Консультация «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
консультация по логопедии
В консультации раскрыто содержание раздела «Обучение грамоте», входящего в образовательную область «Речевое развитие». Описаны игры, которые можно использовать в работе со звуком, слогом, словом, предложением, связной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_igra_kak_sredstvo_obucheniya_gramote_starshih_doshkolnikov.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Консультация
Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
учитель-логопед высшей
квалификационной категории:
Мещерякова Светлана Валерьевна
г. Коркино
2021
Грамота - довольно сложный предмет для детей дошкольного возраста. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Игровая ситуация требует от каждого ребенка включённого в неё, определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Подготовка к обучению грамоте начинается в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает раздел «Обучение грамоте»:
Формирование мотивации к школьному обучению.
Знакомство с понятием предложение. Обучение составлению графических схем предложения (простое двусоставное предложение без предлога, простое предложение из трех-четырех слов без предлога, простое предложение из трех-четырех слов с предлогом).
Обучение составлению графических схем слогов, слов.
Знакомство с печатными буквами: А, У, М, О, П, Т, К, Э, Н, Х, Ы, Ф, Б, Д, Г, В, Л, И, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
Обучение графическому начертанию печатных букв.
Составление, печатание и чтение:
- сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки (АУ),
- сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ),
- сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА),
- односложных слов по типу СГС (КОТ),
- двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов
(ПАПА, АЛИСА),
- двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытого и за-
крытого слогов (ЗАМОК, ПАУК, ПАУЧОК),
- двухсложных слов со стечением согласных (ШУТКА),
- трехсложных слов со стечением согласных (КАПУСТА),
- предложений из двух-четырех слов без предлога и с предлогом
(Ира мала. У Иры шар. Рита мыла раму. Жора и Рома играли).
Обучение детей послоговому слитному чтению слов, предложений, коротких текстов.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.
Для этого изготавливаются игры, игровые модули, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид.
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, необходимо учитывать особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые предлагаются, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.
Например, дети любят игру «Поймай мяч».
Цель её - развитие умений определять наличие звука в слове.
Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов.
Игра: «Закончи слово»
Для игры потребуется мячик, но можно обойтись и без него.
Правила игры следующие:
Вы придумываете слово и называете его начало (произносите первый слог или несколько слогов выбранного слова), кинув при этом мячик ребенку)
Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово. Вы называете полученное в результате полное слово.
Например: вы говорите: "КОШ", кидаете мячик ребенку. Ребенок отвечает "КА", кидает мячик обратно. Вы произносите "КОШКА". Дальше загадываете следующее слово.
Поменяйтесь с ребенком, предложив ему называть начало слова, а вам угадывать его окончание
Игра: «Найди звук»
Найди звук в названиях, которых есть твёрдый звук [Л], найди звук – в названиях которых есть мягкий звук [Ль]. Посмотрев на картинку, ребенок называет слово, выделяя нужный звук.
Игры, которые можно использовать в работе со звуком, слогом, словом, предложением, связной речью:
- «Логопедическое домино» (со звуками: [С], [З], [Р], [Р’]);
- «Играем со звуками»: [Ц], [Л], [Л’], [Р-Р’];
- «Собери картинку». [С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р];
- «Играем со словами: один – много.»;
- «Играем с предлогами. Предлоги: в, от, из, около, перед, из-за»;
- «Играем с предлогами. Предлоги: на, за, у, через, под, над»;
- «Предложение. Рассказ. Обучающие карточки»;
- «Читаем по буквам»;
- «Лото. Изучаем буквы»;
- «Шифровальщики»;
- «Составь слово»;
- «Ребусы»;
- «Читаем предложения»;
- «Собери пословицы»;
- «Выбери картинки: мой, моя, мои, моё»;
- «Рассели по домикам: он, она, они, оно»;
- «Развиваем речь. «Он какой?», «Что он делает?», «Один и много», «Большой и маленький», « Из чего это сделано?», «Где это находится?»»;
- «Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов»;
- «Истории в картинках».
Литература:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи /Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец и др.; Под ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2015. – 448с.
- Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...
Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...
Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников
игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...
Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Методическая разработка.Тема: «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»Разработал воспитатель: Матына Н.К....
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Поэтому играть, играть, играть......
Проект "ГРАМОТЕЙКА" "Игровые технологии - как средство обучения грамоте старших дошкольников."
ull;Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Развитие у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомление их с основами грамоты - одна из актуальных проблем...