Творческие находки педагогов в обучении грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
"Чтение через игру" - опыт по обучению чтению с помощью развивающих игр Воскобовича: "Конструктор букв", "Шнур-малыш", "Складушки", "Читайка", "Ромашка", "Яблонька" - шнуровки, "Игровизор", "Лабиринты", "Геоконт Алфавит", "Коврограф", "МиниЛарчик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт педагогов в обучении грамоте | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческие находки педагогов в «Речевом развитии», «Обучении чтению»
«Чтение через игру» - с помощью развивающих игр Воскобовича
Развивающие игры Воскобовича направлены на развитие навыков силуэтного конструирования, освоения начальных геометрических знаний, представлений и пространственных отношений. Играя с этими пособиями, ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности.
Использование игр – «Конструктор букв, Шнур-Малыш, Восьмерка», позволяет усилить интерес к освоению грамоты, знакомство с буквами, слогами, словами. Эти игры позволяют запомнить буквы и слоги, а то, что делается своими руками, запоминается быстрее, легче и лучше.
Малышам очень сложно учиться складывать буквы в слоги, слоги в слова. Наглядность, образность и простота конструирования слогов превратит обучение в увлекательную игру.
Ребенок с легкостью знакомится с буквами и слогами, гласными и согласными, овладевает слоговым чтением и конструированием слов.
Ребенок знакомится и подсознательно овладевает орфографическими исключениями родного языка. В играх с буквами у детей будут совершенствоваться процессы внимания, памяти, мышления, будет расширяться словарный запас, мелкая моторика рук и координация движений.
Игры по конструированию букв полезны в период знакомства с буквами. У ребенка есть возможность проводить тактильный и оптический анализ букв, конструируя их из модулей (уголков, стрелочек, воротиков). Развивает мелкую моторику рук и координацию движений пальцев рук. Складывание букв, трансформация одной буквы из другой способствует запоминанию графического образа каждой буквы.
«Складушки»
Игра помогает детям легче овладеть ранним слоговым чтением. Благодаря стишку-песенке и песенке слияния, ребенок может сам находить и читать слоги, а когда они уже знакомы с песенками, они поют в любой ситуации, когда играют, гуляют, в любое свободное время.
Игровое пособие "Складушки" позволит в игровой форме за достаточно короткий срок обучить детей навыку самостоятельного чтения. Смысловые песенки заданы стихом, поэтому при пропевании смысловой песенки малыш будет плавно переходить к пропеванию песенки-слияния.
Такие необычные игры-занятия будут намного интереснее детям, чем простое чтение букв и помогут освоить сложение слогов.
«Читайка-на-шариках - 1»
Складывая шарики с буквами и слогами, ребенок тренирует слоговое чтение, учится конструировать слова, различать звонкие и глухие согласные звуки, делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги.
Это своеобразная методика для тренировки навыков чтения ребенка. Ребенок будет очень увлечен этими волшебными преобразованиями со словами, а это важно на начальном этапе обучения чтению – заинтересовать и привлечь.
«Читайка-на-шариках-2»
Увлекательная игра, благодаря которой ребенок не просто будет тренировать навыки чтения, но еще и научится составлять новые слова, разделять слова на слоги, различать звонкие и глухие согласные звуки.
Вместе с ребенком осваивать это непростое дело будет кот Ученый, который будет сопровождать малыша на каждой Читайке.
Каждая Читайка несет свою обучающую задачу:
На Читайке с желтыми шариками – собраны слова с чередованием звонких и глухих согласных (Гость - Кость).
Читайка с розовыми шариками поможет выделять слоги в словах (со-вок, со-ты, со-ва).
Благодаря Читайке с зелеными шариками ребенок узнает, что количество слогов в слове зависит от количества гласных.
Читайка с голубыми шариками поможет ребенку освоить конструирование слов (вместо звездочки необходимо подобрать разные буквы, чтобы получились новые слова: ла*ка: лайка, лавка, ласка; придумай слова, используя суффиксы –чик, -ник).
