Конспект НОД по развитию речи в подготовительной
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию фонематического слуха  в подготовительной группе "Путешествие колобка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_12_dekabrya_konspekt.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной группе по развитию фонематического слуха у детей:  «Путешествие с Колобком»

Задачи:

узнавать геометрические фигуры – круг, квадрат…; узнавать предмет по силуэту; анализировать и вычислять кто (что) лишнее в группе предметов; развивать мимику лица, воспитывать доброжелательное отношения к диким животным, закреплять знание сюжета сказки колобок.

На развитие речи фонематического слуха:    формировать у детей умение  делать простейшие выводы, логические умозаключения;   активизировать словарь детей за счет слов:

Худенький – толстый;

Низенький – высокий;

Шустрый – медлительный;

 учить детей выделять звук в словах (в названиях предметов, изображений на картинках); учить находить место звука в словах (в начале, середине, в конце);   называть слова с заданным звуком; развивать мелкую моторику рук;  упражняться в артикуляции звуков;    развивать голос, выразительность речи, внимание, память, воображение, мимику;   развивать у детей нравственные представления.

        Ход занятия:

В: - Ребята, вы любите путешествовать? А сказки любите?  Тогда давайте отправимся в путешествие в сказочный зимний лес, нас там ждет очень знакомый вам герой. Он приглашает нас в свою сказку.  Но нам надо на чем то путешествовать. А на чем мы можем поехать в путешествие.

Д: (ответы детей)

В: Правильно, но я вам предлагаю поехать  на волшебном паровозике? Готовы?

Д: да.

В:  Кто управляет поездом?

Д: Машинист.

В: Правильно, сейчас мы с вами выберем машиниста с помощью считалки, вставайте в круг.

(Дети встают в круг и считаются)

Считалка:

Едет, едет паровоз

Только стук из-под колес:

Чух-чух-чух-чух

Ух! Захватывает дух!

Над трубою пар летит,

Паровоз  пых-пых, пыхтит:

Пых-пых! Чу-чу-чу!

Пассажиров я домчу

Далеко, далеко

Очень быстро и легко!

В: Ну вот мы с вами и выбрали машиниста. А теперь занимайте свои места в вагонах. Машинист,  командуй!

Машинист: - Осторожно, двери закрываются!

- УУУУУУУУУУУ… (не громко, без напряжения)

В: И закрутились колеса (руки, согнуты в локтях, круговые движения руками в такт словам).

                «Поезд мчится и шипит

                И колесами стучит

                Чух-чу, чух-чу

                Я лечу, лечу, лечу,

                Я качу, качу, качу».

В:  Ну, вот мы и подъехали к лесу. Как красиво в зимнем лесу! Какой зимний лес,  ребята?

Д:  Заснеженный, серебристый, красивый (ответы детей).

В: Ой, а что это там лежит под кустиком?

(Выходит  колобок квадратной формы)

К: Здравствуйте, дети, я, - колобок.

(Дети смеются)

В: Что – то не так?  Какой должен быть колобок?

Д: Круглый.

В: Почему?

Д:  Потому что в сказке бабушка его  скатала, и он с окошка скатился, а квадратный не может катиться.

В: Какие молодцы, не попались на уловки колобка.

(Из – за  квадратного, появляется круглый)

В:  Колобок решил над нами подшутить! Он очень весёлый, любит шутки, загадки, любит задавать вопросы и отвечать на них, но он может ошибаться. Поэтому, вы будьте внимательны и, если Колобок ошибется, вам нужно исправить его ошибки, помочь ему! Хорошо?

К:  Итак. Испекла бабушка колобок и поставила его остужать на окошко, полежал, полежал Колобок, прыг в окно и покатился Колобок по снежной дорожке. И прикатился Колобок в лес, на снежную полянку. Остановился и слушает. Как петухи песни поют, да лягушки на болоте квакают.

В: Дети колобок все правильно сказал?

Д: Нет, в лесу нет петухов.

В: Почему?

Д: Потому, что они домашние птицы и живут дома.

В: Правильно, а еще ребятки, колобок допустил какую – нибудь ошибку?

Д: Да, лягушки не квакают сейчас в лесу?

В: Почему?

Д: Потому, что сейчас зима и они спят.

