«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Поэтому играть, играть, играть...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_obucheniya_gramote_starshih_doshkolnikov.docx | 56.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Пояснительная записка.
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте.
Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.
Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.
Цель работы: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать знания детей о звуковом строении слова;
2. Закреплять умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3. Закреплять знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Развивать связную речь, расширять словарный запас;
5. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.
6. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры.
1. Создание условий для речевого развития
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливаю игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В непосредственно образовательной деятельности применяю иллюстрированный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал. В совместной деятельности с детьми использую различные формы организации педагогического процесса: развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации. Для успешного развития детей мною в группе создана речевая зона. Она представлена театральным и книжным уголками (фото №1, 2). В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол. Использую фланелеграф, на котором дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, определять место звука в слове, составлять схемы предложений и по данной схеме составлять предложение. В речевом уголке детям предложены следующие игры: «Маленькие слова», «Что сначала, что потом», «Забавные истории», «Стань другом природы» и другие. Особенно детям нравится игра «Зоопарк».
Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове.
По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Также речевая зона представлена картотеками:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека физминуток;
- картотека потешек; данная работа направлена на развитие речи детей.
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые я наработала, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также использую как приём на прогулках. Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её - развитие умений определять наличие звука в слове.
Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов.
2. Система работы по обучению детей грамоте.
Работу по обучению детей я начала с детьми старшей группы и строила по следующей системе: 1.Работа над предложением, связной речью.
1) Составление распространенных предложений.
2) Составление небольших рассказов по картине, серии сюжетных картинок.
3) Составление описательных рассказов.
4) Придумывание начала, середины и конца сказки.
5) Изменение сюжета сказки, введение новых героев (приложение № 3, конспект №2).
2. Выделение звука.
1) Выделение первого звука в слоге, слове.
2) Подбор слов на заданный звук. Основная работа проводилась с детьми в подготовительной группе.
1. Выделение звука.
1) Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Для этого использовали схематическое изображение: полоска бумаги + круг, на которой дети показывали место звука в слове.
2) Придумывание слов с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.
3) Составление слов из начальных букв названий предметов, например: ЛЕВ, ИГЛА, СЛОН, АИСТ (ЛИСА)
2. Работа над предложением .
1) Составление описательных рассказов.
2) Работа над пересказом.
3) Драматизация.
4) Формирование умений строить схему предложения:
а) подсчёт количества слов в предложении, определение первого, второго и т.д. слов; знакомство детей с тем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.
б) строить схемы предложений на столе и фланелеграфе из готовых полосок.
в) строить предложения из заданного количества слов (без схемы и по схеме).
г) знакомство с правилом - имена, клички животных пишутся с большой буквы; составление схем предложений, применяя данное правило) составление предложений по заданной схеме) введение понятия «предлог» или «маленькое слово». (задачу употреблять слово «предлог» в активной речи детей для себя не ставила).
В работе со схемой предложения я использовала фланелеграф. Один ребенок составлял схему предложения на фланелеграфе, а остальные на столах из готовых полосок. Затем проверяли. Если были допущены ошибки, исправляли их, называя поочередно каждое слово в предложении, указывая на то, что это за слово и как оно пишется в предложении.
Для этой работы на подгруппу детей заготовлены конверты со схемами предложений и один большой конверт для работы на фланелеграфе. В работе над предложением я использовала печатную игру «Маленькие слова».
Эта игра помогла детям:
- Научиться понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.
- Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове.
- Научиться сочинять небольшие рассказы.
- Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
3. Деление слов на части (слоги).
1) Деление двухсложных слов, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги, например: ма-ши-на.
2) Деление слов на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.
3) Деление слов на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, у-лит-ка.
4. Постановка ударения в словах.
1) Учить произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.
2) Формировать умение находить ударный слог в словах.
3) Упражнять в составлении слов из слогов.