На маленьком "пятачке" (области чтения) - 4 слова, а всего в каждой игре их - больше сотни.
Задания: Найди буквы, которые ты знаешь – запиши;
Найди слоги, которые ты прочитал – запиши;
Запиши слова, которые ты прочитал.
Игры с этим пособием будут способствовать развитию памяти, внимания, творческого мышления, речи, обогащению словарного запаса.
На выпускной подарили детям «Читайку-2», 1 в течение учебного года – мамы говорят, что игра лежит у них в сумочках и когда семья куда-то едет, ребенок занят интересным чтением. Мы давали детям домашнее задание, кто найдет все слова на Читайке и запишет их правильно.
"Ромашка", "Яблонька", "Парусник", "Снеговик".
Звук и буква - через сказку, через образ, через детские руки. Каждая из них позволяет написать более 20 слов… шнурком. Мы пишем эти слова шнурком и записываем их на Игровизоре, дети соревнуются, кто больше слов напишет.
Сколько разных слов можно составить всего из нескольких букв? Оказывается более 200. Игрушку можно предложить в качестве обычной шнуровки даже трехлетнему малышу. Вместе с развитием мелкой мускулатуры он будет запоминать буквы, и составлять смешные слова.
Для детей старшего возраста игровые возможности значительно расширяются. Ребята могут самостоятельно «писать» шнурком или «читать» слова написанные взрослыми, соревноваться в количестве составленных слов из трех или четырех букв, вспоминать имена и так далее.
Игрушка предназначена для развития интеллекта, подготовки к чтению и письму, укреплению мелкой моторики.
"Игровизор" и приложение "Лабиринты букв".
"Гуляя" маркером по лабиринтам, ребенок знакомится с буквами, составляет слова. На каждую букву - свой лабиринт.
Также мы выполняем задания из Игровизора на Коврографе и Миниларчиках:
буквы размещаем на поле, дети рассказывают, где они расположены – ряд, столбик, и соединяют буквы в слоги и слова веревочками, выполняют задания «Лабиринта букв» в объемном варианте.
Когда дети уже изучили буквы, мы начинаем знакомиться с Геоконтом Алфавитом.
Геоконт Алфавит
С помощью системы координат (буква, цифра) ребенок находит буквы, учится составлять слоги и слова, разгадывать шифровки и составлять их самостоятельно:
1. Мы называем им букву, а они называют адрес ее: буква А – адрес Ф4.
2. И наоборот: называем адрес Ф4 – они называют букву А..
3. Мы называем адреса 3-4 букв (для коротких слов из 3-4 букв) по порядку, дети записывают их на листе бумаги или на Игровизоре – и составляют из них слова.
4. Потом называем адреса букв вразнобой, дети записывают их и сами пытаются составить слово из полученных букв. Омд-одм-мдо – дом.
5. Мы сделали таблицы, где указан адрес буквы, из которых составлены короткие слова, а дети должны написать слово из этих букв.
6. И таблицы, где написано слово, а дети должны написать адрес букв.
Дети выполняют разные задания.
- Буквы Геоконта Алфавит они мысленно переносят на Геоконт и могут зашифровать в буквах схемы сложения разных предметов – квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, ракеты, бабочки и другие изображения.
- У нас также сделаны таблицы – в которые дети записывают буквенные координаты разных предметов.
- Муха летает по Геовизору. Воспитатель говорит детям точки полета Мухи (в них зашифрованы схемы предметов для «Геоконта»).
Дети отмечают точки на листе из «Игрового калейдоскопа» – лист «Геоконт. Алфавит» или на «Геовизоре», и рисуют фигуры, полученные при этом, затем делают полученную фигуру резиночками на «Геоконте».
Для легкого и успешного освоения слогового чтения нам помогает пособие Цукановой и Бетц «Формируем навыки чтения - для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников». Дети выкладывают буквы и пишут слоги и слова.
