Занятие «В МИРЕ ГРАММАТИКИ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Московец Оксана Николаевна

Цель данного занятия: закрепить знания о гласных звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_grammatiki.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В МИРЕ ГРАММАТИКИ»

Цель: закрепить знания о гласных звуках и их графические образы.

Программное содержание:

Образовательные:        

  1. закреплять знания о гласных звуках [а], [о], [у], [и], [ю], [э];
  2. закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ю;
  3. закреплять умение детей производить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв;
  4. закреплять признаки времени года – зимы;
  5. познакомить детей с новыми словами: посох, салазки;
  6. формировать умение читать стихотворение и предложения с опорой на мнемотаблицу;
  7. уточнить артикуляцию при произнесении гласных звуков.

Развивающие:

  1. развивать речь, внимание, мышление, мелкую моторику;
  2. развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
  3. способствовать обогащению двигательного опыта детей.
  4. формировать навык правильной осанки.

Воспитательные:

  1. формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность;
  2. воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
  3. воспитывать желание говорить красиво, правильно, выразительно.

Интеграция областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное и социально – коммуникативное развитие.

ОБЖ: повторить правила поведения в лесу.

Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.

Методы:

1. Наглядные (иллюстрации, показ движений, снеговички – звуковички с артикуляцией, мнемотаблицы, фишки, буквы А, О, У, И, Ю, Э; снежинки с буквами.  

2. Словесные (вопросы, объяснения, проговаривание пословиц и поговорок)

3. Практический (упражнения, звуко-буквенный анализ слова АУ, украшение букв с помощью бусинок.)

Оборудование: демонстрационный материал: мешок Дед Мороза, сундучок со снежинками, сундучок со снеговичками – звуковичками, гласные буквы, фишки для звукового анализа, разрезные картинки для составления предложений.

Раздаточный материал: звуковые пеналы, набор гласных букв, карточка для выполнения звуко-буквенного анализа, мешочки с буквами (10 штук), снежинки с буквами (10), набор бус (10 штук).

ХОД:

  1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Меня зовут Оксана Николаевна, а как зовут вас я могу посмотреть и прочитать на ваших бейджиках.

А знали ли вы, что и стихотворения можно не и только слушать, но и изображать, смотреть?

- Предлагаю вам,  познакомится со стихотворением Ирины Черницкой о зиме, послушайте.

- Кто желает повторить стихотворение как я, а я помогу! (если не кто, то вместе)

- (задумчиво) А какое сейчас время года? Назовите признаки зимы, а самый главный признак какой?

II. Основная часть.

- Предлагаю вам, отправится в лес, а так как сейчас время года зима, то лес какой..? Как вы думаете, как нам нужно одеться? Давайте представим, что мы с вами тепло оделись. Давайте вспомним правила, как нужно вести себя в лесу. Теперь отправляемся в лес. (Включить запись похрустывания снега)

ПОЯВЛЯЕТСЯ МЕШОК ДЕДА МОРОЗА

- Ой, что это! Какой красивый мешок! А ещё мешок, какой? Как еще по-другому можно сказать?

Как вы думаете, кто же мог его здесь оставить? Ну, конечно же, это Дед Мороз!

- Давайте вместе посмотрим, чем же хотел нас удивить, Дед Мороз. (Находят снеговичков – звуковечков с разной артикуляцией)

- Снеговички – звуковички спрятались в сундучке, помогите узнать их. (На экране изображение всех снеговиков с артикуляцией). Вместе рассматриваем, определяем звук, положение губ, языка и даем им имена.

- Как мы узнали снеговичков – звуковичков?

- Правильно по положению губ.

- А какие звуки можно пропеть, протянуть и при произношении нам ни чего не мешает во рту? (гласные)

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? Поэтому у снеговичков – звуковичков на голове красные шапки.

 - А я предлагаю вам научить ваших снеговиков петь гласные звуки.

