«Весна. Перелетные птицы.» Конспект подгруппового итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Аникеева Ольга Геннадьевна

Предаставлено итоговое подгрупповое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамте в старшей группе.На занятии используются разнообразние игры и упражнения по лексике, грамматике, фонетике, грамоте, связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_pereletnye_ptitsy_st_gr.docx316.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна. Перелетные птицы.»

Конспект подгруппового итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей по теме «Весна. Перелетные птицы.»

Задачи:

  1. Лексика, связная речь: активизировать словарь по теме, уточнять и расширять представление о перелетных птицах, весенних приметах. закреплять умение отгадывать загадки, отвечать полным ответом.
  2. Грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже, составлять предложения с предлогами В, ИЗ, НА, С, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД, опираясь на пиктограммы; упражнять в образовании существительных множественного числа, образовании сложных слов
  3. Фонематическое восприятие: упражнять в выделении первого, последнего звука в словах названиях птиц, определять твердость-мягкость звука С , его место в словах названиях картинок
  4. Грамота: совершенствовать умение соединять слога в слова, читать их, делить слова на слоги, закреплять зрительный образ букв.
  5. Развивать мелкую моторику, координацию речи и движения, самостоятельность, активность.

Оборудование:

Плакат «Перелетные птицы весной» (см. приложение),магнитная доска, картинки с изображением птиц, предметные картинки, бусы, мяч, пиктограммы по предлогам, разрезные слова (см приложение), картинки с веточками (см приложение) 3 шт и листиками на них (по количеству слогов 1 листик, 2 листика, 3 листика)конверты с заданиями, раскраски, карточки и кружки для определения места звука в слове.

Ход занятия.

На доске плакат «Перелетные птицы весной». Дети заходят в кабинет, садятся в полукруг перед доской.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение, подумайте о каком оно времени года , расскажите, как вы догадались:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют-посмотри!

Что за звуки и песни польются

День-деньской от зари до зари.

                             И.С.Никитин

Ответы детей (дети называют признаки весны, которые услышали в стихотворения).

Логопед:

Молодцы, вы правильно ответили, это стихотворение о весне, а какие еще признаки весны вы знаете?

Ответы детей (дети перечисляют признаки весны, логопед следит, что бы дети отвечали полным предложением)

Логопед: Ребята, посмотрите на картину, на ней можно увидеть разных птиц. Вы их узнали? Назовите их.

Дети перечисляют птиц, изображенных на плакате (аист, лебедь, цапля, грач, скворец, ласточка, утка).

Логопед: Молодцы, какие вы внимательные всех назвали, никого не забыли. А скажите, какие это птицы?

Дети: Это птицы перелетные.

Логопед: А почему они так называются?

Ответы детей.

Логопед: Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей.

Логопед: а давайте вспомним нашу игу с пальчиками про птиц.

                                 Пальчиковая гимнастика:

Тили-тели, тили-тели                Ладони скрещены, взмахи кистями

С юга птицы прилетели            Загибаем по одному пальцу поочередно, Прилетел к нам скворушка,      начиная с правой руки, на каждое название      

Черненькое перышко,                птицы.

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей

Цапля, лебедь,

Утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все вернулись, прилетели       Ладони скрещены, взмахи кистями

Песни звонкие запели              Ритмичное открывание-закрывание «клювиков»

Логопед: Ну вот мы и вспомнили птиц и сегодня мы с ними поиграем, но сначала - разминка. Подойдите к столу, возьмите любую карточку, переверните ее, назовите птицу, которая на ней изображена и выделите первый и последний звук в ее названии. (Дети выполняют задание, работают с картинками, на которых изображены: утка, аист, ласточка, гусь, скворец, лебедь)

Логопед: какие вы молодцы, как хорошо справились с разминкой. Садитесь на места. Ребята, птицы прилетели к нам не просто так, каждая хочет с вами поиграть, а вот в какую игру, вы узнаете, когда отгадаете загадку по птицу. Слушайте первую загадку:

На коротких красных лапках

Вперевалочку идет,

Любит в озере поплавать

И покрякать у ворот  

Ответы детей: утка1

Логопед: Верно, давайте посмотрим в какую игру она предлагает нам сыграть.

Логопед открывает конверт, в нем карточки-пиктограммы с изображением предлогов.

Логопед: Давайте вспомним, что это7 какие слова изображают эти символы?

Ответы детей: Это маленькие слова, предлоги: В,ИЗ, НА, С, ЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ-ПОД.

Логопед: Правильно, я сейчас вам их раздам, а вы снова возьмете во стола любую картинку с птицей и придумаете предложения, используя картинку и символ.

Логопед раздает пиктограммы символы предлогов, дети выполняют задание и садятся на стульчики.

Логопед: Какие интересные предложения вы придумали! А теперь слушайте следующую загадку:

Острый, длинный, красный клюв.

Голос не имеет,

Но огромное гнездо

Строить он умеет.

Дети: Это аист!

Логопед: Верно, а как вы догадались7

Ответы детей.