Мы с ними играем в такую игру:
Воспитатель говорит, где расположены слоги – какой ряд и столбик; дети пишут в своих Игровизорах или выкладывают на МиниЛапчиках;
После этого воспитатель располагает слоги на Коврографе, при этом может специально сделать ошибку – дети должны ее найти.
Загадываем специально 2 слога из одного слова на одном ряду, дети должны прочитать эти слова.
Затем можно задать разные вопросы:
- на каком ряду (столбике) нет ни одного слога; на каком – 2 слога; на каком - 1 слог;
- какие слова можно составить из слогов с разных рядов;
- где расположены разные слоги по пространственному отношению друг к другу – области Лев, Павлин, Пони, Лань – одновременно тренируются концентрация внимания и ориентирование на плоскости, а это уже часть познавательного развития. Дети не путаются с понятием «право», «лево», ЛВ, ПВ, ПН, ЛН, потому что они тренируются с младшего возраста, это уже доведено у них до автоматизма .
Начало успешного развития и обучения детей возможно благодаря, именно, Развивающим играм Воскобовича. Мы можем пронаблюдать это на своем опыте. Я работаю с играми 15 лет, раньше работала с коллегой, которая не занималась этой технологией - и уже тогда был заметен более высокий уровень развития детей. С Яной Борисовной мы выпускаем уже второй выпуск детей. С прошлым выпуском, мы еще многого не знали, использовали игры по возможности, и все равно было заметно, что детки умные, они могли выполнять некоторые задания, которые в других группах детям было выполнить сложно.
А с нынешними детьми мы занимались по максимуму тем, что имели в наличии. Уже в группах раннего возраста у нас появились «Фонарики», «Кораблики», «Черепашки», «Чудо-головоломки», «Шнуровки» и дети с удовольствием в них играли.
В своей группе мы стараемся использовать технологию «Сказочные лабиринты игры» по максимальной возможности; совершенствуем развивающую среду - приобрели Фиолетовый Лес, Коврограф Ларчик, МиниЛарчики. Стараемся приобрести игры в таком количестве, чтобы они были у каждого ребенка – Геоконт, Геоконт Алфавит, 2-хцветный Квадрат, Прозрачные Льдинки, Восьмерка, Шнур-Малыш, Игровизор, Читайки.
И дети, играющие в интересные, познавательные, развивающие игры с самого младшего показывают более высокие результаты своего развития, по сравнению с детьми которые не играют в РИВ. Они играют во что-то «умное», интересное, полезное, им можно задать какой-нибудь каверзный вопрос, они подумают и смогут ответить на него.
Мы очень надеемся, что учеба в школе и дальнейшее развитие детей будет даваться им с легкостью и успехом.
Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах увеличилось количество детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать.
Пяти-шестилетние ребята могут на более продолжительное время концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Выше стал уровень речевого развития. Дети стараются составлять описательные рассказы, значительно увеличился словарный запас. Трехлетние малыши легко различают и называют цвета и геометрические фигуры.
Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.
Способы реализации технологии
Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Основные принципы технологии
Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка.
"Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо.
Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие находки педагога, Панорама методических идей
Панорама методических идей...
Творческие находки педагога
Список мераприятий ( для 1 младшей группы) Новый год "Заичья избушка". Действующие лица:ВедущаяДед МорозСнегурочкаСнежинкиЗайкаЛисаПетрушкиПетушкиДетиДети заходят в зал под «Песенку о елочке». Пере...
Семинар-практикум для педагогов по обучению грамоте и письму.Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист
Семинар-практикум по обучению грамоте и письму, в котором представлены задачи , уровни обучения дошкольников грамоте и письму, дидактические игры и задания для использования на занятиях....
Мастер класс для педагогов: «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать зн...
Творческие находки педагогов при создании развивающей среды.
Данная консультация рассказывает какие необходимы подходы при организации развивающей среды в ДОУ....
Творческий педагогический проект по обучению грамоте "Моя любимая буква"
Проект предназначен для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Научно – методическая деятельность. Творческие находки педагога
Музыкально-дидактические пособия...