Методическая разработка по теме: "Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к обучению в школе приобретают все большее значение в настоящее время, когда система школьного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к обучению в школе приобретают все большее значение в настоящее время, когда система школьного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы к работе с детьми по вариативным программам в контексте методологии развивающего образования. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т.е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь , первоначальные навыки в составлении и анализе предложений., в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
По данным Министерства образования Российской Федерации, число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза, достигнув 30% и более. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития ( ЗПР).
Многочисленные исследователи , занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А.Власова .М.С.Певзнер ,К.С.Лебединская.В.И.Лубовский,У.В.Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне , что , в свою очередь , ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку , может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этих детей к школьному обучению.
В коррекционной педагогике в последние годы утвердилось принципиальное положение о возможностях компенсации отставания в психическом развитии детей при создании адекватных состоянию ребенка педагогических условий. Эффективность ранней коррекционной работы подтверждает опыт организации дошкольных старших и подготовительных групп для детей с ЗПР в условиях детских садов общеразвивающего вида. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает , что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы. Перед педагогами дошкольных учреждений для детей с ЗПР стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников .
Для того , чтобы оптимизировать процесс подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР , необходимо остановится на основных этапах обучения грамоте.
Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов ,с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает , что она состоит из предложений , которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов , слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте - это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха , умению различать в речевом потоке отдельные слова ,звуки в слове.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов .он должен усвоить звуко – слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Огромное внимание уделяется практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи ,по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.
В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико – синтетическим методом. В основе его лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения ,предложений - на слова , слов - на слоги, слогов – на звуки (анализ );наряду с этим осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т.д. ( синтез ).
Но не всегда обучение грамоте было таким.
Из истории методов обучения грамоте.
В прошлом процесс обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы – буквослагательный и слоговой.
Буквослагательный метод пришел к нам из древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Сначала детей заставляли заучивать названия букв ,а каждая буква имела свое название. Затем переходили к складыванию слогов . Сначала называлась каждая из букв ,входивших в состав слога. Слоги заучивались так: буки-аз – ба , рцы-аз - ра и т.д. Таким образом надо было заучить около 500 разных слогов. Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с называнием букв каждого слога в отдельности.
Недостатки этого метода ясны :механическое заучивание букв и слогов .которое опиралось только на зрительные впечатления.
Сроки обучения грамоте несколько сократились, когда начали пользоваться слоговым методом. По этому методу учащиеся сначала заучивали буквы , потом слоги , не называя отдельных букв. Этот метод был близок к буквослагательному.
Более поздняя разновидность этого метода устраняла предварительное заучивание названий букв. Ученики повторяли за учителем сначала двухбуквенные слоги без предварительного знакомства с образующими их буквами - ба , ва , га ,заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов. В основе этого метода тоже лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению.
В конце 30-х годов девятнадцатого века , первым из русских деятелей народного просвещения писатель и педагог В.Ф. Одоевский разработал звуковой синтетический метод обучения грамоте.
В 40-х годах Золотов и Студитский распространили аналитический вариант звукового метода французского педагога Жакото.
В 1872 г. появилась «Азбука» Л.Н.Толстого , которая была составлена на основе слого – слухового метода.
В 1864 г. было опубликовании «Родное слово» К.Д.Ушинского, где содержалось научное обоснование звукового аналитико – синтетического метода обучения грамоте.
К.Д.Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте:1)приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв , слух – к нахождению отдельных звуков в слове .язык - к отчетливому произношению звуков;2) приучать детей к тому . чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках , чтобы они умели различать и складывать слова ; 3) вместе с тем упражнять все способности ребенка , возбуждать его самодеятельность.
Разработанный К.Д.Ушинским метод известен под названием метода «письма – чтения»: письмо , основывающееся на звуковом анализе слов , предшествовало чтению ;чтение осуществлялось прежде всего синтетическим путем , т.е. путем соединения звуков в целые слова , и следовало за письмом.
Ушинский показал ,что в процессе обучения грамоте письмо и чтение органически взаимосвязаны ,дополняют друг друга и сообща помогают детям овладевать грамотой.
Звуковой аналитико – синтетический метод сделал процесс обучения грамоте актом сознательной деятельности учащихся.
