НОД по обучению грамоте "Цветик - семицветик" подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Купцова Елена Николаевна

материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа  

структурное подразделение  детский сад «Огонёк»

План-конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по речевому развитию (обучение грамоте)

на тему:

«Цветик-семицветик»

Возрастная группа – подготовительная группа

Выполнила:

Купцова Елена Николаевна, воспитатель

СП ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

м.р. Приволжский

Самарской области

                                                                         

2019 г.

Конспект НОД по речевому развитию на тему

«Цветик-семицветик»

Интеграция образовательных областей:

 «социально-коммуникативное», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Цель:

Обобщение знаний детей по основам первоначальной грамоты.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие).

2.Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3.Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

4.Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.

5.Упражнять в графическом изображении звука – букве.

 Развивающие:

1.Развивать внимание, мышление, память.

2.Развивать самостоятельность, инициативу.

 Воспитательные:

1.Воспитывать  умение внимательно слушать воспитателя и товарищей.

2.Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитывать чувство товарищества, умение и желание работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Наглядный материал: цветок с семью лепестками, ноутбук, презентация к занятию, шар с запиской.

Раздаточный материал: конверты с заданиями:

  • буквы – ш,к,о,л,а,с,н,у,п,и;
  • цветные квадратики (красные, синие, зеленые);
  • карточки с цифрами 1,2,3;
  • карточки с недорисованными буквами;
  • три чистых схемы;
  • простые карандаши, чистые листы.

Продолжительность НОД: 25-30 минут

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности                          

Двигательная

Физ. минутка «Вновь у нас физкультминутка»

Игровая

Игровая ситуация «Цветик-семицветик от Мудрой Совы»

Коммуникативная

Правила выполнения заданий.

Познавательно-исследовательская

Рассматривание картины «В школе», картинок-отгадок.

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Загадывание загадок, чтение послания от Мудрой Совы.

Продуктивная

Составление слова, дописывание букв, составление звуковой схемы слова, рисование схем предложений.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

        1 слайд заставка

Эмоциональный настрой детей на работу.

Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне  какое у вас сегодня  настроение? 
(Хорошее, радостное, веселое.) 
Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Молодцы! Подарили друг  другу хорошее настроение, а теперь послушайте!

Подходят к воспитателю

Предполагаемые ответы

Берутся за руки

Улыбаются друг другу

Вызван интерес

Отвечают полным предложением

Стоят в кругу на ковре, держась за руки.

Эмоционально реагируют

2.

                                                     

  3.

 

 4.

     

5.

 

 

 

  6.

   

      7.

  8.

  9.

     

 10

                   

11

Ребята, сегодня утром

в группе  я обнаружила вот такой замечательный цветок. А к нему  привязан воздушный шар. А в шарике что-то есть. Я без вас не стала смотреть, что там.  Предлагаю лопнуть шар и посмотреть, что внутри. Согласны?

(Воспитатель  лопает шар, достает записку, читает:                      «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе.  Тогда я  поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в  их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете  позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)

Вот так сюрприз.  Мудрая Сова прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания?  А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

А теперь садитесь за столы.

Итак, отрываем лепесток под цифрой 1 и читаем, что же за задание в нем находится.

«Отгадай загадку»

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки в словах – картинках и составить из них слово. Найдите на своих столах конвертики под № 1. Посмотрите, что  лежит в этих конвертах.

(Буквы).

Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука. Сейчас на экране вы увидите картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдете букву, соответствующую данному звуку и выложите перед собой. Задание понятно?

2 слайд шар

На слайде по очереди  отображаются картинки:

 шар, котенок, обруч, лимон, арбуз.

Ребята,  что вы видите на экране?

(Шар).

Какой первый звук в слове «Шар»?

(Звук [ш].)

Найдите букву, которая обозначает звук [ш] и положите её перед собой. Это первая буква слова – отгадки.

 3, 4, 5, 6 слайды картинки

Продолжаем выполнять задание.

