«Путешествие в космос».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_kosmos.docx | 66.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №91 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Красногвардейского района
Санкт - Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста
на тему
«Путешествие в космос».
с использованием современных образовательных технологий.
(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества).
Воспитатель:
Васильева Е.О.
Санкт – Петербург
2019
п.г.т. Березово, ХМАО-Югра
2016
Цель НОД:
Закрепить полученные знания детей по обучению грамоте.
Задачи:
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова, картинки с космическими тюбиками.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа. рассматривание иллюстраций на тему «Космос»; разучивание стихотворений, пословиц, считалок и поговорок; чтение произведений художественной литературы; беседы о первом человеке, полетевшим в космос; обыгрывание игровых ситуаций.
Методы и приёмы:
игровой метод;
словесный метод: приветствие, словесные игры, художественное слово, беседа;
практический метод: совместная деятельность.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): – Здравствуйте.
II. Эмоциональный настрой.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
III. Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
В: – Весна какая?
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц апрель.
VI. Постановка учебной задачи.
В: – Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
Д: – Вся страна отмечает день Космонавтики.
В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
- Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»
В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос «что?» слова, отвечающие на вопрос «какой?».
Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)
В: – Прочитайте, что у вас получилось.
Д: – В добрый путь!
В: – Молодцы. (Звук запуска ракеты, фоновая музыка).
VII. Деление слов на слоги.
В: – На нашем пути две планеты –Плутон и Нептун (рассказываю о планете и задаю вопрос, как там можно назвать жителей планеты). На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.
Д: – Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога.
В: – Давайте из слов составим по схеме предложения.
Полетим на другую планету.
Д: – Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза. Эти слова состоят из двух слогов.
В: – Ребята, мы так долго с вами находимся в космосе, что забыли об обеде. Проголодались? (Да). Как кушают космонавты? Какая у них еда? (ответы детей). Правильно, у них специальная еда, в тюбиках. Давайте составим меню нашего обеда по подсказкам, нарисованным на каждом тюбике (с одной улыбкой- название блюда с одним слогом и т.д).
- Ну вот и подкрепились.
В: – Молодцы! А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…
Д (хором): – Дыра.
VII. Звуковой анализ слов.
В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова «дыра»).
В: – Сколько слогов в слове «дыра»?
Д: – В слове «дыра» два слога ды – ра.
Д: – Ударение падает на второй слог.
В: – Дайте характеристику звуку [ д ].
Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].
Д: – Звук [ ы ] гласный,
В: – Дайте характеристику звуку [ р ].
Д: – Звук [ р ] согласный, звонкий.
В: – Дайте характеристику звуку [ а ].
Д: – Звук [ а ] гласный,
В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры.
VIII. Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля (дети разводят руки в стороны).
В: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Д (хором): – Комета.
IX. Составление схем предложений.
В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих словах, вы должны поймать звук (з) .
Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт (если в слове есть звук [з], дети хлопают руками).
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Д: – Звёзды.
X. Гимнастика для глаз
В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).
В: – Подберите родственные слова к слову звезда.
Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
В: – Что такое родственные слова?
Д: – Слова родные друг другу.
В: – Как понимаете слово звездопад?
Д: – Явление, когда падают звёзды.
В: – Какое это слово простое или сложное?
Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
В: – Молодцы, с этим заданием мы справились,
XI. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором): – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки. Ребята, а я вам ещё предлагаю нарисовать слова на первый звук в наших планетах.(носки, нос, нитки, платье, пистолет, пирог)
В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Д: – До свидания.
Итог. Рефлексия. Ребята, вам понравилось сегодня путешествовать? Что интересного сегодня вы узнали? На каких планетах побывали? (Ответы детей). Мне тоже было с вами очень интересно, я предлагаю вам поиграть на прогулке в космонавтов и продолжить наше путешествие.
Список литературы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Г.Я.Затулина. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Старший дошкольный возраст. – М., Центр педагогического образования, 2009.
- В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. Соответствует ФГОС. – М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Наглядно-дидактическое пособие. Серия: Мир в картинках. Космос. -Москва, Мозаика-Синтез, 2009.
- О.А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Покорение космоса». – М., Издательство «Скрипторий», 2006.
- Рыбальченко Л.Н. ГУ СШ № 35 г.Актобе. Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольном классе «Путешествие в космос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по математике с использованием развивающих игр на тему: "Путешествие в космос"
увлекательное занятие на котором дети закрепляют счет до десяти,умение ориентироваться на плоскости используя палочки Кюизенера. ...
игра занятие "Путешествие в космос"
Занятие предназначено для детей подготовительной группы. Воспитывать любознательность и интерес к космической теме, закрепить название планет и созвездий....
Путешествие в космос Тема : Путешествие в космос
Путешествие в космосТема : Путешествие в космосПедагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Книга о космосе) А, вы любите путешествовать? (ответы) Куда можно отправиться? (ответ) А н...
Конспект НОД В подготовительной к школе группе Образовательная деятельность: Познание. «Путешествие в космос»Задачи: Расширять представления детей о космосе и космических явлениях. Активизировать словарь по теме «Космос». Продолжать учить чтению. Развива
Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад №35 г. Челябинск» Конспект НОДВ подготовительной к школе группеОбразовательная деятельность: П...
Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Человек – Космос - Вселенная». Номинация: «Методическая разработка воспитательного мероприятия". Тема: квест-игра «Путешествие в космос»
Цель: Формирование познавательного интереса к космонавтике у старших дошкольников посредством проведения квест - игры....
Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос
Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...