"Хочу все знать"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Борисовна Фролова

Программа кружка по подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_hochu_vse_znat_2.docx60.27 КБ

Предварительный просмотр:


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Хочу все знать!»

 

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Фролова Е.Б.,

 Воспитатель МБДОУ Детский сад «Солнышко».

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической  направленности

«Хочу все знать!»

Направленность

социально-педагогическая

Сведения о разработчике (составителе)

1. ФИО

Фролова Елена Борисовна

2. Год рождения

1984

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

5. Должность

Воспитатель

6. Квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности

7. Электронный адрес, контактный телефон

Frolova.lelena@yandex.ru +7 9806726522

Сведения о программе

1. Срок реализации

1 год

2. Возраст обучающихся

6-7 лет

3. Тип программы

Модифицированная

 Характеристика программы

1.По месту в образовательной модели

 Для детского коллектива подготовительной группы

2.По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

Модульная

3.Цель программы

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики;

Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия;

Обучение грамоте;

Формирование навыков чтения, знакомство с грамматическим строем языка;

8. Учебные курсы/ дисциплины/разделы (в соответствии с учебным планом)

Подготовка руки к письму, обучение  грамоте

9.Ведущие формы и методы образовательной деятельности

Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками, штриховка, графические упражнения, вырезание, дидактическая  игра  и  игровые  упражнения, рассматривание иллюстраций, стихи,

10. Формы мониторинга результативности

Мониторинг уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника. Итоговое мероприятие для родителей воспитанников.

11. Результативность реализации программы

Развитие речи, расширение словарного запаса детей, умение рисовать и срисовывать по клеточкам или образцу, умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

12. Дата утверждения и последней корректировки

02.10.2018г

13. Рецензенты

Педагогический совет  МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Содержание программы

I. Пояснительная записка ..............................................................................................................................4

1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы ...4

1.2. Цель и задачи программы ..............................................................................................................................4

1.3. Принципы построения программы ……………………………………… .5

II. Содержание программы ..............................................................................................................................5

2.1 Учебный план……………………….............................................................6

2.2 Прогнозируемые результаты………………………………………………6

2.3 Содержание разделов программы………………………………………..8

Подготовка  руки  к письму………………………………………………9

Обучение  грамоте……………………………………………………….11

2.4 календарный план……………………………………………………………17

III. Условия реализации образовательной программы ….........................................................................................................................19

3.1. Материально-техническое оснащение программы…………………...21

3.2. Методическое обеспечение программы…………………………….....22

IV. Список литературы ….........................................................................................................................22

Пояснительная  записка

1.1.Обоснование

В  современном  российском  образовании сложилась  ситуация             рассогласованности целей  и отсутствие  единой  образовательной  системы на разных  этапах обучения и воспитания  детей.  Отсюда особенно  важным  представляется  создание  единой  цепи  непрерывного  образования,  звенья  которой  не  только  связаны  друг  с  другом, но  и  каждое  является  основанием  для  другого.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

 Данная  программа  направлена  не только  на  усвоение предусмотренных      знаний и  соответствующих   умений,  но  и  общее  развитие  детей, включающее  в  себя  развитие  мыслительных  операций,  восприятия, внимания,  памяти  и  других  психических  процессов.

1.2 Цель: всестороннее развитие детей, позволяющее им успешно овладевать школьной программой

Задачи программы:

Подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики;

Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия;

Обучение грамоте;

Формирование навыков чтения, знакомство с грамматическим строем языка;

             Результатом  всего  хода  нормального  развития  и  воспитания  ребёнка  в  дошкольном  возрасте  является  такая  подготовка к  школе,  которая  позволит  ему не  только  подготовиться  к  изучению школьных  предметов,  но  и  осознать  самого себя («я  есть»),  свои  возможности  и  индивидуальные  особенности  («я  такой»),  уметь общаться  и сотрудничать  с  взрослыми  и  сверстниками.

1.3 Программа построена  в  соответствии  с  принципами:

а) Личностно – ориентированные принципы  

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели                              воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно – ориентированные  принципы 

 Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в  соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в)  Деятельностно-ориентированные  принципы 

 Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

      II. Структура и содержание программы

Подготовка  детей  к обучению  в  школе  проводится  с  1 октября  по  31  мая.