 (предлагает выполнить  аналогичные действия с другими картинками и получается слово    Ш  К О Л А)

7 слайд школа

Проверьте, у всех такое слово получилось?

Кто может  прочитать его?

(Школа.)

Да,  так и называется дом, где все приобретают знания: Школа.

8 слайд картинка школы

(предлагает рассмотреть на экране  картинку с изображением школы)                                 Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.

Отрываем лепесток под цифрой 2 и читаем следующее задание.

«Отгадай загадку и  составь звуковую схему для слова - отгадки».

9 слайд загадка

Он для ручек домом стал.

Называется... (пенал).

На слайде отображается картинка – отгадка: картинка ПЕНАЛ

Открываем конверт под № 2. Что там лежит?

(Разноцветные фишки для составления звуковой схемы.)

Итак, начнем звуковой разбор слова ПЕНАЛ. Назовите, пожалуйста, первый звук в слове ПЕНАЛ.

(Звук [п’].)

Кто  даст характеристику этому звуку?

(Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой. )

Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

(Зеленого цвета.)

Предлагает выложить остальные звуки.

10 слайд схема

Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

                                                                                                    Приступаем к следующему лепестку под цифрой 3. А там задание такое:

«Составьте предложения по картине и запишите схемы этих предложений».

11 слайд картина

На слайде отображается картина «Идём в школу».

Рассмотрите картину и составьте  предложения по ней. Определите количество слов в составленном предложении, назовите  последовательность слов в предложении.

На ваших столах есть чистые листочки и простые карандаши. На этих листочках вы должны записать схемы некоторых предложений.

  Воспитатель  выбирает  два из составленных детьми предложений. Один ребенок работает у доски.

Молодцы и с этим заданием вы справились!

                                              Физминутка.

Потрудились – отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

(дети стоят)

Отрываем следующий лепесток с цифрой 4.  Слушайте задание.

«Где прячется звук [р и рь]?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.

12 слайд 1 загадка

Воспитатель читает загадки на слайдах. После ответов детей рядом появляется картинка – отгадка.

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый… (ранец)

Где в этом слове живет звук [р]?

(В начале слова.)

13 слайд 2 загадка

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.  Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

Где в этом слове живет звук [р]?

(В конце слова.)

14 слайд 3 загадка

Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь).

Где в этом слове живет звук [р]?

(В середине слова.)

Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Отрываем следующий лепесток под цифрой 5. А там вот такое задание.

«Допиши буквы».              (предлагает детям сесть за столы)

Откройте конверты под номером 3. Там находятся карточки с  недорисованными буквами.

Каждому  ребенку  предлагается индивидуальная карточка.

Внимательно посмотрите и буквы эти допишите.

Закончили? Хорошо. Напечатайте своё  имя на карточке. Эти карточки вы передадите  мне в конце занятия, а я   оцению выполненные вами задания. Если задание выполнено правильно, то я  нарисую на вашей карточке  звездочку, если же там будут какие-либо ошибки, то  нарисую  - флажок. В конце занятия вы посмотрите, как я оценила ваши задания.

 А нас ждет следующий лепесток под цифрой 6. Что же в нем за задание?

«Подели слова на слоги и определи их количество».

В конверте под цифрой  4 вы найдете таблички с цифрами 1,2,3.  Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача  назвать слово  и определить, сколько слогов в  данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.

15,16,17,18,19,20,21,22,23 слайды картинки

На слайде  появляются  картинки.

Молодцы. Все верно.

                                                                 

А теперь, ребята, я попрошу всех подойти ко мне.                                                             Посмотрите, у нас  остался последний лепесток с последним заданием.  Отрываем и читаем.

«Назови слова с ударным звуком О».

Давайте сделаем это задание игровым. Вставайте в круг. Я буду ведущим, буду каждому бросать мяч, а вы должны назвать слово с ударным звуком «О» и вернуть мне мяч.

