артикуляция звука: губы похожи на окошечко, вытянуты вперед, но не сильно.

Вывод: звук (О) – гласный.

-Дети, в конверте лежит листок с играми. Оля предлагает нам эти игры.

2. Фонематическое восприятие.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Где прячется звук?»:

Педагог называет слова, выделяя звук О.

Дети определяют его позицию в слове (начало, середина, конец).

Примерные слова:

ОКНА, ОСЛИК, ОЧКИ;
МОРЕ, СТОЛ, ДОМИК;
КИНО, ПШЕНО, ПАЛЬТО.

Воспитатель продолжает:

- У каждого звука есть своя буква. Дети, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?

Ответы детей (индивидуальные).

Вывод: звуки - слышим, произносим, а буквы – видим, пишем, читаем.

- Дети, вспомните и скажите, каким цветом обозначают гласный звук? Согласный?

Ответы детей (индивидуальные).

3. Звуко – слоговой анализ:

Слово: КИНО.

1)​ Сколько в этом слове слогов? (прохлопать, протопать, прошагать)

2)​ Сколько всего звуков?

3)​ Сколько гласных звуков?

4)​ Сколько согласных звуков?

5)​ Какой по счёту звук О?

Дети работают со звуковой линейкой, выкладывая на ней синие и красные квадраты.

4. Ударение.

Воспитатель показывает значок «ударение». Его можно представить в виде молоточка.

Звуковой анализ слова МУКА.

-Какие гласные есть в слове МУКА?

Ответы детей (индивидуальные): -у, -а.

-Послушайте, как я скажу слово, чтобы в нем услышали ударный гласный звук: МУКААА. Кто скажет это слово так же, что бы мы услышали ударный гласный звук?

Ответы детей (индивидуальные): МУКААА.

- Ударный гласный звук А во втором слоге. Ставим знак ударения.

Затем воспитатель переставляет ударный знак на букву У и предлагает прочитать слово с новым ударением.

- Какое слово получилось?

Ответы детей (индивидуальные): МУУКА.

- Да, получилось слово МУУКА. Так говорят, когда кто-нибудь страдает, мучится.

Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как девочка Нина лепила из глины пирожки:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мукА, а мУка –

Поварам наука.

/ Воспитатель обращает внимание детей на то, что от смены ударения в слове получилось новое слово. Ударение помогает нам различать слова./

Воспитатель предлагает послушать стихотворение (читает):

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром…

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ, И ЧЁТКО РЕЧЬ МОЯ звуЧИТ. (А.Шибаев)

5. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре –Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре –Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Соответствующие движения.

6. Знакомство с буквой О.

1) Воспитатель предлагает послушать стихотворение (читает):

В этой букве нет угла,

Оттого кругла она.

Посмотри на колесо –

И увидишь букву … О.

2) Анализ буквы О:

- На что похожа буква О? (показ указкой)

Дети дают индивидуальные ответы.

3)Далее, дети прописывают в воздухе букву О и конструируют из ниток О на столе.

Воспитатель дает по ходу работы рекомендации, показ.

4) Читают букву О в сочетании с согласными:

С

О Н

М

5) Работа в тетради. Дети пропечатывают букву О и слог СО.

7. Закрепление пройденного.

Воспитатель предлагает детям листы бумаги с овалом.

- Это не просто овал. Это чьё-то лицо! На какой звук оканчивается слово «лицо»? Дорисуйте части лица. Но есть одно условие: если в названии части лица, которую ты хочешь дорисовать, есть звук О, рисуй его оранжевым цветом, а если нет – зеленым.

/Воспитатель предлагает лист с условными обозначениями:

рот, нос, волосы - оранжевые, глаза, уши – зеленые/

8. Итог НОД.

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, как вы считаете, мы помогли Оле узнать, с какого звука начинается её имя?

Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Я предлагаю, давайте отправим наши рисунки, чтобы она лучше запомнила, с какого звука начинается её имя. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...