Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе “Путешествие в Простоквашино”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Якымива Мария Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

№ 43 «Журавушка» города Лесосибирска»

                 

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе “Путешествие в Простоквашино”

                                                                                                                         Воспитатель:

Якымива Мария Николаевна

 I квалификационная категория

г. Лесосибирск

2019 г.

Цель: ознакомление детей со звуками [Р] и [Р`], буквой Р.

Задачи: уточнить правильную артикуляцию звуков [Р] и [Р`], закрепить умения определять место звуков [Р] и [Р`] в словах, давать их характеристику. Развивать умения последовательно выделять звуки, устанавливать их место в слове; знакомить с буквой Р, развивать мышление, внимание и память; воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа: чтение сказочной повести «Трое из Простоквашино». 

Методы и приемы:

Игровой (сюрпризный момент – письмо, дидактические игры).

Наглядный (демонстрационный материал: картинки из сказочной повести «Трое из Простоквашино», предметы – «подарки» для героев, картинки с изображением угощений).

Словесный (беседы, чтение письма, вопросы).

Материалы и оборудование: картинки из сказочной повести «Трое из Простоквашино», предметы – «подарки», письмо, предметные картинки с изображением угощений, листы бумаги и карандаши, изображение буквы Р.

Ход занятия

Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем встают в круг, взявшись за руки, и проговаривают с закрытыми глазами в умеренном темпе:

Мы уверенны, спокойны.

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Основная часть:

- Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? На конверте загадка, давайте отгадаем ее и узнаем, кто его нам прислал.

В Простоквашино их дом,

Проживают вчетвером. (Трое из Простоквашино)

Чтение письма воспитателем.

Здравствуйте, ребята! Пишут вам кот Матроскин и собака Шарик из деревни Простоквашино. Наш дядя Федор скоро пойдет в школу, но совсем ничего не знает о звуках [Р] и [Р`]. Приезжайте к нам в гости и расскажите ему об этих звуках. Добраться до нас просто: доезжаете до станции «Простоквашино», а потом на лыжах до деревни.

- Ребята, вы хотите помочь дяде Федору? Тогда сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и расскажем дяде Федору о звуках [Р] и [Р`]. Для этого мы должны завести наши моторчики.

  • Уточнение правильной артикуляции звука [р], его характеристика и обозначение.

Произнесите еще раз этот звук [р-р-р]. Что вы можете сказать об этом звуке - он какой гласный или согласный? Почему вы так решили? (Язык поднят вверх чашечкой, боковые края языка прижаты к зубам, сильная струя воздуха вызывает вибрацию языка). В каком домике живет этот звук? (Синем). Он глухой или звонкий? (звонкий). У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

  • Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.

«Доскажи словечко» 

Ра – ра – ра – начинается … (игра); 

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары); 

Ро – ро – ро – у нас новое … (ведро); 

Ру ру – ру – продолжаем мы … (игру);

Ре – ре – ре – стоит домик на (горе); 

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири).

  • Произношение звуков в словах и связной речи.

- Ребята, а что люди обычно берут с собой, когда собираются в гости? Правильно, подарки. А где нам их взять? Конечно, в магазине. Сейчас мы с вами отправимся в магазин, но мы же хотим помочь дяде Федору больше узнать о звуках [Р] и [Рь], тогда  давайте договоримся, что покупать подарки будем только те, в названии которых встречается звук [Р] или [Рь]. Определите, где находятся звуки [Р] и [Рь] в «словах-покупках» - в начале, в середине или в конце слова.

- Составление предложений по образцу: «Я подарю Коту Матроскину шарф», «Я подарю Шарику варежки».

- Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины). А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на мольберте). Кто нас встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук [Р]? (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук [Рь]?  (Гаврюша, Шарик)? Кому и что мы привезли в подарок?

- Жители Простоквашино приглашают нас с вами на чаепитие. Посмотрите на картинки, какие угощения они приготовили со звуками [Р] и [Рь]? ( много пряников, баранок, пирожных, пирогов, карамели, тортов, ватрушек).

  • Звуко-буквенно-слоговой анализ и синтез.

Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след. (Ручка)

Ребята, определите, сколько звуков в этом слове? Поделите слово «ручка» на слоги и зарисуйте схемы на листе бумаги.

- Ребята, дядя Федор приглашает нас на пргулку на лыжах.

Физминутка

Мы на лыжах в лес идем,                     
Мы взбираемся на холм.            
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,   

И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,          
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

  •  Работа над предложением.

- Ребята, дядя Федор перепутал слова в предложениях. Нужно правильно составить предложения и сосчитать сколько в них слов.

Рая, руки, мыть.

Рома, у, рубашка, новая.

Жить, в, мы, городе.

Парад, мой, ходить, на, брат.

Вера, зоопарк, в, видеть, кенгуру.

  • Знакомство с буквой Р.

Показ буквы «Р».

- На что похожа буква «Р»? (трость, парус)

 «Дрожу от страха

До сих пор! –

Воскликнуло полено,

Похожа буква на топор!

Расколет непременно»

Написание буквы в воздухе.

  • Итог занятия. 

- Где же мы сегодня побывали?

- С какими звуками знакомили дядю Федора?

Вместе с жителями деревни Простоквашино мы вспомнили звуки [Р] и [Рь]. Дядя Федор благодарит вас за помощь, теперь он знает все об этих звуках и может идти в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»

В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...