Первые десятилетия советской школы были отмечены интенсивными поисками новых путей в обучении грамоте. В 1953 году коллективом сотрудников АПН РСФСР создан букварь, по которому обучались грамоте в школе до конца ХХ века. Одновременно создавались пособия для обучения грамоте дошкольников. В 1959 году вышло первое издание «Азбуки» для обучения детей в семье А.И.Воскресенской, ,С.П.Редозубова, А.В.Янковской , выдержавшее десять изданий. В конце 50-х годов Д.Б.Элькониным был создан новый вариант звукового метода обучения грамоте и написан соответствующий экспериментальный букварь. Считая, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения», а звуковые формы слова – «это определенная организация звуков в их временной последовательности, Д.Б.Эльконин наметил систему специальных занятий, которые обеспечивали бы детям возможность производить практические предметно – материальные действия звукового анализа слов и одновременно позволяли установить основные отношения, характеризующие звуковую форму слова.
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию звукового аналитико – синтетического метода Принципиальные основы этого метода в общем остаются те же. Порядок изучения звуков и слогов дается в соответствии с научной фонетикой и в последовательности , обусловленной степенью их трудности. Система обучения по этому методу опирается на развитие мышления и речи детей. Наряду с этим ежегодно появляются новые авторские «Буквари» со своеобразными ,оригинальными методиками обучения чтению. Чтобы разобраться в потоке новых форм и методов необходимо обратиться
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой для детей от 6 до 7 лет в разделе «Развитие речи» при подготовке к обучению грамоте ставит следующие задачи:
- дать представления о предложении;
- упражнять в составлении предложений, членение простых предложений на слова с указанием их последовательности;
- учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части;
- учить составлять слова из слогов ;
а при развитии звуковой культуры речи -
- совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком , находить слова с этим звуком в предложении , определять место звука в слове.
Программа А.А.Екжановой и Е.А.Стребелевой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» включает задачи по обучению элементарной грамоте в раздел «Познавательное развитие» и формулирует их следующим образом:
- формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте;
- расширять словарный запас детей;
- познакомить детей с понятиями «предложение», «слово» , «слог» , «звук»;
- познакомить детей со звукобуквенным анализом слова;
- учить детей делить слова на слоги;
- учить детей соотносить звук со зрительным образом буквы ;
- продолжать развивать у детей фонематический слух.
Р.Д.Тригер в первой книге «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» ( под ред. С.Г.Шевченко ) в разделе «Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте» выделяет следующие направления работы
- развитие речевого слуха;
- чувственное (сенсорное) развитие в области языка ;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- уточнение ,расширение и систематизация словарного запаса;
- ознакомление с предложением и словом в предложении;
- развитие инициативной речи и мышления;
- подготовка к обучению технике письма.
Таким образом, мы видим , что у разных авторов рамки задач по подготовке к обучению грамоте варьируются , при сохранности основных задач. В своей работе я сформулировала задачи по подготовке к обучению грамоте следующим образом:
- развитие неречевого слуха ;
- сформировать умения выделять из речевого потока предложения, делить их на слова . слова – на слоги;
- формирование действий звукового анализа и синтеза;
- знакомство со зрительные образом букв , соотнесение их со
звуками, включения букв в звуко-буквенный анализ .
В процессе обучения реализация этих задач не является последовательной.На определенных этапах работы они зачастую идут параллельно ,перекликаются и дополняют друг друга. Но рассмотрим мы их здесь именно в таком порядке.
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА
Дети с ЗПР в большинстве случаев плохо воспринимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятельности. Они испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве , приводит к несчастным случаям. Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них достаточно хорошо, если правильно организовать коррекционное обучение.
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям , осмыслению.
В таком порядке и расположены игры картотеки.
ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
В рамках подготовки к обучению грамоте старшие дошкольники должны обучиться членению предложений на слова и составлению предложений из слов, т.е. приобрести умения производить анализ и синтез предложения .Для этого дети должны осознать. Что наша речь состоит из отдельных слов, которые следуют одно за другим. Эта работа важна для общеречевого и умственного развития детей.
Практика показывает ,что для детей с ЗПР термин «слово» выступает нерасчлененно , как синоним «речи», т.е.у них нет отчетливого представления не только о слове ,но и о речевой действительности вообще.
Главным в обучении является ознакомление детей с двумя основными свойствами речи. Это последовательность слов в предложении и отдельность каждого входящего в предложение слова. Основой для решения этой задачи составляют варианты игры «Живые слова». В разных вариантах игры предусмотрены задания на распространение предложения, изменения порядка слов ,замену одного или поочередно всех слов в предложении , составление предложений из набора слов .Как составная часть в них включаются упражнения на анализ предложения, последовательное называние слов предложения. В каждый вариант игры включаются вопросы о названии слов вразбивку.
Обучение начинается с игры «Живые слова». На первом занятии детей только знакомим со следующими правилами игры :громко и правильно по сигналу педагога произносить свое слово; запоминать и находить свое место среди других; при последовательном назывании всех слов каждый предыдущий ребенок(«живое слово»),назвав себя , берет за руку или кладет руку на плечо следующему за ним.
