Звук [ы] и буква ы.
план-конспект занятия по обучению грамоте

Занятие по обучению грамоте (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Ы».

      Коррекционно-образовательные  задачи: Ознакомление со звуком  и буквой  Ы. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.  

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

 Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради и буквари, красные флажки, простые и цветные карандаши, фишки, предметные картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

На доске предметные картинки: шары, коты, бананы, арбузы.

Посмотрите на картинки. Назовите их. (…).

Каким звуком заканчиваются все эти слова? (…).

Вот с этим звуком и буквой, ко-рая обозначает, мы и познакомимся. По очереди разделите эти слова на слоги. (Ша-ры. 2 слога. …). Отлично.

2. Игра «Подними флажок».

Давайте произнесем новый звук все вместе.

Дети вместе с педагогом  произносят …

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [ы] – гласный или согласный? (…)

Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)

Правильно. Поэтому вы будете поднимать флажки, как только услышите звук [ы]?

Материал: ы, и, а, ы, у, о, э, ы, и; мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан; мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ы].

3. Упражнение «Кто скорее?»

Поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять  звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Т, ы. Что получилось? (…)

Верно. М, ы. Что получилось? (…)

Материал: вы, ды, дым, бык, боты.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

На глаза у детворы

Улетают ввысь шары.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]? (…)

Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буквы Ы. под ней вы видите красный кружок. Что это значит? (Значит, буква Ы обозначает гласный звук [ы]).

Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях ко-рых есть этот звук.

Дети находят и называют картинки.

Молодцы! А теперь пройдите к доске и составьте по одной букве Ы.

Дети составляют по 1 букве.

Какие детали вам потребовались для этого?  (…)

Как вы расположите эти элементы? (…)

Теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (…)

Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними. (…).

Давайте все вместе прочитаем предложения. (…)

5. Пальчиковая гимнастика «На шоссе».

Посмотрите-ка, ребята!       Ритмично хлопают в ладоши.

У зайчат два самоката.        На каждое название животного загибают по одному пальчику  

В джипе едут три медведя.  сначала на правой, потом на левой руке.

Мчится ежик на мопеде.

Вы поверите едва ли –

Катит волк на самосвале,

А лисица в лимузине

И цветы везет в корзине.

В синем вертолете – белка,

Волк – в летающей тарелке.

У бобра велосипед,

А у льва кабриолет.

Только серый бегемот

По шоссе пешком идет.     «Шагают» пальчиками обеих рук в воздухе.

6. Работа в тетради.

Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части? (…)

Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, ко-рое начиналось бы с этой буквы. Поэтому же и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте букву. Какой карандаш для этого потребуется? (…)

Дети раскрашивают букву.

Теперь давайте «напишем» букву Ы в воздухе.

Дети «пишут» в воздухе.

Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ы. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от него еще одну палочку. Напишите 4 буквы по точкам.

7. Игра «Веселый поезд».

На доске плоскостные изображения паровозика и 3-х вагончиков.

Сегодня к нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте слово, ко-рое привез поезд. (…)  Сколько букв в этом слове? (…)

Сколько звуков? (…) Перечислите их по порядку. (…) Давайте выложим схему этого слова.

На столе контейнеры с кружками.

Каким кружком вы обозначите первый звук и почему? (Д…)

Один из детей подходит к доске и помещает под первый вагончик синий кружок.

(Ы…).  Один из детей подходит к доске и помещает под второй  вагончик красный кружок.

(М…).  Один из детей подходит к доске и помещает под третий  вагончик синий кружок.

Сколько согласных звуков в слове дым? (…)

Сколько гласных звуков в слове дым? (…)

Сколько слов в слове дым? (…)

Педагог помещает под схему слова один желтый квадрат.

Запомните: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Затем дети читают слова: бык, дубы, коты, помещая буквы на вагончики поезда.

8. Игра «Разноцветные вагоны».

На доске  паровоз и два вагончика, рассыпает на стол картинки, содержащие звуки [ы] –[и] в названиях.

Каждый из вас должен взять одну картинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку в зеленый вагон, а вторую – в желтый.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает работу детей.

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали, какие игры и упражнения им понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...