Звук [ы] и буква ы.
план-конспект занятия по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук и буква Ы».
Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуком и буквой Ы. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради и буквари, красные флажки, простые и цветные карандаши, фишки, предметные картинки.
Ход занятия
- Организационный момент.
На доске предметные картинки: шары, коты, бананы, арбузы.
Посмотрите на картинки. Назовите их. (…).
Каким звуком заканчиваются все эти слова? (…).
Вот с этим звуком и буквой, ко-рая обозначает, мы и познакомимся. По очереди разделите эти слова на слоги. (Ша-ры. 2 слога. …). Отлично.
2. Игра «Подними флажок».
Давайте произнесем новый звук все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят …
Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [ы] – гласный или согласный? (…)
Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)
Правильно. Поэтому вы будете поднимать флажки, как только услышите звук [ы]?
Материал: ы, и, а, ы, у, о, э, ы, и; мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан; мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ы].
3. Упражнение «Кто скорее?»
Поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Т, ы. Что получилось? (…)
Верно. М, ы. Что получилось? (…)
Материал: вы, ды, дым, бык, боты.
4. Работа по букварю.
Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
На глаза у детворы
Улетают ввысь шары.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]? (…)
Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буквы Ы. под ней вы видите красный кружок. Что это значит? (Значит, буква Ы обозначает гласный звук [ы]).
Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях ко-рых есть этот звук.
Дети находят и называют картинки.
Молодцы! А теперь пройдите к доске и составьте по одной букве Ы.
Дети составляют по 1 букве.
Какие детали вам потребовались для этого? (…)
Как вы расположите эти элементы? (…)
Теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (…)
Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними. (…).
Давайте все вместе прочитаем предложения. (…)
5. Пальчиковая гимнастика «На шоссе».
Посмотрите-ка, ребята! Ритмично хлопают в ладоши.
У зайчат два самоката. На каждое название животного загибают по одному пальчику
В джипе едут три медведя. сначала на правой, потом на левой руке.
Мчится ежик на мопеде.
Вы поверите едва ли –
Катит волк на самосвале,
А лисица в лимузине
И цветы везет в корзине.
В синем вертолете – белка,
Волк – в летающей тарелке.
У бобра велосипед,
А у льва кабриолет.
Только серый бегемот
По шоссе пешком идет. «Шагают» пальчиками обеих рук в воздухе.
6. Работа в тетради.
Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части? (…)
Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, ко-рое начиналось бы с этой буквы. Поэтому же и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте букву. Какой карандаш для этого потребуется? (…)
Дети раскрашивают букву.
Теперь давайте «напишем» букву Ы в воздухе.
Дети «пишут» в воздухе.
Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ы. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от него еще одну палочку. Напишите 4 буквы по точкам.
7. Игра «Веселый поезд».
На доске плоскостные изображения паровозика и 3-х вагончиков.
Сегодня к нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте слово, ко-рое привез поезд. (…) Сколько букв в этом слове? (…)
Сколько звуков? (…) Перечислите их по порядку. (…) Давайте выложим схему этого слова.
На столе контейнеры с кружками.
Каким кружком вы обозначите первый звук и почему? (Д…)
Один из детей подходит к доске и помещает под первый вагончик синий кружок.
(Ы…). Один из детей подходит к доске и помещает под второй вагончик красный кружок.
(М…). Один из детей подходит к доске и помещает под третий вагончик синий кружок.
Сколько согласных звуков в слове дым? (…)
Сколько гласных звуков в слове дым? (…)
Сколько слов в слове дым? (…)
Педагог помещает под схему слова один желтый квадрат.
Запомните: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Затем дети читают слова: бык, дубы, коты, помещая буквы на вагончики поезда.
8. Игра «Разноцветные вагоны».
На доске паровоз и два вагончика, рассыпает на стол картинки, содержащие звуки [ы] –[и] в названиях.
Каждый из вас должен взять одну картинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку в зеленый вагон, а вторую – в желтый.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает работу детей.
9. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали, какие игры и упражнения им понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...