На втором занятии рекомендуется провести игру «Хор». Прием , используемый в этой игре, является центральным в обучении. Дети –«Живые слова»произносят их одновременно ,что сделает высказывание словесно нерасчлененным. Важно ,чтобы дети поняли, уловили главное свойство речи – последовательность, т.е. временное следование слов. Итог игры : каждый человек говорит сначала одно слово ,потом другое.
На этом же занятии вводится термин «предложение».Дети говорят, а педагог уточняет, что они сказали предложение. Таким образом, этот термин вводится без определения и используется также, как и термин «слово».В результате дети усваивают оба термина.
На последующих занятиях проводятся другие варианты игры «Живые слова», которые следуют с постепенным усложнением. Игры «Добавь слово» и «Узнай слово» на распространение предложений.
В игре «Угадай ,какое слово заблудилось»дошкольники учатся ставить слова по порядку так ,что бы предложение было понятным по смыслу.
Следующие варианты игр. «Узнай,что изменилось» и «Путаница» более сложные, чем предыдущие. В них дети учатся заменять слова предложения.
Следующий вариант игры «Составь предложение». Дети упражняются в составлении предложений из ряда слов.
Во всех приведенных играх выполнять различные задания детям помогают «живые слова».Продолжая развивать умение проводить анализ и синтез предложения, можно использовать задания без опоры на «живые слова». Приведу примеры таких заданий: -составить предложение из 2 -3 слов про дом;
- составить предложение из трех слов про предмет, сделанный из дерева;
- послушать предложение и повторить его , но не целиком , а только два слова;
-послушать предложение, повторить его, но вместо последнего слова сказать какое-нибудь другое.
Вычленению предложения из связной речи и слова из предложения ,а также правильному употреблению терминов «предложение,.»слово» способствует использование условно-графической схемы предложения . Предложение обозначают длинной линией .Начало этой линии должно быть несколько выше остальной ее части, чтобы дети усвоили – начало нового предложения обозначается заглавной буквой ,а в конце ставится точка .З атем, выделяя и проговаривая каждое слово, дети выставляют короткие полоски , или чертят короткие линии. Первое слово предложения обозначается полоской (линией),начало которой несколько выше остальной части .Тем самым в схеме ясно показывается, что первое слово предложения пишется с заглавной буквы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Дети с задержкой психического развития при сохранности слуха , как правило , не слышат в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации , связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в семь лет детям с задержкой психического развития последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Развитие речевого слуха , формирование действий звукового анализа и синтеза в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР приобретают выраженную коррекционную направленность. Этот сложный процесс можно разделить на такие этапы :
- вслушивание в звучание слова ,различение звуков;
- самостоятельное вычленение звуков из слова , анализ его звуковой структуры.
Цели и задачи на этих этапах:
- дать понятие о звуках речи в сопоставлении с неязыковыми звуками
- осознавать звук как отдельный элемент в слове;
- дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от друга по произношению;
- научить различать твердые и мягкие согласные на слух и по артикуляции;
- привить навык обозначения звуков условными значками , записывать звуковые модели слогов , слов.
На этом этапе подготовки к обучению грамоте особое значение придается формированию способа вычленения звука из слова – подчеркнутому его произнесению в слове. Этому действию дети учатся постепенно. Вначале дефектолог сам произносит слово , выделяя изучаемый звук , а дети копируют указанный им способ произношения. Часто при этом дети не могут изолированно воспроизвести звук , который они выделили при произнесении слова , тогда педагог называет его сам. В процессе дальнейших упражнений дети учатся слышать и называть звук , выделяемый из слова педагогом . а затем и самостоятельно произносят слова , интонационно выделяя заданный звук и воспроизводя его. Способ подчеркнутого произнесения в словах отдельных звуков временный. Ребенок может осуществлять фонетический анализ без утрированного произнесения звуков как только выяснится , что он слышит в слове и выделяет изучаемый звук.
Вычленив звук из слова , дети знакомятся с особенностями его акустики и артикуляции (участие голоса , наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха )и на этой основе – с двумя основными группами русского языка - гласными и согласными , а также с условными обозначениями этих звуков ( ).
Необходимо обратить особое внимание на то ,что терминология «гласные звуки», «согласные звуки» ,»твердые согласные»,»мягкие согласные» вводится как обобщение собственного чувственного (сенсорного) о опыта ребенка. Важно поэтому , чтобы каждый ребенок не только услышал изучаемый звук из уст педагога или детей , но и сам воспроизвел его.
