Методические разработки
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Лебедева Наталия Андреевна

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Россияночка»

«Берёзы – символ России»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель:

                                                                                        Лебедева Наталия Андреевна

Цель: Ознакомление старших дошкольников с берёзой, как символом России.

Задачи:

Обучающая: познакомить детей с берёзой, ставшей символом России, рассказать о том, какую пользу приносит это дерево людям. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать у детей речь,  познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Передавать в художественном творчестве характерные особенности изображения берёзы.

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине через художественно-эстетическое восприятие; видеть и наслаждаться красотой русской берёзы.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Как березка зверей лечила»
  • разучивание стихов о берёзе
  • знакомство с разными видами деревьев
  • наблюдение за сокодвижением берёзы на прогулке (фото 1)
  • рассматривание репродукций русских художников-пейзажистов
  • рисование березки

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на  занятие кружка. А как называется наш кружок? (Россияночка) Давайте вспомним, о чём мы разговариваем на наших занятиях, что изучаем? (Мы говорим о своей стране, о России, о родных людях, о семье, о нашей природе, о родном городе…)

Воспитатель: Обратите своё внимание на интерактивный стол, послушайте куплеты песен. (Дети смотрят презентацию на столе, сопровождающую песнями о берёзе)

Отгадайте загадку:

Стоит красавица - косы зеленые,

 платье белое, кора горючая,

ветка плакучая, семя летучее?  (Берёза)

Воспитатель: Вы, наверное, уже догадались, о чём у нас пойдёт речь? (Сегодня  мы поговорим  о русской березке).

 Береза - символ красоты русской природы, символ России. Ею можно восхищаться в любое время года.

  • Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке)
  • Как называется лес, где растут одни березы? (Березник,  Березовая роща).

Посмотрите, и у нас в группе сегодня эта русская красавица, она послушает, что мы о ней знаем.

 Берёза воспета поэтами в стихах,  писателями в прозе,  композиторами в песнях. Давайте мы с вами расскажем стихи о белоствольной красавице березке, которые  написаны российскими  поэтами:

Я прочту отрывок Михаила  Матусовского  из песни «С чего начинается Родина»:

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром, склоняясь, растет!

Стихи читают дети:

  1. Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

         Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,

        То ясную, кипучую, то грустную, плакучую!  (Александр  Прокофьев)

  1. Белее снега чистого, и месяца лучистого,

          Как в белых платьях девицы, березы стали в круг.

          Их ветви - руки тонкие, как будто струны звонкие,

         Лишь ветер к ним притронется, и все поет вокруг.  (Герман  Ходыров)

  1.  Чуть солнце пригрело откосы, и стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.

          Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,

          И много задумчивых песен поется в народе о ней.

(Всеволод  Рождественский)

  1. Опять о них, кудрявых и белесых,

         А что тут делать, если на Руси,

         У всех дорог встречаются березы,

        Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

  1. Они стоят, дороги отороча,

И ткут, и ткут зеленый свой навес.

 И Русь моя - березовая роща,

 Которую не вырубить вовек.               (Геннадий Тумарев)

Воспитатель: Спасибо ребята. А сейчас поделитесь своими знаниями об этом дереве, поиграем в игру «Вопрос - ответ»:

- Какой ствол у берёзы? (прямой, тонкий, белый)

- Если у неё белый ствол, как можно назвать берёзу одним словом, какая она? (белоствольная)

- Сколько лет может прожить берёза? (150 лет)

- В какое время года начинается сокодвижение у берёзы? (Весной)

- Можно ли пить берёзовый сок? (Да, берёзовый сок полезен, в нём много витаминов, глюкозы)

- Что изготавливают из древесины берёзы? ( мебель, лыжи, фанеру…)

- А знаете ли вы, что такое береста? (Береста – это поверхностный, белый  слой коры берёзы. Она защищает дерево от солнечных ожогов, т.к. белый цвет отражает солнечные лучи.)

- Раньше для чего использовали бересту? (Её использовали как бумагу, на ней писали, делали короба).  Можно дать детям рассмотреть, потрогать кусочек бересты, попробовать написать на ней.

- Что ещё делали и делают из бересты? (Поделки, сувениры, корзины, шкатулки, посуду, лапти)

Хочу обратить ваше внимание на выставку изделий из бересты, берёзы. Посмотрите,  какие изделия могут изготавливать русские умельцы. (Рассматривают выставку,  организованную в группе)

Издавна на Руси любили белоствольную красавицу – берёзу. Её называли деревом счастья. Вокруг берёзы водили хороводы. Давайте и мы организуем хоровод, споём нашей берёзе песню. (Звучит песня «Во поле берёза стояла», дети водят хоровод).