В: Молодцы какие!  Давайте мы поможем Колобку, расскажем какие звуки можно услышать в  зимнем лесу.

Д: как шумят голые деревья,  как свистит ветер, как скрипит снег под ногами,  как поют птички и т.д. (ответы детей)

В: Хорошо. Давайте послушаем:

        - Как шумит лес – шшшшшшш…

        - Как свистит ветер – сссссссссс...

        - Как скрепит снег под ногами – ссссссссс.

        - Как ухает сова – у-у-у-у.

        - Вот прыгают синички – зинь – зинь – тан, зинь – зинь – тан.

        - Весело прыгают воробьи – чик – чирик …

        - Каркает ворона – кар – кар …

        - Воет волк – уууууу…

В:  Молодцы!  Ребятки, а вы знаете, что под сугробами спят цветы, они ждут весну. Когда пригреет солнышко, они начнут распускаться. Давайте покажем, как будут цветы распускаться. (Звучит музыка).  Приготовьте правую руку (кисть с согнутыми вытянутыми пальцами), улыбнитесь, покажите зубки, прижмите кончик языка к нижним зубам.   Цветок медленно начинает распускаться сссссс…. Распустился цветок и потянулся к солнышку (аналогично левая рука) Набежали тучки и цветочек закрылся.

В: Молодцы, ребята. Колобку очень понравилось с вами играть.  А теперь, Колобок просит вас догадаться каких зверей он вам покажет

        Черные силуэты:

Волк

Лиса

Заяц

Медведь

Лошадка

В: А давайте мы с вами разделим эти слова на слоги. Н каждый слог ы с вами будем хлопать в ладошки. Хорошо?

Д: да

В: Начали. Ли-са (2слога); во-лк (2 слога); за-яц (2 слога); мед-ве-дь (3 слога); ло-шад-ка (3 слога). (Дети хлопают  на каждый слог)

В: Умницы. Ребята, Колобок говорит, что всех этих зверей он встретил в сказке. Правильно?

Д: нет

В: А кто лишний?  Вспомните, кого повстречал Колобок первым?

Д: Зайца

В:  Правильно, зайца. А вот и заяц. Давайте поздороваемся с зайцам. Ой, ребята, посмотрите какой заяц грустный, видимо что-то случилось, давайте спросим.

Д: Что с тобой заинька?

З: Я не послушался маму и ел снег, поэтому сейчас я простудился.

Д:  Давай, заяц мы тебя полечим? Повторяй за нами.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

В: Ну что заяц согрелся?

З:  Да, теперь мне гораздо лучше.

В:  Давайте оденем зайца, чтобы он снова не заболел.

Д: Оденем на зайца шубу, на голову шапку, на лапку – рукавички.

Дети хором:

        «Шубка – шубейка, заиньку согрей-ка»

В:  Ну вот заяц  и согрелся.

З: Спасибо, ребята.

В:  А мы давайте скажем зайцу, чтобы больше не простужался.

Д: - Зайчик – побегайчик, больше по сугробам не бегай, снег не ешь.

Дети хором:  До свидания, зайка!

В. А наш колобок  покатился  дальше. И прикатился к мостику через речку, а у мостика стоит серый волк. Скажите ребята какой бывает волк?

Д: Страшный, злой, зубастый, угрюмый.

В: А давайте покажем  каким бывает волк. Покажите, какой он страшный.

(Дети выполняют мимические упражнения: веселый, грустный, удивленный, злой)

 В: Ой, какой страшный! Посмотрите Волк стоит у мостика и каждого кто подходит к мостику,  пропускает только тогда когда вы придумаете слова со звуком  на которое начинается его имя. Какой в его имени первый звук. Кто правильно придумает слова, тот и  пройдет.

(Дети придумывают слова с заданным звуком)

В:  Молодцы, правильно придумали слова и перешли по мостику. Катится Колобок дальше и видит кого-то: худенький, низенький, беленький, шустрый в берлоге сидит. Колобок говорит, что это медведь. Правильно он описал медведя?

Д: нет.

В:  Наших ребят не проведешь, они знают, что медведь:

Не худенький, а (толстый, жирный);

Не низенький, а (высокий);

Не шустрый, а (неуклюжий, медлительный);

Не белый, а (темный, бурый).

