Повышение заинтересованности овладением первичными навыками грамоты у старших дошкольников посредством использования «зашифрованных писем».
статья по обучению грамоте (старшая группа)
Использование «зашифрованных писем» способствует развитию внимательности к деталям, памяти, сообразительности, установлению причинно-следственных связей, формированию навыков чтения и созданию устойчивого интереса к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smn_2019-11-13_zashifrovannye_pisma.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение заинтересованности овладением первичными навыками грамоты у старших дошкольников посредством использования «зашифрованных писем».
Одним из направлений образовательной деятельности дошкольных учреждений является развитие речи детей. В каждом возрастном периоде эта задача решается разными методами и способами. В комбинированной группе воспитателю приходится проводить занятия по подгруппам. Но бывает и фронтальное обучение. И чтобы осуществлялась идея обучения с увлечением и в игровой форме, могут помочь занятия с использованием «зашифрованных писем».
Это письма, созданные каким-то определенным героем, и присланные детям необычным способом (или наоборот обычным – в почтовом варианте), которые нужно прочитать и расшифровать. У нас используется персонаж Чижик-Пыжик, который является основным героем-проводником в Программе «Город на ладошке» для старшего возраста (см. http://gdou93.ru/innovaczionnaya-deyatelnost/gorod-na-ladoshke.html)
Хочется поделиться опытом использования шифрования «Звуков города», которые Чижик-Пыжик в письме просит прочитать и назвать. А для закрепления полученного результата узнанные звуки воспроизводятся с помощью музыкального центра (или любого гаджета, доступного педагогу).
Итак, после беседы с детьми о возможных звуках, которые называли сами дети:
- дождь;
- плеск реки;
- птичьи голоса;
- шум шин;
- стук молотка;
- плач или смех ребенка;
- лай собаки;
- гул самолета;
- шум метро;
- салют;
- стук метронома;
- музыка, доносящаяся из репродуктора, из окна дома, из окна проезжающей машины, из окна концертного зала и т.д.
Рассмотрим, как можно зашифровать характерные звуки, которыми «разговаривает» с нами город: «Звук метро». Карточка помещается на мольберт, для рассматривания всеми детьми, или на интерактивную доску. Кто отгадал шифровку, получает «бонус» (например, жетон или цветное колечко).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Р | Т | Е | М | О |
4 | 3 | 2 | 1 | 5 |
? (м) | ? (е) | ? (т) | ? (р) | ? (о) |
Карточка 1 (Звуки «метро»)
? | - | + | > | < |
Ж | Ь | О | Д | |
> | + | ? | > | - |
? (д) | ? (о) | ? (ж) | ? (д) | ? (ь) |
Карточка 2 (Звук «дождь»)
А | Ю | Т | С | Л |
? (с) | ? (а) | ? (л) | ? (ю) | ? (т) |
Карточка 3 (Звук «салют»)
✈ | 👍 | ✪ | ☺ | |
А | Т | Е | Р | |
👍 | ✪ | ✈ | 👍 | ☺ |
? (т) | ? (е) | ? (а) | ? (т) | ? (р) |
Карточка 4 (Звук «театр»)
Для шифра можно использовать разные знаки:
- геометрические формы;
- математические знаки;
- рисованные фигурки;
- заштрихованные предметы;
- цифры;
- цветовые пятна;
- точки на кубиках и т.д.
В результате такой совместной деятельности с использованием «зашифрованных писем» развивается внимательность к деталям, память, сообразительность, устанавливаются причинно-следственные связи, навыки чтения и устойчивый интерес к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой
Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...
Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...
"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...
Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
Направленность: « Обучения грамоте старших дошкольников посредством использования игр и игровых заданий»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
Повышение двигательной активности старших дошкольников посредством использования подвижных игр
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных моральноволевых качеств. При проведении...