А сейчас садитесь, возле нашей берёзки,  я расскажу вам ещё что – то важное и интересное об этом дереве (дети вместе с воспитателем садятся на палас)

Рассказ воспитателя сопровождается картинками (фото2.)

Воспитатель: 1.  Березой мы любуемся, поем ей песни, водим хороводы. А ведь она еще помогает с бедой справиться.

2. В истории нашей Родины немало трагических событий. Русь защищалась от многочисленных завоевателей, одерживала победу. Одержали мы Победу и в Великой Отечественной войне. И здесь белоствольная березка давала силу нашим бойцам.

3.В годы войны березка была символом непобедимой России. Она стояла в полях, напоминала матерей, жен, сестер. Воины погибали за Родину и русскую березу.

 Я в бою столкнулся с нею –

С берёзой на Смоленщине…

Я к ней приполз – мне было на нее

Взглянуть хоть перед гибелью охота!

…Берёза, ты – дыхание и стать!

Я углядел в тебе черты России.

“Россия, ты пришла…” – успел сказать

И выдохнуть: “В атаку!” – обессилев.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в березку, ждущую меня.

4. Над могилой погибших воинов, в России существует издавна обычай, сажать березу, чтобы их жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России.

Горит вечный огонь- символ неугасаемой жизни. А те три березки у Вечного огня! Почему их три? Почему не четыре березки глядят на Вечный огонь? Да потому, что каждый четвертый погиб, сгорел в адском пламени войны. Три березки - тоже символ ( вообще, Троица - святой символ Руси). Три березки- глубокий след, жгучее напоминание о войне.

5.Но, где бы ни росла береза, она приносит людям радость. Может исполнить желание. Только к ней надо крепко-крепко прижаться и тихо-тихо прошептать заветные слова (попросить силы, здоровья, ума и т. п.). Конечно, желание не исполнится сразу - в сей же час как в сказке, но если очень постараться, то обязательно все так и будет.

Спасибо, дети за то, что внимательно слушали меня.

Ответьте мне, ребята, что же главное  о берёзе мы узнали сегодня, чем является берёза для русского народа? (Берёза – символ России, она символ русской природы, берёза даёт силу, приносит радость людям, может исполнить желание)

Я думаю, вы убедились в том, что берёза – красивое и ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.  

А вы хотите оформить берёзовую рощу на бумаге?

Предлагаю всем вместе выполнить аппликацию «Берёзы России», используя   различные изотехники: «пушком», «обрывание бумаги». Приступаем к работе.

(Дети выполняют коллективную работу (фото 3) , звучит песня «С чего начинается Родина»).

Литература:

1. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.

2. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996

3. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.

4.Брем А., Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия - М.: Эксмо,2005.
5.Губанова Г., Азбука жив. природ. Раст. и животные леса, М.,Родничок, 1999.
6.
https://pedportal.net/

7. http://www.maam.ru/



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №53  «Солнышко»

Конспект

совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

по ручному труду

Поделка ко  Дню матери -  «Букет цветов»

Воспитатель:

Лебедева Н.А.

 

г. Новоалександровск 2018 г.

Цель: формирование навыков создания поделки (подарок маме) с использованием в работе подручных материалов (ленты,  пайетки на самоклеящейся основе).

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать расширению знаний о праздниках – День матери.
- Продолжать учить выполнять работу по образцу, используя нетрадиционные техники работы с бумагой.
Развивающие:

- Содействовать развитию творческого начало, эстетического вкуса, умения делать подарок своими руками.

- Побуждать развитие связной речи: желание рассказывать о своей маме.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, чувство благодарности за заботу и желания сделать для мамы приятное.

-  Побуждать детей к аккуратности в работе.

Коррекционные:

- Тренировать мелкую моторику рук.

-  Содействовать в активизации словаря  прилагательных.

- Способствовать развитию самоконтроля в процессе работы.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Предварительная работа:

 Беседа, посвященная «Дню матери», чтение стихов о мамах, оформление презентации с фотографиями мам и детей, занятых совместным трудом, изготовление цветов – хризантем из бумаги, завязывание «Шнуровок».

Демонстрационный материал:

Образец  поделки, инструкция  изготовления, презентация.
Раздаточный материал: 

Цветная бумага квадратной формы, декоративные дыроколы,  фигурные ножницы, ленты, пайетки на самоклеящейся основе,  цветы из бумаги.