УПРАЖНЕНИЕ ЗА СТОЛАМИ СО СНЕГОВИКАМИ

- Молодцы! (Пропевают звуки)

- Мне кажется, что в сундучке есть ещё сюрприз от Деда Мороза, пройдем на лесную поляну и посмотрим.

- Ребята, Дед Мороз оставил в сундучке для нас волшебные – мешочки. Возьмите каждый по мешочку и попробуйте догадаться, что в них  находится.

- Подарите свою букву снеговикам, но будьте внимательны и обратите внимание на положение губ.

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим).

III. Физминутка

«Я мороза не боюсь» 2-3 раза
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

- Ребята, Деда Мороза так и нет, и мне кажется что кто то загрустил!

Предложить пройти за столы

IV. Звуковой анализ слова АУ

- Загрустили наши снеговички – звуковички. А как их зовут? (АУ)

- Какое короткое слово можно составить из этих двух звуков, которое пригодится нам, чтобы найти Дед Мороза? (слово АУ)

- Правильно, это слово АУ.

- Произнесем это слово тихо, а теперь громко…

- Никто не откликается.

- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв (дети проходят за столы)

- Вы работаете за столами, а я у доски.

- Есть слова короткие и длинные. Слово «АУ» какое? Верно!

- Из скольких звуков состоит это слово?

- Какой первый звук?

- Какой второй звук в слове АУ?

- Прочитаем слово. Я показываю указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

- А кто мне скажет, чем отличается звуки от букв.

- А теперь обозначим звуки буквами.

- Какой буквой обозначим первый звук? Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Какой буквой обозначим второй звук в слове? Верно, находим нужную букву и выкладываем под соответствующей фишкой.

- Прочитаем слово вместе (На слайде появляется картинка Дед Мороза).

- Вот и появился Дедушка Мороз!

- Дед Мороз очень рад встрече и хочет поиграть с вами.

- Что это? (картинки:  мешок, посох, ведро, метла)

- Кто это? (Дед Мороз, снеговик)

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим, что же получится?

- Что у нас получилось? (Предложение: У Дед Мороза мешок и посох. А у снеговика ведро и метла.)

ИГРА СО СЛОВАМИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

- Попробуем поменять картинки и буквы местами и посмотрим, что получится. Предложение будет звучать по-другому (воспитатель у доски).

- Молодцы, ребята! Вы выполнили задания Деда Мороза. А Дедушка Мороз приготовил для вас сюрприз (достаю из мешка шкатулку со снежинками). Но снежинки не простые, а волшебные – с буквами.

- Я предлагаю вам украсить буквы как новогоднюю, праздничную открытку, а украшать мы будем с помощью разноцветных бусинок. И предлагаю пройти за столы, что было удобно.

(Украшают, комментирую, проговариваю пословицы и поговорки о труде, включить мелодию фоном)

- Какие необычные у вас получились снежинки - с буквами!

- Украсим елочку – колкую иголочку своими снежинками с буквами.

V. Итог занятия.

1. О чем мы с вами сегодня говорили?

2. Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

3. А что вам понравилось больше всего делать на занятии?

4. С какими новыми словами вы познакомились?

5. Мне очень понравилось играть с вами (дать оценку).

- А Дедушке Морозу мы говорим СПАСИБО и ДОСВИДАНИЕ! 

Поем песню со звуком «а» и уходим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "В мире грамматики"

Конспект НОД по грамоте, гласные буквы и звуки...

"В мире Грамматики"

кннспект занятия...

Подгрупповое лексическое занятие с элементами грамматики для детей 6-7 лет с ОНР III ур. «Лесные ягоды».

Подгрупповое лексическое занятие с элементами грамматики для детей 6-7 лет с ОНР III ур.  «Лесные ягоды»....

Итоговое занятие "В мире грамматике"

«В Мире грамматике»Итоговое занятие в подготовительнойТема: «В мире грамматике».Тип занятия: итоговый, закрепляющий.Вид занятия: обучение грамоте, развитие речи.Возраст детей: от 6 до 7 лет.Место пров...

В мире грамматики

Грамматическая система русского языка сложна. Аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребёнка малопонятной....