«Весна. Перелетные птицы.» Конспект подгруппового итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предаставлено итоговое подгрупповое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамте в старшей группе.На занятии используются разнообразние игры и упражнения по лексике, грамматике, фонетике, грамоте, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_pereletnye_ptitsy_st_gr.docx | 316.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весна. Перелетные птицы.»
Конспект подгруппового итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Цель: уточнение и закрепление знаний детей по теме «Весна. Перелетные птицы.»
Задачи:
- Лексика, связная речь: активизировать словарь по теме, уточнять и расширять представление о перелетных птицах, весенних приметах. закреплять умение отгадывать загадки, отвечать полным ответом.
- Грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, составлять предложения с предлогами В, ИЗ, НА, С, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД, опираясь на пиктограммы; упражнять в образовании существительных множественного числа, образовании сложных слов
- Фонематическое восприятие: упражнять в выделении первого, последнего звука в словах названиях птиц, определять твердость-мягкость звука С , его место в словах названиях картинок
- Грамота: совершенствовать умение соединять слога в слова, читать их, делить слова на слоги, закреплять зрительный образ букв.
- Развивать мелкую моторику, координацию речи и движения, самостоятельность, активность.
Оборудование:
Плакат «Перелетные птицы весной» (см. приложение),магнитная доска, картинки с изображением птиц, предметные картинки, бусы, мяч, пиктограммы по предлогам, разрезные слова (см приложение), картинки с веточками (см приложение) 3 шт и листиками на них (по количеству слогов 1 листик, 2 листика, 3 листика)конверты с заданиями, раскраски, карточки и кружки для определения места звука в слове.
Ход занятия.
На доске плакат «Перелетные птицы весной». Дети заходят в кабинет, садятся в полукруг перед доской.
Логопед: Ребята, послушайте стихотворение, подумайте о каком оно времени года , расскажите, как вы догадались:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют-посмотри!
Что за звуки и песни польются
День-деньской от зари до зари.
И.С.Никитин
Ответы детей (дети называют признаки весны, которые услышали в стихотворения).
Логопед:
Молодцы, вы правильно ответили, это стихотворение о весне, а какие еще признаки весны вы знаете?
Ответы детей (дети перечисляют признаки весны, логопед следит, что бы дети отвечали полным предложением)
Логопед: Ребята, посмотрите на картину, на ней можно увидеть разных птиц. Вы их узнали? Назовите их.
Дети перечисляют птиц, изображенных на плакате (аист, лебедь, цапля, грач, скворец, ласточка, утка).
Логопед: Молодцы, какие вы внимательные всех назвали, никого не забыли. А скажите, какие это птицы?
Дети: Это птицы перелетные.
Логопед: А почему они так называются?
Ответы детей.
Логопед: Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Логопед: а давайте вспомним нашу игу с пальчиками про птиц.
Пальчиковая гимнастика:
Тили-тели, тили-тели Ладони скрещены, взмахи кистями
С юга птицы прилетели Загибаем по одному пальцу поочередно, Прилетел к нам скворушка, начиная с правой руки, на каждое название
Черненькое перышко, птицы.
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей
Цапля, лебедь,
Утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели Ладони скрещены, взмахи кистями
Песни звонкие запели Ритмичное открывание-закрывание «клювиков»
Логопед: Ну вот мы и вспомнили птиц и сегодня мы с ними поиграем, но сначала - разминка. Подойдите к столу, возьмите любую карточку, переверните ее, назовите птицу, которая на ней изображена и выделите первый и последний звук в ее названии. (Дети выполняют задание, работают с картинками, на которых изображены: утка, аист, ласточка, гусь, скворец, лебедь)
Логопед: какие вы молодцы, как хорошо справились с разминкой. Садитесь на места. Ребята, птицы прилетели к нам не просто так, каждая хочет с вами поиграть, а вот в какую игру, вы узнаете, когда отгадаете загадку по птицу. Слушайте первую загадку:
На коротких красных лапках
Вперевалочку идет,
Любит в озере поплавать
И покрякать у ворот
Ответы детей: утка1
Логопед: Верно, давайте посмотрим в какую игру она предлагает нам сыграть.
Логопед открывает конверт, в нем карточки-пиктограммы с изображением предлогов.
Логопед: Давайте вспомним, что это7 какие слова изображают эти символы?
Ответы детей: Это маленькие слова, предлоги: В,ИЗ, НА, С, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД.
Логопед: Правильно, я сейчас вам их раздам, а вы снова возьмете во стола любую картинку с птицей и придумаете предложения, используя картинку и символ.
Логопед раздает пиктограммы символы предлогов, дети выполняют задание и садятся на стульчики.
Логопед: Какие интересные предложения вы придумали! А теперь слушайте следующую загадку:
Острый, длинный, красный клюв.
Голос не имеет,
Но огромное гнездо
Строить он умеет.
Дети: Это аист!
Логопед: Верно, а как вы догадались7
Ответы детей.
Логопед: Давайте посмотрим, какую игру предлагает вам аист.