Логопед: Давайте посмотрим, какую игру предлагает вам аист.

Логопед открывает конверт, там картинка с изображением бус.

Логопед: Ребята, вспомните пожалуйста, про какую птицу каждый из вас придумывал предложение и выложите из бус первую букву в названии этой птицы.

Дети выходят на коврик и из бус выкладывают буквы, называют их, садятся на стульчики.

Логопед: А вот и еще одна загадка6

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста?

Дети: Ласточка!

Логопед: Как вы догадались?

Ответы детей.

Логопед вешает на доску картинки с веточками и открывает конверт с игрой-заданием: карточка слоговой схемы.

Логопед: Ребята, ласточка предлагает вам рассадить птичек на ветки, но сначала нужно разделить слово-название птицы на слога, если в названии один слог, то посадить птичку на веточку с одним листиком, если два слога, то на веточку с двумя листикам, если три слога, то на веточку с тремя листиками.

Дети берут со стола картинки с изображением птиц и выполняют задание.

Логопед: Давайте проверим, все ль птички сидят правильно?

Логопед вместе с детьми «отхлопывет» названия птиц, проверяя количество слогов.

Логопед: Умницы! Слушайте следующую загадку6

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тыкнет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

Дети: Это цапля1

Логопед: А какую же игру приготовила она для вас?

Логопед открывает конверт, там картинка с изображением мячика.

Логопед: Ребята, выходите на коврик, вставайте в круг и давайте поиграем.

Проводятся игры с мячом «Есть-нет» (на березе есть соловей, а на рябине нет....соловья, на крыше есть аист, а на заборе нет ...аиста и тд), «Один-много» (в скворечнике один скворец, а с юга прилетело много...скворцов, на поле один грач, а прилетело много...грачей и тд), «Скажи одним словом» (у цапли длинные ноги, она...длинноногая, у аиста красный клюв он...красноклювый, у соловья короткий хвост он... короткохвостый и тд)

Логопед: Как хорошо поиграли! Садитесь на стульчики и слушайте следующую загадку:

Он весною прилетает,

Садоводам помогает,

Строим мы ему дворец,

Да и петь он молодец!

Дети: Это скворец1

Логопед: как вы догадались?

Ответы детей, логопед следит, что бы дети отвечали полным предложением.

Логопед: Давайте откроем конверт и посмотрим, что же там за игра?

Логопед достает из конверта схему, длч определения места звука в слове.

Логопед: Ребята, догадайтесь, с каким звуко мы будем играть, если эту карточку приготовил для вас скворец?

Дети: со звуком С

Логопед: Как вы догадались?

Дети: Слово «скворец» начинается на звук С.

Логопед: Верно, а какой это звук? Как он звучит?

Дети: Это согласный звук, звучит твердо.

Логопед: А как еще он может звучать?

Дети  Звук  может звучать мягко

Логопед: Ребята, а вы помните, что звук может находиться в начале, в середине и в конце слова7 Я сейчас раздам вам картинки, а вы на столе с помощью кружков нужного цвета покажете, где находится звук и как он звучит.

Дети выполняют задание с картинками (семена, лес, маска, сумка)

Логопед выслушивает ответы детей, проверяет правильность выполнения задания. Дети садятся на стульчики.

Логопед: А про какую птицу эта загадка?

Вот уж диво! Вот уж птица!

На воде словно царица.

Белоснежный цвет под стать,

Глаза трудно оторвать!

Дети: Лебедь!

Логопед: Ребята, а вы любите собирать пазлы?

Дети: Да!

Логопед: Лебедь их вам принес.

Логопед достает из конверта карточки - пазлы, с написанными на них слогами, раздает дет детям, ответные части - пазлы раскладывает на ковре и предлагает детям соединить их и прочитать слово, которое получилось (ВА-ЗА,ЗУ-БЫ,ШУ-БА,МЫ-ЛО, СО-КИ, КИ-НО,КО-ЗА,ВА-ТА)

Логопед:: Какие вы молодцы! У на с осталась одна птичка и она приготовила вам сюрприз. Слушайте про нее загадку:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит поле от червей,

Взад-вперед по полю вскачь,

А зовется птица....

Дети: Грач1

Логопед: Ну конечно! Давайте откроем последний конверт, от самый большой, что же в нем7

 Логопед открывает конверт и достает раскраски с перелетными птицами.

Логопед: Ребята, мы сегодня очень хорошо поиграли, вам понравилось? Вы выполнили много интересных заданий. Какие игры-задания вам понравились?

Ответы детей.

Логопед: Вы молодцы! И на память о перелетных птицах вам раскраски, их можно раскрасить, забрать домой, показать родителям и рассказать в какие игры мы сегодня играли.

Логопед предлагает детям выбрать себе раскраску и отводит детей в группу.

Приложения:

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...

"По сказочным дорожкам" - конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами театрализации по ФГОС ДО

конспект занятия в подготовительной к школе группе, в котором представлена современная модель проведения занятия с дошкольниками по обучению грамоте с использованием элементов театрализации. Через ска...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...