В.- Правильно! Давайте поздороваемся с медведем.

(Дети здороваются и колобок здоровается)

М: Меня разбудили среди зимы,  я  очень проголодался и с удовольствием съел бы Колобка.

В: Ребята, давайте попросим медведя: «Не ешь, Колобка, лучше давай мы тебе чем-нибудь поможем». А пока медведь  придумывает нам задание, мы немножко согреемся, зима ведь!

        Физкультминутка:

                У нас славная осанка,

                Мы свели лопатки

                Мы походим на носках,

                А потом на пятках.

                Пойдем мягко, как лисята,

                И как мишка косолапый.

                И как заинька-трусишка

                И как серый волк- волчишка

                Вот свернулся ёж в клубок,

                Потому что он продрог.

                Лучик ежика коснулся,

                Ежик сладко потянулся.

(Дети имитируют повадки зверей)

В: Ну, медведь, придумал для нас задание?

М: да, у меня в стихах перепутались звуки.

В: Ты что такой рассеянный? Друзья, давайте поможем медведю.

Ой! Кричат вокруг хозяйки, в огород забрались шайки (зайки);

Здесь, хорошее  местечко, протекает  рядом печка (речка);

Слезы льются у Оксанки, у неё пропали банки (санки);

Мишка спрятался под горку, и грызет тихонько норку (корку);

Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).

М:  Спасибо, ребята, теперь я буду спокойно спать….

Д:  До свидания, медведь!

В: Ну а наш  Колобок покатился  дальше, вдруг видит, кто-то тихонько крадется, к земле пригибается, будто кланяется, а сама-то пушистая, золотистая, на груди жилет, на шее белый галстук. Кто это, ребята?

Д: Лиса.

В:  Правильно лиса. А какой характер у лисы?

Д:  Хитрый, злой, коварный, изворотливый.

Л: Здравствуйте, дети меня зовут Лиска-Лариска. Здравствуй Колобок – румяный бок, а я тебя съем.

Дети: - Не ешь, лиса, Колобка!

Л: Хорошо! Тогда ответьте, с какого звука начинается моё имя – «л». Правильно! А теперь найдите картинки с этим звуком.

(дети выбирают картинки с заданным звуком, лиса проверяет вместе с воспитателем)

Л: Ну, молодцы, ребята. Теперь я колобка кушать не буду, а лучше с ним подружусь!

В. Ребята, в русской народной сказке лиса съела Колобка, а у нас сказка со счастливым концом, потому что вы помогли Колобку. А давайте на прощанье подарим  зверям  подарки, смотрите, что у меня есть.   

Зайцу – зонтик;

Медведю – мелки;

Лисе – ленточку;

Волку – валенки.

Дети выбирают предметы, название которых начинается с такого же звука, как и имя героя.

В: Молодцы! А почему вы раздали подарки именно так.

Д: Потому, что названия этих предметов  начинаются с тех же звуков что и имена у зверей.

В: Хорошо.

К: Мне очень понравилось с вами играть, но мне пора отправляться домой к бабушке и дедушке. А  на прощанье  я вам  хочу подарить корзинку с  шишками. До свидания ребята!

Д: Спасибо колобок, до свидания!

(Дети прощаются с колобком)

В: Какие хорошие полезные шишки, давайте мы с вами сделаем массаж рук.

(Дети катают шишки между ладонями)

В.: Ну вот наше путешествие подошло к концу. Нам пора, паровозик отправляется. Машинист командуй.

М: Осторожно двери закрываются!

(Дети поют когда едут)

Едет, едет паровоз

Только стук из-под колес:

Чух-чух-чух-чух

Ух! Захватывает дух!

Над трубою пар летит,

Паровоз  пых-пых, пыхтит:

Пых-пых! Чу-чу-чу!

Пассажиров я домчу

Далеко, далеко

Очень быстро и легко!

В: Ну вот мы с вами и прибыли обратно в детский сад. Мы с вами устали, не мешало бы отдохнуть. Давайте поиграем с глазами.

(Зрительная гимнастика с использованием ИКТ)

В: Ну вот мы с вами и  приехали в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось?  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе комбинированной направленности "Путешествие в страну Красивой речи"

Педагог предлагает отправиться в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные-воспитанными (дети помогают, говорят а...