Ход совместной деятельности

Организационный момент: (Дети и воспитатель стоят в кругу)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить пословицы, которые мы учили раньше.

Я начинаю, а вы продолжайте, можно хором.

  • Родных много, а мать (роднее всего)
  • При солнышке тепло, при матушке (добро)
  • Всякой матери своё дитя (милее)
  • Мать трудолюбива, и дети (не ленивы).

Молодцы ребята.

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо!

Нет на свете никого

Лучшей нашей (мамы!)

- Я приготовила для вас сюрприз, подойдите к интерактивному столу,  (презентация труд вместе с мамой, тихо звучит  песенка о маме) . Кого же мы увидим на слайдах? (Дети смотрят презентацию «Труд рядом с мамой»)

- Познакомьте, пожалуйста, с вашей мамой? (Дети называют имя своей мамы).

- Все мы любим своих мам.  Подберите самые теплые и красивые слова о маме

-Какая твоя мама …….? (красивые, добрые, ласковые, нежные, умные).

В: Хорошо ребята! А как вы думаете, почему я сегодня завела разговор о мамах, включила именно эту песню?
Д: (Потому что скоро праздник) «День матери».
В: Вы правы. А когда отмечается этот праздник?
Д: Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября.

В: А что принято делать на праздники?
Д : На праздники принято дарить подарки. 
В: Что мы можем подарить маме?
Д: Цветы, рисунок, убрать комнату и т.д. (дети перечисляют варианты подарков)
В:
 Хорошо, вы сказали можно подарить букет цветов, а вас же нет денег, чтобы его купит?
Д: Можно сделать букет цветов своими руками.

В: А вы, хотите сделать вот такой букет? (Показывает  детям  образец). Тогда  несите нашу шкатулку «Рукодельницу» на стол и садитесь  поудобнее.

Давайте откроим шкатулку, достанем всё, что в ней сегодня лежит (дети вместе с воспитателем достают содержимое шкатулки, рассматривают).

В: Для того чтобы сделать вот такой букет нам понадобятся следующие материалы:

(перечислят: цветной, квадратный лист бумаги, красивые цветы – хризантемы, декоративные дыроколы, цветные ленточки, пайетки на самоклеящейся основе, клей- карандаш, ножницы с фигурным лезвием.

       Прежде чем приступить к выполнению работы давайте с вами вспомним правила работы с ножницами:

  • держать ножницы кольцами вверх;
  • во время резания находится на своем месте;
  • оставлять ножницы на столе закрытыми;
  • ножницы кладите кольцами к себе;
  • передавать кольцами вперед.

- Ребята, вы готовы к выполнению поделки?

- А ваши пальчики готовы, выполнить всё аккуратно?

Давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Замок» (Выполняют).

В: Ребята, для того, чтобы выполнить нашу работу нам нужно понять порядок. Я для вас подготовила инструкцию последовательного изготовления букета цветов . На фотографиях этапы изготовления.  (проговариваем каждый этап)

В: Теперь можем приступать.
Дети работают самостоятельно, воспитатель подходит к детям, задает уточняющие вопросы и оказывает помощь.
Итоговая часть: (выставка работ)
В:
 Ребята, давайте полюбуемся своими букетами, которые у нас получились!
А вы знаете, что дарить подарки ещё приятнее, чем их получать?

 А как можно подарить эту поделку маме?
Д: прочитать стихотворение, обнять маму, поцеловать и т.д.
В: Чему вы сегодня научились?
Как вы оцениваете свою работу, все ли у вас получилось?
Что было самым сложным?
Вам
понравилось изготавливать открытку для мамы? 
В: Мне понравились все поделки, и вашим мамам они тоже понравятся

 



Предварительный просмотр:

План мероприятий

по обучению правилам дорожного движения

в старшей группе

на период с 24.09.2018 г. по 28.09.2018 г.

Воспитатели:

Лебедева Н.А.

Трофимова Г.В.

№п.п

Мероприятия

Сроки исполненя

                                 Работа с воспитанниками

1.

Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения»

24.09.2017 г.

2.

Целевая прогулка «Светофор - наш друг»

25.09.2017 г.

3.

Беседа «Зачем нужны дорожные знаки»

26.09.2017 г.

4.

Дидактические игры "Лото дорожные знаки", "Слушайся регулировщика", "Найди и назови"

24.09 – 28.09 2017 г.

5.

Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков; Чтение стихотворения "Азбука города" Я. Пищумов

27.09.2017 г.

6.

Рассказы детей по плану – схеме «Безопасный маршрут от дома до детского сада»

28.09.2017 г.

