Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Дом, где нас ждут!"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Дети отправляются в путешествие в поисках волшебного дома по пути выполняя задания по развитию речи обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom_gde_nas_zhdut.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дом, где нас ждут!»
Цель: сформировать у детей общее представление о структуре языка (звук – слог – слово – предложение, рассказ); воспитывать интерес к обучению грамоте.
Задачи.
- Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках (твердых, мягких) и буквах, обозначающих эти звуки, умение работать со звуковыми схемами.
- Упражнять в определении количества слогов в слове.
- Продолжать учить детей словообразованию.
- Упражнять в умении называть признаки предмета.
- Упражнять в составлении предложений из четырёх слов, называть последовательность слов в предложении; составлять графическую схему предложения.
- Учить составлять рассказ сопровождающий и объясняющий действия ребёнка.
- Развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, развивать фонематический слух, грамматический строй речи.
- Продолжать развивать умение оценивать результат своей работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.
- Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
- Воспитывать интерес к обучению грамоте.
- Развивать мелкую моторику, продолжать учить детей следить за своей осанкой; развивать органы дыхания: межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, укреплять диафрагму; правильно выполнять движения при игре с мячом.
- воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал: книга, конверт с письмом, Булька (мяч), презентация.
Раздаточный материал: степы, буквы, камешки, палочки, пуговицы, предметные картинки, карточки со слогами, фишки – красные, синие, зелёные, бумажные полоски обозначающие слова, смайлики.
Ход занятия.
Ребята, посмотрите, у нас в книжном уголке появилась новая книга. Посмотрим о чём она? (Воспитатель читает книгу).
Недалёко, недалечко – там на улице крылечко,
И на улице окно, да волшебное оно!
Так блестит и так сверкает, все дороги освещает,
Освещает все пути, в этот Дом велит идти.
Там такие разговоры! Там лежат игрушек горы, дожидаются ребят.
Там картинки на стене и цветы на окне.
В этом доме всё для нас – сказки, песня и рассказ.
Шумный пляс, тихий час – в этом Доме всё для нас!
Этот Дом найти сумейте, в этот Дом войти посмейте!
(Слайд – Книга «Дом с волшебными окнами».)
- Дом с волшебными окнами! Вот бы его найти! Да только где его искать?
(Из книги выпадает конверт)
- Конверт какой-то, на нём что-то написано. Ребята, кто может прочитать?
Ребёнок. Ребятам группы «Лютик».
-Давайте прочтем, что нам пишут: «Здравствуйте, ребята! Мы жители Дома с волшебными окнами, приглашаем вас к нам! У нас в доме очень весело и интересно! Вот только дорога к нам очень трудная. Вам предстоит преодолеть много преград на пути, выполнить различные задания, поиграть в хитроумные игры. Но мы уверены, что вы справитесь и выполните все задания. Вы очень способные и умные ребята! В помощь вам мы отправили нашего Бульку. (Слайд с изображением Бульки). Он и будет вам помогать и показывать дорогу. А чтобы Булька появился, в группе, нужно произнести волшебные слова.
Булька, Булька – прыг да скок,
Через запад на восток.
Разбегись быстрее,
Укажи нам путь скорее!
Удачи вам! Жители Дома с волшебными окнами.
- Ну, что ребята позовём Бульку? (Дети повторяют стихотворение про Бульку. В группу вкатывается Булька (мячик).)
(Голос Бульки в записи).
Булька: «Отправляемся в путешествие. Нам предстоит преодолеть много преград на пути, вы не боитесь трудностей? Становитесь друг за другом и пойдём!
По тропинке прямиком
В сказку мы сейчас войдём. (Ходьба в колонне по одному.)
Реки, горы, лес, болото
Преодолеем и пройдём. (Ходьба змейкой.)
В сказку путь не лёгкий,
В сказку путь не близкий,
Мы шагаем высоко, (Ходьба на носках.)
Мы шагаем низко. (Ходьба на пятках.)
Побежим-ка без оглядки,
Так, чтобы сверкали пятки. (Бег по кругу).
Тише, тише, не спешите,
Бег сейчас остановите.
Снова шагом вы идите.
Землю всю мы обойдём,
Чтоб прийти в волшебный Дом.
-Куда же нас привёл Булька? (На экране слайд с изображением болота.)