Занятия  проводятся  в  форме  творческого объединения  общей  продолжительностью  30  минут,  прерываемого  динамической  паузой продолжительностью 2  минуты.                                                                                                                                              

2.1 Учебный  план

Предмет

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Кол-во занятий в год

Подготовка руки к письму, обучение  грамоте

2

8

60

   

        Ведущим  методическим  приёмом  на  занятиях объединения  выступают  дидактическая  игра  и  игровые  упражнения.

        Воспитатель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Воспитатель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения  детей, способствует становлению у них  положительной самооценки.

 К концу года дети должны знать и уметь:

 

Знать

Уметь

Знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Знать правила штриховки.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Знать правила работы с ножницами.

Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

Знать понятие предложение, словосочетание, слово.

Вычленять слова из предложения; делить слова на слоги;

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем);

 Вычленять звуки в словах, определять их последовательность;

Знать написание некоторых строчных и заглавных букв.

Чётко, без искажений писать некоторые строчные и заглавные буквы;

Списывание с образца

Правильно списывать слова, написанные печатным шрифтом;

Чтение

Правильно, без ошибок читать по слогам слова.

Грамотно (без пропусков) писать (печатным шрифтом) под диктовку слова, написание которых не расходиться с произношением.

 Программа представлена следующими разделами:

  • Подготовка  руки  к письму
  • Обучение  грамоте.

Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

  • Подготовка  руки  к письму.

Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

- Развитие мелкой моторики руки ребенка.

- Развитие слухового внимания.

- Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 2 раза в неделю. 8 раз в месяц. 60 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Структурные элементы занятий

- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

- Штриховка, графические упражнения.

- Вырезание.

- Работа по букварю.

- Повторение изученного, учет результатов обучения.

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

4 часть - Упражнения, направленные на запоминание  букв и звуков.

5 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию со второго полугодия

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю по 30 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения, полученные на занятиях, дети закрепляют в свободной деятельности. Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисования.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Знакомство с начертанием некоторых больших и меленьких букв, некоторыми типами их соединения.

Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта.

Списывание слов с образцов (печатным шрифтом).

Письмо (печатным шрифтом) под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением .

Правильное оформление написанных печатным шрифтом предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце).

Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 6 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Итоговая диагностика

К концу посещения кружка «Хочу все знать!» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.

Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

Сформированы графические навыки.

Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, теста Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга», а также на визуальной оценке упражнений на срисовывание и штриховку.

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие графических навыков

Срисовывание

образца

Штриховка

Графический

диктант

Тест Керна Йерасика

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

2.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальное отражение)

3.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

4.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

5. Тест Керна Йерасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»

-Срисовывание группы точек

-Рисование фигуры человека

При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.

Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.

Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.

Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).

Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.

Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя .

Обучение грамоте.

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово.

Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.

Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

 Звуки и буквы.

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательности), выделение  ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слогозвуковую структуру.

Обучение чтению.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку ударения).

Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи.

 Развитие устной речи.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков:

обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.

Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Диагностической работы по обучению грамоте (чтение)

Буратино подчёркивал буквы как на образце: А  и Б. Найди ошибки.

      Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А 

      П Е Р О Л Е Д Ж  Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б К

Подчеркни слова, в которых  все согласные парные по твёрдости – мягкости:

Ноты, наперсток, жилище, черепаха, лайка.

Подчеркни слова, в которых  все согласные парные по звонкости – глухости:

Шест, лапша, гусь, гармонь, звезда.

Выбери и подчеркни слово, которое подходит к данной схеме:

Зонт, змея, друг, диво.

Составь звуковую схему этого слова.

Раздели слова на слоги, определи в них количество слогов, звуков, букв.

ивушка- ___ сл., __ зв., __ б.;

учение- ___ сл., __зв., __ б.;

льёт-  ___ сл., __ зв., __ б.

Оценочный лист диагностической работы

по обучению грамоте (чтение) за 1 полугодие

Критерии

Задание

Оценка

задания

Итоговая оценка

Критерий 1

Уровень развития внимания.

Задание 1

Буратино подчёркивал буквы как на образце:А  и Б. Найди ошибки.

3 б.

В - ____ - ___%

С - __ - ___%

НС - __ - ___%

Н - __ - ____%

Критерий 2

Умение находить слова, в которых  все согласные парные по твёрдости – мягкости.

