Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Симонян Елена Анатольевна

Цель: обобщать знания  детей о структуре предложения.

Обучающие задачи: учить составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку; закрепить умение интонационно производить звуки в словах и фразах речи; закрепить умение соотносить схему слова с названием; умение делить слова на слоги; учить понимать логическое сравнение лежащие в основе загадки.

Развивающие задачи: развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать мягкую моторику рук, графические навыки (заштриховывание предметов); развивать умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности детей.

Воспитывающие задачи: воспитывать доброжелательности при оценке действий других детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buratino.docx499.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ромашка»

Непосредственно образовательная деятельность

по обучению грамоте в старшей группе

по теме: «Путешествие в сказку»

C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07222.JPG

                                                                  Воспитатель МБДОУ № 2:

                                                                  Симонян Елена Анатольевна

г. Приморско - Ахтарск

2018г.

Цель: обобщать знания  детей о структуре предложения.

Обучающие задачи: учить составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку; закрепить умение интонационно производить звуки в словах и фразах речи; закрепить умение соотносить схему слова с названием; умение делить слова на слоги; учить понимать логическое сравнение лежащие в основе загадки.

Развивающие задачи: развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать мягкую моторику рук, графические навыки (заштриховывание предметов); развивать умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности детей.

Воспитывающие задачи: воспитывать доброжелательности при оценке действий других детей

Предметно- развивающая среда:

- книга, тетрадь, ручка, краски, кисточка, карандаши.

- игрушки: кукла, машина, кубики, самолёт, мяч, пароход, черепаха, лист бумаги с изображением 2 яблок.

на каждого ребёнка лист бумаги с изображением четырёх предметов.

Предварительная работа с детьми: чтение сказки А.Н. Толстого и просмотр мультфильма « Приключения Буратино или Золотой ключик»; разгадывание загадок; заштриховывание предметов.

Ход НОД

В групповой комнате стоит мольберт, на нём лист бумаги (нарисовано 2 яблока). У мольберта Мальвина с указкой в руке, за столом стоит Буратино. Возле стола стоит ранец, в ранце лежат игрушки.C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07221.JPG

Под запись музыки из кинофильма « Приключения Буратино или Золотой ключик», в группу входит воспитатель с детьми.

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, в какой мы очутились сказке?

Ребёнок: В сказке Алексея Николаевича Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик».C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07225.JPG

Воспитатель: Давайте понаблюдаем, чем заняты герои?

Разыгрывается сценка:

Мальвина: Займемся математикой: «У вас в кармане два яблока».

Буратино: Врёте, ни одного.

Мальвина: Предположим, что у вас два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас яблок.C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07222.JPG

Буратино: Два.

Мальвина: Подумайте.

Буратино: Два.

Мальвина:  Почему?

Буратино: Я же не отдам никому яблоки. Хоть он дерись.

Мальвина: Ой, у вас нет никаких способностей к математике. Займёмся грамматикой.C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07273.JPG

Ставит на стол чернильницу, ручку, лист бумаги. Буратино не аккуратно обращается с чернильницей и ручкой, капля чернил капает на лист бумаги.

Мальвина: Вы – неумейка. Вы некогда, ни чему не научитесь. Никогда не думала, что мальчиков так трудно учить.

Буратино: А я всё равно пойду в школу. Вот и ранец уже собрал. Стану умненьким, благоразумненьким, как хотел папа Карло.   C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07225.JPG

Воспитатель: Давай посмотрим, что у тебя в ранце.

(Воспитатель открывает ранец и выкладывает оттуда игрушки). Буратино, но кто, же в школу идёт с игрушками. В школе учатся, а не играют.

Воспитатель читает стихотворение:

Всему название дано-                                                                                                                                                        И зверю и предмету                        

Вещей вокруг полным полно        C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07228.JPG

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз-                                                                                                                                                      Под нами и над нами,-               

И всё, что в памяти у нас,        

Означено словами

Воспитатель: Мы знаем с вами много разных слов: «кислых», «сладких», «горьких». Посмотрите сколько у нас         «игрушечных»  слов. Давайте их назовём?

(ответы детей)C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07232.JPG

Воспитатель: Надо подобрать схему  к понравившемуся слову. Сколько слогов в слове?

Дети дают индивидуальные ответы. Воспитатель даёт оценку ответа ребёнка. Аналогично проводится работа со всеми детьми. В конце воспитатель анализирует работу детей со схемами.

Воспитатель: Ребята посмотрите. Какая красивая кукла. Кто мне скажет, как звали самую красивую куклу в театре Карабаса-Барабаса?   C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07235.JPG

Ребёнок: Самую красивую куклу в театре Карабаса-Барабаса звали Мальвина.

Воспитатель: Давайте придумаем предложения со словами Мальвина.

Дети придумывают предложения, например: Мальвина учит Буратино считать.

Далее воспитатель анализирует с детьми предложения.

