Занятие «В МИРЕ ГРАММАТИКИ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель данного занятия: закрепить знания о гласных звуках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_grammatiki.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В МИРЕ ГРАММАТИКИ»
Цель: закрепить знания о гласных звуках и их графические образы.
Программное содержание:
Образовательные:
- закреплять знания о гласных звуках [а], [о], [у], [и], [ю], [э];
- закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ю;
- закреплять умение детей производить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв;
- закреплять признаки времени года – зимы;
- познакомить детей с новыми словами: посох, салазки;
- формировать умение читать стихотворение и предложения с опорой на мнемотаблицу;
- уточнить артикуляцию при произнесении гласных звуков.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление, мелкую моторику;
- развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
- способствовать обогащению двигательного опыта детей.
- формировать навык правильной осанки.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- воспитывать желание говорить красиво, правильно, выразительно.
Интеграция областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное и социально – коммуникативное развитие.
ОБЖ: повторить правила поведения в лесу.
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная.
Методы:
1. Наглядные (иллюстрации, показ движений, снеговички – звуковички с артикуляцией, мнемотаблицы, фишки, буквы А, О, У, И, Ю, Э; снежинки с буквами.
2. Словесные (вопросы, объяснения, проговаривание пословиц и поговорок)
3. Практический (упражнения, звуко-буквенный анализ слова АУ, украшение букв с помощью бусинок.)
Оборудование: демонстрационный материал: мешок Дед Мороза, сундучок со снежинками, сундучок со снеговичками – звуковичками, гласные буквы, фишки для звукового анализа, разрезные картинки для составления предложений.
Раздаточный материал: звуковые пеналы, набор гласных букв, карточка для выполнения звуко-буквенного анализа, мешочки с буквами (10 штук), снежинки с буквами (10), набор бус (10 штук).
ХОД:
- Организационный момент.
Приветствие гостей.
Меня зовут Оксана Николаевна, а как зовут вас я могу посмотреть и прочитать на ваших бейджиках.
А знали ли вы, что и стихотворения можно не и только слушать, но и изображать, смотреть?
- Предлагаю вам, познакомится со стихотворением Ирины Черницкой о зиме, послушайте.
- Кто желает повторить стихотворение как я, а я помогу! (если не кто, то вместе)
- (задумчиво) А какое сейчас время года? Назовите признаки зимы, а самый главный признак какой?
II. Основная часть.
- Предлагаю вам, отправится в лес, а так как сейчас время года зима, то лес какой..? Как вы думаете, как нам нужно одеться? Давайте представим, что мы с вами тепло оделись. Давайте вспомним правила, как нужно вести себя в лесу. Теперь отправляемся в лес. (Включить запись похрустывания снега)
ПОЯВЛЯЕТСЯ МЕШОК ДЕДА МОРОЗА
- Ой, что это! Какой красивый мешок! А ещё мешок, какой? Как еще по-другому можно сказать?
Как вы думаете, кто же мог его здесь оставить? Ну, конечно же, это Дед Мороз!
- Давайте вместе посмотрим, чем же хотел нас удивить, Дед Мороз. (Находят снеговичков – звуковечков с разной артикуляцией)
- Снеговички – звуковички спрятались в сундучке, помогите узнать их. (На экране изображение всех снеговиков с артикуляцией). Вместе рассматриваем, определяем звук, положение губ, языка и даем им имена.
- Как мы узнали снеговичков – звуковичков?
- Правильно по положению губ.
- А какие звуки можно пропеть, протянуть и при произношении нам ни чего не мешает во рту? (гласные)
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? Поэтому у снеговичков – звуковичков на голове красные шапки.
- А я предлагаю вам научить ваших снеговиков петь гласные звуки.
УПРАЖНЕНИЕ ЗА СТОЛАМИ СО СНЕГОВИКАМИ
- Молодцы! (Пропевают звуки)
- Мне кажется, что в сундучке есть ещё сюрприз от Деда Мороза, пройдем на лесную поляну и посмотрим.