- Ой, да это же болото! И кочки. Как же нам пройти через болото?
(По кочкам.)
- Смотрите, кочки не простые, а разного цвета. По-моему, это звуковые кочки. Какие же звуки они обозначают? Красная – (гласный звук), синяя – (согласный твёрдый), зелёная – (согласный мягкий).
Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
- Прежде чем пройти через болото по кочкам давайте вспомним чем звуки отличаются от букв.
(звуки говорим и слышим, а буквы видим и пишем)
Ребята, нам в помощь Булька принёс буквы. Возьмите каждый по одной букве, произнесите звук, который она обозначает и пойдём переправляться по кочкам, через болото. Только помните, что с гласными буквами можно пройти только по … (красным кочкам), с согласными…(по синим кочкам).
- Молодцы ребята! Так ловко прошли через болото. Давайте свои буковки мне. Продолжим путь. Говорим волшебные слова.
Булька, Булька – прыг да скок,
Через запад на восток.
Разбегись быстрее,
Укажи нам путь скорее!
(На экране появляется изображение речки).
- Какая широкая и бурная река! Ой, кажется я выронила буквы в реку и их унесло вниз по течению.
(Изображение засореной реки).
- Сколько палочек и камешков здесь нанесло, и русло реки засорилось. Как же нам найти буквы?
- Давайте очистим речку от засора и сложим из камешков и палочек потерянные буквы. (Дети выкладывают из палочек и камешков буквы).
(Изображение чистой реки).
Спасибо ребята, вы очистили речку от мусора, и она в благодарность вернула нам наши буквы. Обрадовались буквы, что спасены и пустились в пляс, закружились в парах.
(Слайд – буквы кружаться).
- Согласный твердый звук [Н] встретился с гласным звуком [О]. Что получилось? (Ответы детей)
- Правильно, слог [НО].
- Посмотрите и найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [НО]? (Окно)
- Сколько слогов в этом слове? (два слога)
(Выставляю, карточки со слогом [ДО]).
- А, теперь посмотрите и скажите, какие звуки встретились в танце. (Встретились согласный твердый звук [Д] и гласный звук [О])
- Давайте прочитаем этот слог.
(Дети читают слог).
- Посмотрите и найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [ДО]? (Дорога)
- Сколько слогов в этом слове? (три слога)
(Выставляю карточки со слогом [ИГ]
- Посмотрите и скажите, какие звуки встретились в танце?
(Встретились гласный звук [И] и согласный твердый звук [Г]).
- Давайте прочитаем этот слог.
(Дети читают слог).
- Найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [ИГ]? (Игрушки)
- Сколько слогов в этом слове слышится? (три слога).
- Немного отдохнём и покружимся в парах – гласные буквы с согласными.
(Слайд – пары кружаться в вальсе.) (Под звуки вальса дети кружатся в парах).
- Отдохнули? А теперь выложите, пожалуйста, звуковую схему слова «путь», используя цветные квадраты. Если мы не выложим и не проанализируем это слово, пути нам не будет. Из скольких звуков состоит это слово? Кто проанализирует это слово? (Дети выкладывают звуковую схему слова «путь»).
-Молодцы, ребята! Но нам надо идти дальше. В путь!
Говорим волшебные слова.
Булька, Булька – прыг да скок,
Через запад на восток.
Разбегись быстрее,
Укажи нам путь скорее!
(На экране появляется слайд с изображением гор).
- Я была в горах. Там часто бывают обвалы, землетрясения. И во время такого землетрясения все слова, обитающие в горах, рассыпались на кусочки.
Игра «Найди слово».
Рыдают слоги в каждой строчке,
- От наших слов – одни кусочки,
У всех у нас одно начало,
И как назло оно пропало,
Но если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте.
-Соберём слова? Но, будьте внимательны, все слова начинаются с одного и того же слога. Каких слогов здесь больше всего? С какого слога начинаются слова? (Дети находят одинаковые слоги – ГО и складывают слова). (го-ра, го-род, го-сти, го-рка, го-л, го-д, го-лод, го-лос, го-лолёд, го-лубь.)
- Ох ребята, что-то наш Булька заскучал, устал наверно. Давайте подбодрим его и расскажем ему какой он.
Игра «Скажи какой».
- Пойдём играть Булька, ребята расскажут о том каким ты бываешь.