 

Рефлексия.

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело  написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?

24 слайд СОВА

(музыка, на экране появляется фото Совы и надпись: Молодцы! К школе готовы!)

Рассматривают цветок и шар

Соглашаются лопнуть шар

Слушают послание от Мудрой Совы

Соглашаются выполнить задания Мудрой Совы

                          Садятся за столы

                       Слушают задание

Отгадывают загадку

Находят конверты под №1 и открывают их

Смотрят, достают буквы

Слушают продолжение задания

Смотрят на экран

Находят букву и кладут перед собой

Выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед собой буквы: Ш  К О Л А

Предполагаемые ответы

Слушают задание

Отгадывают загадку

Рассматривают картинку-отгадку

Открывают конверты под №2

Называют первый звук

Дают характеристику звука

Подбирают фишку

Выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую схему для слова ПЕНАЛ.

Слушают задание

Рассматривают картину

Составляют предложения по картине

Записывают схемы предложений

Выполняют движения в соответствии с текстом

Слушают задание

 

Отгадывают загадку

Предполагаемые ответы детей

Отгадывают загадку

Предполагаемые ответы детей

Отгадывают загадку

Предполагаемые ответы детей

Слушают задание

Открывают конверты под №3

Достают карточки с недорисованными буквами

Дописывают буквы

Печатают свои имена

Слушают задание

Открывают конверты под №4

Определяют количество слогов в данных словах и поднимают карточки

Слушают задание

Называют слова, выделяя ударный звук О.

Делятся впечатлениями, высказывают своё мнение

Вызван интерес

Эмоционально реагируют

Внимательно слушают послание

                                        С радостью соглашаются выполнить задания

                                                               Тихо садятся за столы

                     Понимают смысл задания

Умеют отгадывать загадки

Самостоятельно находят конверты и тихо открывают их

Достают буквы

Понимают смысл задания

Смотрят на экран, называют слово

Самостоятельно находят букву и кладут перед собой

Умеют работать по аналогии

Умеют читать по слогам

                           

Понимают смысл задания

Закреплено умение отгадывать загадки

Рассматривают картинку-отгадку

Тихо открывают конверты

Правильно называют первый звук

Закреплено умение давать характеристику звукам

Правильно подбирают фишку

Закреплено умение выкладывать звуковую схему слова

Понимают смысл задания

                         Закреплено умение составлять предложения по картине. Определять количество слов в составленном предложении, называть последовательность слов в предложении, записывать схемы предложений.

                                 

Снято мышечное напряжение

Понимают смысл задания

Умеют отгадывать загадки

Правильно определяют местоположение звука

Умеют отгадывать загадки

Правильно определяют местоположение звука

Закреплено умение отгадывать загадки

Закреплено умение определять местоположение звуков в словах

Внимательно слушают задание

Тихо открывают конверты

Внимательно рассматривают буквы

Выполняют задания на карточках  самостоятельно.

Умеют печатать своё имя

Понимают смысл задания

Тихо открывают конверты

Закреплено умение определять количество слогов в словах

                               

Понимают смысл задания

                           

Закреплено понятие «Гласный ударный звук»

                                       

Создан желаемый результат. Обобщены знания пройденного материала

Список используемой литературы:

1.Л.Е. Журова,  Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте»

3.Журналы «Дошкольное воспитание»

4.http://www.maam.ru/detskiisad

5. Другие интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Спасем весну» (занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей)

Занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей в подготовительной группе....

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Дистанционное обучение дошкольников 2 группы по теме недели «Встречаем птиц».средняя группа( вторая неделя)

Дистанционное обучение  «Дома некогда скучать!»Для того чтобы ваша самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, предлагаем вашему вниманию дистанционное обучение дете...

Проект "Обучение детей младшей группы правилам дорожного движения, посредством технологии игрового обучения"

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте использовалась инновационная технология игрового обучения, а также применя...

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...