Задание 2

Подчеркни слова, в которых  все согласные парные по твёрдости – мягкости.

2 б.

В - ____ - ___%

С - __ - ___%

НС - __ - ___%

Н - __ - ____%

Критерий 3

Умение находить слова, в которых  все согласные парные по  звонкости – глухости.

Задание 3

Подчеркни слова, в которых  все согласные парные по звонкости – глухости.

3 б.

В - ____ - ___%

С - __ - ___%

НС - __ - ___%

Н - __ - ____%

Критерий 4

Умение соотносить схему со словом и составлять звуковую схему слова.

Задание 4

Выбери и подчеркни слово, которое подходит к данной схеме. Составь звуковую схему этого слова.

2 б.

В - ____ - ___%

С - __ - ___%

НС - __ - ___%

Н - __ - ____%

Критерий 5

Умение определять количество слогов, букв и звуков в слове.

Задание 5

Раздели слова на слоги, определи в них количество слогов, звуков, букв.

3 б.

В - ____ - ___%

С - __ - ___%

НС - __ - ___%

Н - __ - ____%

В –      12-13 б.

С –      10-11 б.

НС –   8-9 б.

Н –      0-7 б.

Календарно-тематический план.

Дата проведения

№ занятия

Содержание

Сентябрь

1,2

Диагностика

3,4

1. Самомассаж пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

3.Сортировка семян.

4.Наша речь.

Предложение.

Предложения по характеру и цели высказывания.

5.Ознакомление со словесным составом предложения.

5,6

1. Массаж ладоней карандашом.

2. Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски».

3. Выкладывание узора из семян фасоли.

4. Предложения состоят из слов.

5. Ознакомление со слоговым строением слова.

7,8

1. Массаж рук колечками.

2. Пальчиковая гимнастика «Компот»

3. Игра с палочками.

4. Ознакомление со звуковым строением слова: гласные и согласные зв.

5. Ударение.

Октябрь

1,2

1. Массаж ладоней рук каштанами.

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

3. Знакомство с тетрадью, строкой, клеткой..

4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».

5. Гласные звуки [а], [о], буквы Аа, Оо.

6. Повторение изученного материала.

3,4

1. Массаж ладоней щёткой – ёжиком.

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

3. Игра «Бирюльки».

4. Написание элементов в тетради.

5. Гласные звуки [у], [э], буквы Уу, Ээ.

6. Повторение изученного материала.

5,6

1. Массаж ладоней семенами фасоли.

2. Пальчиковая гимнастика «Замок».

3. Поделки из проволоки.

4. Штриховка.

5. Звонкие согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], буквы Лл, Мм.

7,8

1. Массаж ладоней шариками с шипами.

2. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

3. Поделки из бумаги «Самолётики».

4. Написание элементов букв в тетради.

5. Слияние согласного с гласным.

Ноябрь

1,2

1. Массаж пальцев рук «Колодец».

2. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».

3. Выкладывание узоров из геометрических фигур.

4. Написание элементов в тетради.

5.Гласный звук [ы], буква ы.

3,4

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

3. Лепка по замыслу.

4. Штриховка.

5. Гласный звук [и] после мягких согласных в слиянии, буквы Ии.

6. Повторение изученного материала.

5,6

1. Массаж ладоней и пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая гимнастика «В домике».

3. Работа с бумагой и ножницами.

4. Работа в прописях.

5. Звонкий, мягкий согласный звук [й’], буквы Йй.

7,8

1. Массаж пальцев рук колечками.

2. Пальчиковая гимнастика «Домик».

3. Обводка и вырезание геометрических фигур.

4. Штриховка.

5. Звонкие согласные звуки [н], [н’], [р], [р’]. Буквы Нн, Рр.

Декабрь

1,2

1. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами.

2. Пальчиковая гимнастика «снежок».

3. Работа в прописях.

4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».

5. Гласные звуки [й’э], [й’о], буквы Ее, Её.

3,4

1 неделя.

1. Массаж ладоней щёткой – ёжиком.

2. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

3. Нанизывание бусинок.

4. Подвижная игра «Снежная баба».