Так как основная работа по обучению детей грамоте проводилась в подготовительной группе, то я тесно сотрудничала с логопедом дошкольного учреждения и учителями начальных классов школы. Согласно плану преемственности между детским садом и лицеем №8 учителя начальных классов посетили занятие «Вести из леса» (приложение №3, конспект 1), где мои воспитанники в игровой форме продемонстрировали свои знания и умения.
3. Классификация игр по обучению грамоте
Мною разработана система игр по обучению детей грамоте старшего дошкольного возраста, которые я разделила, в зависимости от цели игры, на группы:
1.Выделение звука на фоне слова
2. Дифференциация гласных и согласных.
3. Постановка ударения.
4. Выделение ударного слога.
5. Слог, как часть слова (для читающих детей).
4. Работа с родителями по обучению детей грамоте Многие игры у детей становятся любимыми и вместе с родителями они играют дома. Чтобы игры имели свое продолжение, я провожу большую работу с родителями:
1. Привлекаю родителей к изготовлению игр, пособий.
2. Организую практикумы, мастер-классы, где рассказываю о играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.
3. Необычной формой работы с родителями стала традицией изготовление стенгазет:
- «Наша группа», в которой оповещаю о событиях группы и детского сада, высказывания детей, результаты их интервью, а также предлагаю материал для просвещения родителей: как и во что играют дети старшего дошкольного возраста; какое значение в их жизни занимает игра.
- «Говорят дети», которая была опубликована к Дню Материю Детям было предложено поздравить своих мам и выразить им свои пожелания.
4. Оснащение родительского уголка. В уголке для родителей постоянно обновляю информацию на тему
- «Как развивать ребёнка играя»
- Предложите ребенку вспомнить названия фруктов, которые начинаются на звук «а»; названия овощей, начинающиеся на звук «к». За каждое подобранное слово вручите ребенку фишку. В конце игры похвалите ребенка, вручите приз.
- Предложите ребенку рассмотреть картину, например: «Зимние забавы». Ребенку нужно найти все предметы, которые начинаются на звук «с». (снеговик, санки, снег и т. д.)
- Игра «Будь внимательным» Предложить ребенку вспомнить названия перелетных птиц, которые начинаются с гласных звуков; названия птиц, которые начинаются со звука «в» и другие.
5. Приобщение родителей к подбору картинок, игрушек для игр. Чтобы детям хотелось играть в игры, которые я изготовляю с родителями, должны быть красочно оформлены, иметь эстетический вид.
Наработанная система игр по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре.
Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые , что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.
Проводимая работа является частью решения задач по преемственности между детским садом и школой. Это подтверждают результаты диагностики детей, адаптационных карт первоклассников, а также отзывы учителей школ наших выпускников.
Привлечение родителей к данной деятельности позволило мне успешно решать задачи педагогической грамотности родителей, формировать общее педагогическое пространство: воспитатель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.
Успешность в решении задач по данной проблеме принесло мне огромное удовлетворение и пополнило мою педагогическую копилку.
В настоящее время я работаю с детьми второй младшей группы и разрабатываю материал по развитию речи детей младшего и среднего возраста, в основе обучения - игра, так как результаты проведённой работы со старшими дошкольниками показали, что развитие и обучение дошкольников лучше всего осуществлять в этом естественном и самом привлекательном для них виде деятельности.
Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., М. Мозаика – Синтез, 2005 г
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий . В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.
- Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
- Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
- Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка –Пресс, М, 1999г.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.
- Громова О.Е. На I Международной конференции РАД, Логопед, № 4 2004г, с109.
- Князева О.Л, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство – Пресс, СП, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...
Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...
Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников
игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...
Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Методическая разработка.Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»Разработал воспитатель: Матына Н.К....
Консультация «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
В консультации раскрыто содержание раздела «Обучение грамоте», входящего в образовательную область «Речевое развитие». Описаны игры, которые можно использовать в работе со звук...
Проект "ГРАМОТЕЙКА" "Игровые технологии - как средство обучения грамоте старших дошкольников."
ull;Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Развитие у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомление их с основами грамоты - одна из актуальных проблем...