Булька скок, скок, скок,
Не на запад и восток,
Не по пням и по дорожкам,
А по детским, по ладошкам,
Как в ладошки попадёшь,
Слово о себе найдёшь.
(Дети передают друг другу мяч произнося прилагательные: круглый, резиновый, синий, упругий, жёсткий, твёрдый, прыгучий, гладкий, шершавый, весёлый и др.)
- Отдохнули немного? Идём дальше. Говорим волшебные слова.
Булька, Булька – прыг да скок,
Через запад на восток.
Разбегись быстрее,
Укажи нам путь скорее!
(На экране появляется слайд с изображением заснеженного вьюжного леса).
- Ребята в этом лесу живёт ледяной ветер. Он летает по лесу и поёт свою песню. (В лесу проявляется ветер, звучит вьюга). Давайте и мы споём песенку ветра.
Дыхательная артикуляционная гимнастика «Ветер»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу. (Ноги расставлены, руки внизу, вдох через нос).
Хочу - налево посвищу, (Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо. (Голову прямо, вдох, голову направо, подуть).
Могу и вверх, (Голову прямо, вдох, вверх, подуть).
И в облака, (Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох).
Ну а пока, пока лечу,
И заморозить всё хочу. (Ноги на ширине плеч, руки в стороны, подуть вперёд).
- Ишь как разбушевался ветер. (Слайд с лесом. С деревьев вадают графические изображения слов). Посмотрите, как он напроказил, посбивал ветки с деревьев, раскидал и перепутал все слова в предложениях, что находились в это время в лесу. Нужно собрать разлетевшиеся слова в схемах и составить графические предложения. Ветер мне подсказывает, что это слова: в, дует, лесу, ветер. Сколько слов я назвала? Назовите слова. (Дети перечисляют слова).
- Придумайте разные предложения из этих слов распределяя слова каждый по-своему. Какие предложения у вас получились? Собирайте слова и выкладывайте предложения. (Дети составляют схематическое предложение).
-Прочитайте свои предложения.
- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, навели порядок в лесу, составили предложения. Пора отправляться дальше. Говорим волшебные слова.
Булька, Булька – прыг да скок,
Через запад на восток.
Разбегись быстрее,
Укажи нам путь скорее!
(Слайд «Дом с волшебными окнами»).
- Вот мы и пришли к дому, но войти в него мы сможем только тогда, когда выполним последнее задание. Посмотрите, на столе разложены картинки. Вы должны подумать, какую из них нужно поставить рядом с домом, и объяснить почему вы именно эту картинку поставили рядом. Например, «Рядом с домом я поставила картинку с изображением куклы, потому что в этом сказочном доме должны жить куклы».
Игра «Логическая цепочка).
(Ребёнок выбирает картинку и объясняет свой выбор).
- Смотрите двери дома открылись. Кто же тут живёт? (Демонстрация фотографий детей группы под песню «Маленькая страна»).
- Ой, да это же мы играем и занимаемся, и группа наша
- Ну, конечно, это наша группа. Ведь наш любимый детский сад – это и есть Дом с волшебными окнами, которые всегда светят нам добром и теплом. Где вас ждут игрушки, игры, добрые друзья. И он станет ещё красивее, когда закончится стройка.
Ребята, вы сегодня очень постарались, преодолели много препятствий, справились со сложными заданиями – очистили речку от засора, помогли словам, звукам, буквам и предложениям, привели Бульку к себе домой. Наше путешествие подошло к концу. И мне очень хочется узнать понравилось ли вам наше путешествие. Для этого предлагаю вам выбрать один из этих смайликов. Если выберете радостный и весёлый смайлик, значит путешествие понравилось, если грустный и печальный или сердитый, значит не понравилось.
- Я вижу всем наше путешествие понравилось. Я очень этому рада! Кому какое задание понравилось больше всего? А какое задание для вас было трудное? У меня для вас сюрприз от Бульки. Он сказал, что все дети должны быть весёлыми, находчивыми и сообразительными. А потому должны принимать «витамины радости и смекалки». Их он вам и просил передать. (Показываю мешочек с конфетами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».
Занятие на закрепление знаний о весне, а также закрепление умения работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей....
Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на з...
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Волшебный сундучок Деда Грамотея...
Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.
Программное содержание:выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних ...
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе
Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе ДОУ. Тема "Космос"...
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....