Логопед открывает конверт, там картинка с изображением бус.
Логопед: Ребята, вспомните пожалуйста, про какую птицу каждый из вас придумывал предложение и выложите из бус первую букву в названии этой птицы.
Дети выходят на коврик и из бус выкладывают буквы, называют их, садятся на стульчики.
Логопед: А вот и еще одна загадка6
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?
Дети: Ласточка!
Логопед: Как вы догадались?
Ответы детей.
Логопед вешает на доску картинки с веточками и открывает конверт с игрой-заданием: карточка слоговой схемы.
Логопед: Ребята, ласточка предлагает вам рассадить птичек на ветки, но сначала нужно разделить слово-название птицы на слога, если в названии один слог, то посадить птичку на веточку с одним листиком, если два слога, то на веточку с двумя листикам, если три слога, то на веточку с тремя листиками.
Дети берут со стола картинки с изображением птиц и выполняют задание.
Логопед: Давайте проверим, все ль птички сидят правильно?
Логопед вместе с детьми «отхлопывет» названия птиц, проверяя количество слогов.
Логопед: Умницы! Слушайте следующую загадку6
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тыкнет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
Дети: Это цапля1
Логопед: А какую же игру приготовила она для вас?
Логопед открывает конверт, там картинка с изображением мячика.
Логопед: Ребята, выходите на коврик, вставайте в круг и давайте поиграем.
Проводятся игры с мячом «Есть-нет» (на березе есть соловей, а на рябине нет....соловья, на крыше есть аист, а на заборе нет ...аиста и тд), «Один-много» (в скворечнике один скворец, а с юга прилетело много...скворцов, на поле один грач, а прилетело много...грачей и тд), «Скажи одним словом» (у цапли длинные ноги, она...длинноногая, у аиста красный клюв он...красноклювый, у соловья короткий хвост он... короткохвостый и тд)
Логопед: Как хорошо поиграли! Садитесь на стульчики и слушайте следующую загадку:
Он весною прилетает,
Садоводам помогает,
Строим мы ему дворец,
Да и петь он молодец!
Дети: Это скворец1
Логопед: как вы догадались?
Ответы детей, логопед следит, что бы дети отвечали полным предложением.
Логопед: Давайте откроем конверт и посмотрим, что же там за игра?
Логопед достает из конверта схему, длч определения места звука в слове.
Логопед: Ребята, догадайтесь, с каким звуко мы будем играть, если эту карточку приготовил для вас скворец?
Дети: со звуком С
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Слово «скворец» начинается на звук С.
Логопед: Верно, а какой это звук? Как он звучит?
Дети: Это согласный звук, звучит твердо.
Логопед: А как еще он может звучать?
Дети Звук может звучать мягко
Логопед: Ребята, а вы помните, что звук может находиться в начале, в середине и в конце слова7 Я сейчас раздам вам картинки, а вы на столе с помощью кружков нужного цвета покажете, где находится звук и как он звучит.
Дети выполняют задание с картинками (семена, лес, маска, сумка)
Логопед выслушивает ответы детей, проверяет правильность выполнения задания. Дети садятся на стульчики.
Логопед: А про какую птицу эта загадка?
Вот уж диво! Вот уж птица!
На воде словно царица.
Белоснежный цвет под стать,
Глаза трудно оторвать!
Дети: Лебедь!
Логопед: Ребята, а вы любите собирать пазлы?
Дети: Да!
Логопед: Лебедь их вам принес.
Логопед достает из конверта карточки - пазлы, с написанными на них слогами, раздает дет детям, ответные части - пазлы раскладывает на ковре и предлагает детям соединить их и прочитать слово, которое получилось (ВА-ЗА,ЗУ-БЫ,ШУ-БА,МЫ-ЛО, СО-КИ, КИ-НО,КО-ЗА,ВА-ТА)
Логопед:: Какие вы молодцы! У на с осталась одна птичка и она приготовила вам сюрприз. Слушайте про нее загадку:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит поле от червей,
Взад-вперед по полю вскачь,
А зовется птица....
Дети: Грач1
Логопед: Ну конечно! Давайте откроем последний конверт, от самый большой, что же в нем7
Логопед открывает конверт и достает раскраски с перелетными птицами.
Логопед: Ребята, мы сегодня очень хорошо поиграли, вам понравилось? Вы выполнили много интересных заданий. Какие игры-задания вам понравились?
Ответы детей.
Логопед: Вы молодцы! И на память о перелетных птицах вам раскраски, их можно раскрасить, забрать домой, показать родителям и рассказать в какие игры мы сегодня играли.
Логопед предлагает детям выбрать себе раскраску и отводит детей в группу.
Приложения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
"Жили-были гномы Бим и Бом" с элементами логоритмики...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте
Тема: "Дорога в школу"....
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...
"По сказочным дорожкам" - конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами театрализации по ФГОС ДО
конспект занятия в подготовительной к школе группе, в котором представлена современная модель проведения занятия с дошкольниками по обучению грамоте с использованием элементов театрализации. Через ска...
Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада
План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...
Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...