Для детей 5-6 лет основное содержание занятий направлено на развитие умений ребенка вслушиваться в звучание слова . узнавать , различать , выделять и называть отдельные звуки , на выработку четкой артикуляции ,уточнение звучания звуков . Слово , выступавшее для детей как средство общения , становится предметом их наблюдений и изучения.
Умение выделять из слов отдельные звуки еще не обеспечивает навыка звукового анализа, необходимых для успешного овладения чтением и письмом. Это лишь его начальная ступень . Основная задача этого этапа подготовки к обучению грамоте состоит в том . чтобы научить детей определять последовательность звуков (не букв) в слове .
В содержание обучения входит понимание детьми условно – графической схемы звукового состава слова: умение объяснять значение фишек .их цветов и квадратиков условно – графической схемы причину их разного количества в разных схемах; значение правил заполнения схем фишками слева направо.
Формирование полноценного звукового анализа возможно лишь при соблюдении определенной поэтапности действий ребенка. Содержанием обучения являются последовательное выделение ребенком звуков из слова по готовой условно – графической схеме, соотнесение каждого выделенного звука с клеточкой условно – графической схемы звукового состава слова и обозначение его фишкой соответствующего цвета. В дальнейшее содержание обучения входит последовательное выделение звуков , предусматривающее такие же действия ребенка , но без готовой схемы. Кроме того . дети учатся самостоятельно вычерчивать условно – графические схемы звукового состава слова цветными карандашами . Дети как бы записывают слова. В клеточки, обозначающие гласные звуки, вписывают соответствующие буквы. Обозначив звуки цветными фишками и буквами, дошкольники проверяют правильность выполненного ими задания: «читают»по схеме проанализированное слово. Включение в схему звукового состава слова букв, обозначающих гласные звуки. предупреждает в дальнейшем их пропуск на письме, а так же подготавливает детей к обучению чтению. Таким образом они приобретают навык ориентироваться на гласную. Сливая звуки в слоги .Далее дети в проанализированном слове заменяют буквы, обозначающие гласные звуки, «читают» измененное или новое слово (заменить в модели звукового состава слова лапы букву ы на букву а или заменить в модели звукового состава слова стол букву о на букву у).Содержанием обучения является также последовательное выделение звуков из слов только на основе проговаривания вслух, без опоры на условно – графическую схему и без действий с фишками.
Формирование звукового анализа предусматривает использование слов разной звуковой и слоговой трудности. В этот период следует особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа ,выделяя лишь те , произнесение которых соответствует написанию. Предметом анализа являются именно звуки . а не буквы.
Формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно включать все указанные выше действия. Пропуск отдельных этапов в действии последовательного выделения звуков ведет к неустойчивости вырабатываемого навыка. Большое внимание необходимо уделять постепенному росту самостоятельности и самоконтроля при выполнении заданий.
Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки из слов различных слоговых структур.
Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен ребенком , на какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Так , отдельным детям необходимо предоставить возможность действовать с фишками по готовой схеме, несмотря на то, что вся группа уже анализирует слова определенной слоговой структуры без развернутого действия с фишками .только на основе проговаривания вслух.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических и сюжетных игр, игровых приемов .Однако необходимо, чтобы деятельность детей была направлена непосредственно на решение познавательной задачи – на формирование умения вслушиваться в звучание слова ,выделять из него отдельные звуки , давать им характеристику.
В заключение хочется отметить, что проведенная работа не только подготавливает детей к усвоению грамоты ,но и оказывает существенное влияние на их умственное развитие, развитие умственной активности, на формирование осознанного отношения к своей речи. Поэтому формирование активного познавательного отношения к речи как языковой действительности – это не просто условие обогащения знаний и представлений детей о новой для них области объективных явлений, способствующие усвоению грамоты .Ребенок учится сознательно и произвольно строить свою речь ,,выбирать средства языка для более точного выражения мысли.
Воспитание умственной активности при ознакомлении дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существенным условием воспитания культуры речи – необходимого звена во всестороннем развитии личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...
План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...
Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие речи" для детей подготовительной к школе группы.
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в непосредственно- образовательной деятельности....
Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе
Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...
Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников с ТНР
Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников включает в себя комплект рабочих листов, которые могут быть использованы на логопедических занятиях в подготовительной группе....
Методические рекомендации к тетради по подготовке к обучению грамоте "АБВГдейка"
Предлагаю Вашему вниманию рабочую тетрадь, направленную на подготовку детей к обучению грамоте, учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей и их членов семьи. Данное пособие поможет ...
Презентация методических материалов «Образовательная технология по подготовке к обучению грамоте в средней группе»
выписка из годового плана, выписка из протокола Совета педагогов-стажистов...