5. Обозначение буквами Е, Ё гласных звуков [э], [о] после мягких согласных в слиянии.

5,6

1. Массаж ладоней шариками с шипами.

2. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

3. Шнуровка.

4. Подвижная игра «Мы во двор пошли гулять».

5. Гласные звуки [й’у], [й’а], буквы Юю, Яя.

7,8

1. Массаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

3. Написание букв на песке.

4. Подвижная игра «Ладушки».

5. Обозначение буквами Ю, Я гласных звуков [у], [а] после мягких согласных в слиянии.

Январь

1,2

1. Массаж ладоней и пальцев рук «Колодец».

2. Пальчиковая гимнастика «Замок».

3. Выкладывание букв из палочек.

4. Подвижная игра с мячами.

5. Парные согласные звуки [п], [п’], [б], [б’]. Буквы Пп, Бб.

3,4

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Замок».

3. Выкладывание букв из проволоки.

4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».

5. Парные согласные звуки [п], [п’], [б], [б’]. Буквы Пп, Бб.

5,6

1. Массаж ладоней и пальцев рук грецкими орехами.

2. Пальчиковая гимнастика «снежок».

3. Работа в прописях.

4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».

5. Парные согласные звуки [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т7], буквы Гг, Кк, Цд, Тт.

7,8

1. Массаж ладоней шариками с шипами.

2. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

3. Поделки из бумаги «Самолётики».

4. Написание элементов букв в тетради.

5. Парные согласные звуки [з], [з’], [с], [с’], [в], [в’], [ф], [ф’], буквы Эз, Ос, Вв, Фф.

Февраль

1,2

1. Массаж пальцев рук колечками.

2. Пальчиковая гимнастика «Кошка выпускает коготки».

3. Работа в прописях.

4. Подвижная игра «Собери мелкие предметы».

5. Гласные звуки [а], [о], буквы Аа, Оо.

6. Повторение изученного материала.

3,4

1. Массаж пальцев рук грецкими орехами.

2. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».

3. Обводка и вырезание букв.

4. Подвижная игра «Кто быстрее».

5. Гласные звуки [у], [э], буквы Уу, Ээ.

6. Повторение изученного материала.

5,6

1. Массаж пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

3. Дорисовывание по образцу.

4. Подвижная игра «Прокати мяч».

5. Звонкие согласные звуки [л], [л’], [м], [м’], буквы Лл, Мм.

7,8

1. Массаж пальцев рук щёткой - ёжиком.

2. Пальчиковая гимнастика «Домик».

3. Игры с пуговицами.

4. Работа в прописях.

5. Парные согласные звуки [ж], [ш], буквы Жж, Шш.

Март

1,2

1. Массаж пальцев рук «Колодец».

2. Пальчиковая гимнастика «Капель».

3. Обводка и вырезание букв.

4. Подвижная игра «Шофёры».

5. СочетаниеЖИ-ШИ.

3,4

1. Массаж пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая гимнастика «Семья».

3. Работа в прописях.

4. Игра в бирюльки.

5. Буква Ь в конце и середине слова для обозначения мягкости согласных.

5.6

1. Массаж ладоней шариками с шипами.

2. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

3. Поделки из бумаги «Самолётики».

4. Написание элементов букв в тетради.

5. Парные согласные звуки [з], [з’], [с], [с’], [в], [в’], [ф], [ф’], буквы Эз, Ос, Вв, Фф.

6. Повторение изученного материала.

7,8

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

3. Лепка по замыслу.

4. Штриховка.

5. Гласный звук [и] после мягких согласных в слиянии, буквы Ии.

6. Повторение изученного материала.

Апрель

1,2

1. Самомассаж пальцев рук.

2. Пальчиковая гимнастика «Гребешок».

3. Штриховка.

4. Подвижная игра «Козочка».

5. Разделительный твёрдый знак.

3,4

1. Массаж пальцев рук карандашом.

2. Пальчиковая гимнастика «Кошка выпускает коготки».

3. Работа в прописях.

4. Подвижная игра с мячами

5. Мягкие глухие согласные звуки [ч’], [щ7], буквы Чч, Щщ.

5,6

1. Массаж пальцев рук колечками.

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

3. Работа в прописях.

4. Подвижная игра «кто быстрее»

5. Сочетание ЧА-ЩА.

