Игры для развития речи
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
В статье приведены примеры несложных игр, позволяющих развить активный словарь дошкольников, закрепить умение строить предложения и словосочетания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
1.«Отгадываем загадки».
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых, животных ит.д.. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.
2. «Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Задачи: Учить детей распознавать времена года по их признакам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.
3. «Что вокруг нас?».
Цель: научить делить дву- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.
Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать внимание, фонематический слух, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад), две части (забор, кусты, цветы, песок, трава), три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.
4. «Кто же я?».
Цель: указать названное растение.
Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель быстро указывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.
5. «Исправь ошибку».
Цель: учить понимать смысл предложения.
Задачи: Учить детей распознавать не правильные по смыслу предложения. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать любовь к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в них допущены ошибки, вы их должны исправить. Слушайте внимательно:
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога идет по машине.
Гена разбил стеклом мяч и т. д.
6 «Третий лишний»
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.
Задачи: Учить детей распознавать птиц по видам. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть перелетными и зимующими. Я сейчас буду называть птиц вперемежку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
7. «Птицы (звери, рыбы)».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Задачи: Закрепить с детьми животных. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветы) и передает маленький мячик соседу, тот называет следующую птицу и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга.
8. «Кому что нужно?».
Цели: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Задачи: Закрепить с детьми профессии. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход игры. Воспитатель предлагает вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Он называет профессию, а дети отвечают, что нужно для работы в этой области. А во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
9. «Какая? какой? какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Задачи: Учить детей использовать прилагательные при описании живой и неживой природы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…
Пальто – теплое, зимнее, новое, старое…
Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…
Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…
10. «Какое время года?».
Цели и задачи: учить слушать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что писатель и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года, затем читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
11. «Какое что бывает?».
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Давайте расскажем, что бывает зеленым, – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…
Широкой – река, дорога, лента, улица… и т. д.
Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку.
12. «Ищи».
Цель: учить правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.
Задачи: Учить детей подбирать словосочетания. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Дети должны в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу воспитателя один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.
13. «Придумай другое слово».
Цель: расширять словарный запас детей.
Задачи: Учить детей составлять из других слов синонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит, что можно придумать из одного слова другое, похожее, например: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы – клюквенный кисель.
Суп из овощей – овощной суп.
Пюре из картофеля – картофельное пюре.
14. «Кто больше вспомнит».
Цель: обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.
Задачи: Учить детей использовать слова действий живой и неживой природы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Карлсон просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.
Метель – метет, вьюжит, пуржит.
Дождь – льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет…
Ворона – летает, каркает, сидит, ест, пьет, присаживается… и т. д.
15. «О чем я сказала?».
Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.
Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов.
Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.
Головка – голова ребенка, куклы, лука, чеснока.
Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…
Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…
Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.
16. «Как сказать по-другому?».
Цель: упражнять детей в названии одного из синонимов.
Задачи: Закреплять умение преобразовывать слова в синонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Как можно сказать про это же, но одним словом?
Сильный дождь – ливень.
Сильный ветер – ураган.
Сильная жара – зной.
Лживый мальчик – лжец.
Трусливый заяц – трус.
Сильный мужчина – силач…. и т. д.
37. «Что это значит?».
Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Задачи: Учить детей использовать прилагательные. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – незасохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Глухой старик – тот кто ничего не слышит.
Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная.
Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный.
38. «Вчера, сегодня, завтра».
Цель: учить правильно употреблять наречия времени.
Задачи: Учить детей сообразительности. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Дети встают в круг. Педагог говорит короткую фразу, например: «Мы лепили…» – и бросает ребенку мяч. Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос когда: «Вчера».
39. «Дополни предложение».
Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления.
Задачи: Учить детей дополнять предложения. Развивать внимание, память, связную речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила…». «…Книжки, тетради, портфель», – продолжают дети.
40. «Это правда или нет?».
Цель: находить неточности в тексте.
Задачи: Учить детей распознавать небылицы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле».
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
41. «Найди противоположное слово».
Цель: подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Задачи: Учить детей употреблять антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то значит он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не легкая, то она…» и т. д.
42. «Надо сказать по-другому».
Цель: подобрать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Задачи: Учить детей преобразовывать из словосочетаний синонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.
Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте попробуем заменить слова в других предложениях».
– Дождь идет – льет.
– Мальчик идет – шагает.
– Чистый воздух – свежий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....