- Ребята, Дед Мороз оставил в сундучке для нас волшебные – мешочки. Возьмите каждый по мешочку и попробуйте догадаться, что в них находится.
- Подарите свою букву снеговикам, но будьте внимательны и обратите внимание на положение губ.
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим).
III. Физминутка
«Я мороза не боюсь» 2-3 раза
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
- Ребята, Деда Мороза так и нет, и мне кажется что кто то загрустил!
Предложить пройти за столы
IV. Звуковой анализ слова АУ
- Загрустили наши снеговички – звуковички. А как их зовут? (АУ)
- Какое короткое слово можно составить из этих двух звуков, которое пригодится нам, чтобы найти Дед Мороза? (слово АУ)
- Правильно, это слово АУ.
- Произнесем это слово тихо, а теперь громко…
- Никто не откликается.
- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв (дети проходят за столы)
- Вы работаете за столами, а я у доски.
- Есть слова короткие и длинные. Слово «АУ» какое? Верно!
- Из скольких звуков состоит это слово?
- Какой первый звук?
- Какой второй звук в слове АУ?
- Прочитаем слово. Я показываю указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.
- А кто мне скажет, чем отличается звуки от букв.
- А теперь обозначим звуки буквами.
- Какой буквой обозначим первый звук? Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
- Какой буквой обозначим второй звук в слове? Верно, находим нужную букву и выкладываем под соответствующей фишкой.
- Прочитаем слово вместе (На слайде появляется картинка Дед Мороза).
- Вот и появился Дедушка Мороз!
- Дед Мороз очень рад встрече и хочет поиграть с вами.
- Что это? (картинки: мешок, посох, ведро, метла)
- Кто это? (Дед Мороз, снеговик)
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим, что же получится?
- Что у нас получилось? (Предложение: У Дед Мороза мешок и посох. А у снеговика ведро и метла.)
ИГРА СО СЛОВАМИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Попробуем поменять картинки и буквы местами и посмотрим, что получится. Предложение будет звучать по-другому (воспитатель у доски).
- Молодцы, ребята! Вы выполнили задания Деда Мороза. А Дедушка Мороз приготовил для вас сюрприз (достаю из мешка шкатулку со снежинками). Но снежинки не простые, а волшебные – с буквами.
- Я предлагаю вам украсить буквы как новогоднюю, праздничную открытку, а украшать мы будем с помощью разноцветных бусинок. И предлагаю пройти за столы, что было удобно.
(Украшают, комментирую, проговариваю пословицы и поговорки о труде, включить мелодию фоном)
- Какие необычные у вас получились снежинки - с буквами!
- Украсим елочку – колкую иголочку своими снежинками с буквами.
V. Итог занятия.
1. О чем мы с вами сегодня говорили?
2. Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
3. А что вам понравилось больше всего делать на занятии?
4. С какими новыми словами вы познакомились?
5. Мне очень понравилось играть с вами (дать оценку).
- А Дедушке Морозу мы говорим СПАСИБО и ДОСВИДАНИЕ!
Поем песню со звуком «а» и уходим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность "В мире грамматики"
Конспект НОД по грамоте, гласные буквы и звуки...
План-конспект "В мире Грамматики"
кннспект занятия...
"В мире Грамматики"
кннспект занятия...
Подгрупповое лексическое занятие с элементами грамматики для детей 6-7 лет с ОНР III ур. «Лесные ягоды».
Подгрупповое лексическое занятие с элементами грамматики для детей 6-7 лет с ОНР III ур. «Лесные ягоды»....
Итоговое занятие "В мире грамматике"
«В Мире грамматике»Итоговое занятие в подготовительнойТема: «В мире грамматике».Тип занятия: итоговый, закрепляющий.Вид занятия: обучение грамоте, развитие речи.Возраст детей: от 6 до 7 лет.Место пров...
Образовательная деятельность «В МИРЕ ГРАММАТИКИ» план-конспект занятия по обучению грамоте
Цель данного занятия: закрепить знания о гласных звуках....
В мире грамматики
Грамматическая система русского языка сложна. Аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребёнка малопонятной....