7,8

1. Массаж пальцев семенами фасоли.

2. Пальчиковая гимнастика «Замок».

3. Штриховка.

4. Подвижная игра «Ладушки».

5. Сочетание ЧУ-ЩУ.

Апрель

1,2

1. Массаж пальцев рук колечками.

2. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».

3. Работа в прописях.

4. Подвижная игра «Прокати мяч»

5. Согласные глухие звуки [х], [х/], буквы Хх.

3,4

1. Массаж пальцев рук грецкими орехами.

2. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

3. Штриховка.

4. Подвижная игра «Козочка».

5. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц.

5,6

1. Массаж ладоней и пальцев рук «Колодец».

2. Пальчиковая гимнастика «Замок».

3. Выкладывание букв из палочек.

4. Подвижная игра с мячами.

5. Парные согласные звуки [п], [п’], [б], [б’]. Буквы Пп, Бб.

7,8

1. Массаж ладоней шариками с шипами.

2. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты».

3. Поделки из бумаги «Самолётики».

4. Написание элементов букв в тетради.

5. Чтение слогов.

Май

1,2

1. Массаж пальцев рук щёткой - ёжиком.

2. Пальчиковая гимнастика «Домик».

3. Игры с пуговицами.

4. Работа в прописях.

5. Чтение слогов.

3,4

1. Массаж пальцев рук грецкими орехами.

2. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».

3. Обводка и вырезание букв.

4. Подвижная игра «Кто быстрее».

5. Чтение слогов и слов.

5,6,7,8

Диагностика

III. Условия реализации Программы

3.1. Материально-техническое оснащение Программы

 Доска.

Мебель, соответствующая росту детей.

Мелкие предметы (бусинки, пуговицы, каштаны, фасоль);

Набор счетных палочек;

Колючие мячи.

Тетради в крупную клетку;

Тетради подготовка руки к письму;

Ручка шариковая.

Карандаш простой.

Таблицы для зрительных диктантов.

Образцы для штриховки и дорисовывания.

3.2. Методическое обеспечение  программы

Основная форма

организации

фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;

индивидуальная работа.

Методы

обучения

наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный);

словесный;

практический.

   Приемы

обучения

игры;

упражнения;

работа по образцу;

практические задания;

решение проблемных ситуаций;

демонстрация иллюстраций;

беседа, рассказ.

Методическое и

дидактическое

обеспечение

программы

картотека пальчиковых игр, самомассажа, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;

тематические иллюстрации;

таблицы, эскизы, схемы, алгоритмы, дидактические карточки, фотографии;

прописи, печатные листы с заданиями;

мультимедийные материалы.

Материальное

обеспечение

программы

• ручка

• цветные карандаши

• альбом

• тетрадь в клетку, в косую линейку

• трафареты

• шаблоны для обведения, вырезания

• счетные палочки

• пластилин

• цветная бумага

• картон

• ножницы

• клей

Виды контроля

        • итоговый.

  Формы

контроля

• педагогическое наблюдение;

IV. Список использованной литературы.

1. Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников.- Волгоград ,2009.

2. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Готовим руку к письму. – М.,2001.

3. Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение,1993.

4. Арутюнян М.Ю. Учителя и ученики: два мира? – М.: Просвещение,1992.

5. Безруких М.М., Ефимова С.М. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Просвещение,1990г.

6. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: Знание,1989.

7. Журнал «Д/В» №2 2000.

8. Швачич Л.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй на этапе предшкольной подготовки детей. - Ст. Ленинградская, 2009.

9.Андриеш В.А., Зайцева И.А. Подготовка детей к школе. –

Санкт- Петербург, 2010.

10. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002; Изд-во ЛИТУР, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Хочу все знать"

Программа кружка - лаборатории "Хочу все знать" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы....

Перспектвный план кружка "Хочу все знать".

План работы кружка - лаборатории на один год в подготовительной группе.Кружок нацелен на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

Занятия кружка - лаборатории "Хочу все знать"

Конспекты занятий кружка  в подготовительной группе....

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности  Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...

Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе

материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...

Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".

Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...

Проект "Хочу летать, хочу все знать"

Данный проект направлен на формирование объема словаря, на  развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи на материале темы «Воздушный транспорт».  Цел...