  1. Назовите, сколько слов в предложении?C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07238.JPG
  2. Назовите первое, второе, третье слово.

Дети индивидуально отвечают.

Буратино: Устал учиться, хочу спортом заниматься. Становитесь в круг. Будем делать зарядку.

Дети становятся в круг, в середине круга Буратино.

Физкультминутка «Буратино»:

Буратино потянулся,                C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07239.JPG

Раз нагнулся,

Два нагнулся,                                

Руки в стороны развёл        

 Ключик видно не нашёл,        

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Дети повторяют стихотворение, выполняя движения.

Мальвина: У меня для вас есть одно очень интересное задание. Буратино с ним не справился. А вы сможете его выполнить?

Воспитатель: Конечно, Мальвина, ребята выполнят твоё задание и Буратино научат.C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07247.JPG

Мальвина отдаёт конверт с заданием. (Какой из четырёх предметов лишний?)

 Дети подходят к столам, на которых лежат цветные карандаши.

Воспитатель: ребята, давайте разделимся на группы по 3 человека, внимательно посмотрим на карточки. Найдите лишний предмет (дети выполняют задание)C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07256.JPG

Ребёнок: Первый звук в словах пальма, пароход, попугай «п», а в слове самолёт «с». Слово самолёт лишнее.

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Но прежде чем вы начнёте работать карандашами, давайте сделаем зарядку для пальчиков.

 Пальчиковая гимнастика C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07257.JPG

« Капуста»                                 (пальчиковую гимнастику проводит Мальвина)                                      

Мальвина: Ребята приготовьте свои ручки.                                        

Что за скрип?                                

Что за хруст?                                              Это что ещё за куст?                        

Как же быть без хруста,                

Если я – капуста.                                

Мы капусту рубим, рубим                         Мы морковку трём, трём                         Мы капусту солим, солим                C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07251.JPG

 Мы капусту жмём, жмём.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Воспитатель: Зарядку для пальчиков мы сделали. Берём карандаши и заштриховываем три предмета, которые начинаются на один звук.

Воспитатель по мере необходимости работает индивидуально. По окончанию работы детей воспитатель спрашивает, всё ли получилось?C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07268.JPG

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Давайте поможем Буратино правильно собрать ранец в школу.

 Игровое упражнение «Загадки и отгадки».

Не куст, а с листочком                                                                                                                             Не рубашка, а сшита                                

Не человек, а рассказывает.

                                                                                      ( книга)

То я в клетку, то в линейку,         C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07262.JPG

Написать на мне сумей-ка

Можешь и нарисовать

Что такое я?        

                         ( тетрадь)

Разлинованы листы,

В клетку и в полоску,

Скобочками скреплены,

Спрятаны в обложку.

                          (тетрадка)                                                  

                                              Ивашка, деревянная рубашка

                                              Где пройдётся,

Там след остаётся.
                     (карандаш)
C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07259.JPG

Одной раскрасишь небо,

Другой зелёный луг,

Подружки разноцветные

Раскрасят всё вокруг.

                       ( краски)

Этой палочкой пушистой

Я раскрашу всё вокруг.

Обмакну её я в краску –

                                              Нарисую яркий луг.

                          (кисть)C:\Users\Елена\Desktop\фото Мальвина\101MSDCF\DSC07271.JPG

Воспитатель: Вот теперь, Буратино, ты можешь идти в школу. У тебя есть всё  необходимое для того, чтобы ты хорошо учился в школе, стал умным и благоразумным, как мечтал папа Карло.

Воспитатель: Вот мы и помогли собрать ранец Буратино в школу. Теперь он может идти в школу, как мечтал его папа Карло. Мальвина, Буратино, вам понравилось с нами заниматься? Вот видишь Буратино, всё получилось, главное только очень захотеть и постараться. Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли, какие упражнения выполняли? Какие игры вам наиболее понравились и почему? Какие вы испытывали затруднения и как их преодолели?

Мальвина: Ой, как не заметно пробежало время! Мы опаздываем в театр Карабаса –Барабаса.

Буратино: Ну, нам пора! До свидания. Я обещаю, хорошо учиться, стать умненьким, благоразумненьким.

               Мальвина и Буратино уходят.

    Используемая литература

  1. Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016.

    Интернет ресурсы:

    1. http://narodstory.net/skazki-tolstoy.php?id=1

  1. http://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/detskie-zagadki/zagadki-pro-uchebnye-prinadlezhnosti-dlja-detei.html
  2. https://rutube.ru/video/852a5c7bb9508ff16961945b56c6baf7/
  3. http://3-years.ru/razvitie/palchikovaja-gimnastika.html
  4. https://vk.com/wall10926130_259


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"

Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам  и воспитателям логопедических групп....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе на тему: «В стране Гласных звуков»

Задачи:систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У»,закреплять умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положени...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев старшей группе для детей с ТНРна тему «Знакомство детей со звуком [п] и с буквой «П...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ.

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ. Задачи:Воспитательные.- В...