                                          Работа с родителями

7.

Памятка «Причины детского дорожно – транспортного травматизма»

8.

Консультация «Безопасность детей на дороге»

9

Составить план - схему «Безопасный маршрут от дома до детского сада»

10

Информация на  стенде  по ПДД «Светоотражающие элементы  в одежде для детей и взрослых»



Предварительный просмотр:

Занятие кружка «АБВГДЕйка».

Воспитатель:

 Лебедева Н.А.

Задачи: Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.

Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений; пробуждать интерес к слову, развивать фонематический слух.

Материал: интерактивная доска, презентация, картинки к предложениям, карточки с заданиями.

Ход занятия.

Воспитатель: На интерактивной доске написаны пословицы, дети по очереди читают:

-  «Ученье свет, а не ученье тьма»

- «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

- «Без наук – как без рук»

- «Век живи – век учись»

- «Знание – сила»

- Ребята,  как вы думаете, какое значение имеют  эти пословицы? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам скоро пойдёте в школу за знаниями.

- Чем занимаются дети в школе? (Ответ). 

А чем занимаемся мы в детском саду? (Ответ). 

Правильно, тоже учимся. Мы многому уже научились, и вот сегодня свои знания покажем родителям.

1 задание «Игра с мячом: Вопрос – ответ» :

- Сколько букв в русском алфавите?

- Чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

- Из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э…)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

- На что можно разделить слова? (на слоги).

2 задание:

  • Прочитай слоги в слоговых кубиках. Одинаково ли произносятся согласные?

Если после согласных пишется «У», то он произносится твёрдо, если «Ю» - то мягко.

  • Прочитай слоги сначала с буквой «Г», а затем – с буквой «К».

Как эти согласные произносятся, если после них написаны А, О, У, Ы, Э?

А если Я, Ё, Ю, И, Е?

  •  Прочитай как зовут девочку, мальчика.

Прочитай слоги в шариках, которые они держат.

Как произносятся согласные в имени девочки, а как - в имени мальчика?

3 задание:

Следующее задание. Предлагаю вместе составить небольшой рассказ про ёлочку. Подойдём к интерактивному столу, внимание на экран.

Росла в лесу ёлочка.

Было у неё три подружки. Кто они, догадайтесь сами.

В их названии три слога. (Берёза, осина, рябина). 

Подружки решили подарить ёлочке подарки.

Берёзка подарила игрушку, в названии которой два слога, первый – ударный. (Кукла). Рябина подарила весёлого деревянного человечка. Как его зовут? Сколько слогов в этом слове? (4 слога)

Осина долго думала , что подарить подружке, а затем решила подарить ей.. Что? (Сказки).( 2 слога)

Ёлочка была рада и поблагодарила друзей. Что она сказала?

СПАСИБО. Молодцы, ребята замечательный рассказ у нас получился.

4 задание:

Мы идём дальше, сейчас вы хором прочитаете мне слоги по таблице, а затем составите слова на тему «Домашние животные»

КОРОВЫ, СОБАКИ, КОЗЫ, ЛОШАДИ, ЛИСЫ. (Слайд с животными)

Какое слово лишнее? (Лисы)

Почему?

Физ. минутка.

А сейчас сделаем  массаж рук мячиком – ежиком:

        Я мячом круги катаю,

        Взад – вперед его гоняю.

        Им поглажу я ладошку,

        Будто я сметаю крошки.

        И сожму его немножко,

        Как сжимает лапу кошка.

        Каждым пальцем мяч прижму

        И другой рукой начну.

        А теперь последний трюк –

        Мяч летает между рук.

5 задание:

Индивидуальные письменные задания.   «Расшифруй картинку».

Дети выполняют задание, а затем читают что у них получилось.

6 задание:

Сейчас мы с вами почитаем, и  к каждому тексту подберём соответствующую картинку.

НА ВЕТКЕ СИДИТ БЕЛКА. ОНА ГРЫЗЁТ ОРЕХИ.

В ЗООПАРКЕ ЖИВЁТ ЖИРАФ, У НЕГО ДЛИННАЯ ШЕЯ,

ПРОШЁЛ ДОЖДЬ. НА НЕБЕ ПОЯВИЛАСЬ РАДУГА. И.т.д.

7 задание:

Игра «ЛОТО» «ЧИТАЕМ САМИ»

8 задание:

И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

-Молодцы вы справились со всеми заданиями.

Мне было очень приятно с вами работать. Вы были внимательны, активны, старались правильно выполняли задания.

-Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...