НОД в ср.гр. по обучению грамоте- на тему: "Игрушки"
материал по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Кочеткова Ирина Александровна

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_sr.gr_._po_obucheniyu_gramote-_igrushki.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Игрушки»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, стро-


ить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, элементарных математических представлений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.

Оборудование. Тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, игрушки и предметные картинки с изображениями игрушек[18], лото «Один — много», игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, магнитофон, аудиокассета.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Мячик».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений. Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует их и просит встать рядом со столом, на котором лежат предметные картинки. Звучит песенка «Мяч»[19].

Логопед. Как называется песенка, которую вы вчера выучили?

Дети. «Мяч».

Логопед. Верно. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что вы видите на них?

Дети. Игрушки.


Логопед. Сначала сядет тот, у кого на картинке два мяча. (Первый ребенок, показавший картинку с двумя мячами, садится за стол.)

Логопед. Теперь можно сесть тому, у кого три мишки. (Второй ребенок садится.) Можно сесть девочке, у которой на картинке два мишки. (Садится третий ребенок.)

Логопед. А сколько мячей на твоей картинке, Саша?

Саша. Три мяча.

Логопед. Правильно, садись, Саша. Я думаю, что вы, дети, догадались: мы будем сегодня говорить об игрушках, о том, из каких частей они состоят, из чего сделаны, как можно с ними играть. (Убирает со стола картинки.)

2. Игра «Посылка». [Рассматривание игрушек. Обучение описанию игрушек по вопросам логопеда. Уточнение и расширение словаря. Формирование обобщающего понятия «игрушки».]

Логопед достает большую коробку с новыми игрушками и ставит ее на стол.

Логопед. Посмотрите-ка, какую посылку нам с вами принесли сегодня. Что же в ней? Давайте посмотрим. (Достает по одной и выкладывает на стол игрушки.) Что это?

Дети. Мячик.

Логопед. Это мячик. Потрогайте, рассмотрите его. Какой он?

Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.

1-й ребенок. Красный.

2-й ребенок. Круглый.

3-й ребенок. Гладкий.

4-й ребенок. Большой.

Логопед. Еще он резиновый и упругий. Посмотрите, как он хорошо прыгает. А для чего нужен мячик? Что вы будете с ним делать? Начните ответ со слова «будем».

1-й ребенок. Будем играть.

2-й ребенок. Будем катать.

3-й ребенок. Будем бросать.

4-й ребенок. Будем ловить.

Логопед. Верно! Вставайте на коврик. Давайте поиграем в мяч.


Логопед организует игру в мяч на ковре, учит детей бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, катать мяч друг другу, сидя на ковре, затем предлагает детям пройти обратно за стол и достает следующую игрушку.

Логопед. Что это?

Дети. Это мишка.

Логопед. Давайте рассмотрим мишку, подержим его в руках и расскажем, какой он.

1-й ребенок. Большой.

2-й ребенок. Красивый.

3-й ребенок. Толстый.

4-й ребенок. Мягкий.

Логопед. Он коричневый, меховой. Посмотрите, какой у него толстый живот, круглая голова, мохнатые лапы. Для чего он нам нужен? Что вы будете делать с ним? Начните ответ со слова «будем».

1-й ребенок. Будем играть.

2-й ребенок. Будем кормить.

3-й ребенок. Будем катать в машине.

4-й ребенок. Будем одевать.

Логопед. А еще мишку можно покачать на качелях, взять с собой на прогулку, уложить спать.

Аналогично рассматриваются еще две игрушки: машинка и кукла.

Логопед. Вот какие красивые мяч, машинка, мишка и кукла! Как вы назовете их одним словом?

Дети. Игрушки.

Логопед. Правильно! Это игрушки. Для чего нужны игрушки? Что делают с ними дети?

Дети. Играют.

Логопед. Дети играют с игрушками. Вы тоже будете играть I' I юными игрушками, которые были в посылке. А сейчас давайте пойдем к зеркалу с вашими старыми любимыми игрушками.

3. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

По приглашению логопеда дети проходят к зеркалу, садятся на стульчики. Логопед напоминает им, как нужно сесть, положить


руки на колени. Отрабатываются уже знакомые детям упражнения для губ и для языка. Каждое упражнение повторяется по 3 раза. После выполнения упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Обязательно используются знакомые детям игрушки, которые «показывают», как выполнять упражнения и «контролируют» правильность выполнения.

Логопед. Щенку очень понравилось, как вы выполняли упражнение «Лопата», а птичка удивилась, какие красивые «клювики» вы сделали. Молодцы!

4. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи.]

Логопед приглашает детей к столу и выставляет на него 4 игрушки.

Логопед. Что вы видите?

1-й ребенок. Машину.

2-й ребенок. Куклу.

3-й ребенок. Мяч.

4-й ребенок. Мишку.

Логопед. Правильно. Посмотрите на них внимательно и запомните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь закройте глазки.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает со стола красный мяч, а на его место кладет синий.

Логопед. Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?

Дети. Синий мяч.

Логопед. А какой игрушки не стало?

Дети. Красного мяча.

Логопед. Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки еще раз.

Дети закрывают глаза, логопед убирает со стола большого медведя и на его место ставит медвежонка.

Логопед. Снова откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?

Дети. Маленький мишка.

Логопед. А какой игрушки не стало?

Дети. Большого мишки.

Логопед. Отлично! Молодцы! Закрывайте глазки в последний раз.

Дети закрывают глаза. Логопед меняет местами две игрушки.

Логопед. Открывайте глаза. Какие игрушки я поменяла местами?

Дети. Машину и куклу.

Логопед. Правильно! Молодцы! Похлопайте себе!

5. Подвижная игра «Мячик». [Развитие подвижности и ловкости, координация речи с движением. Формирование умения выполнять прыжки на двух ногах.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и вместе с ними выполняет подвижное упражнение.

Раз, два, прыгай, мячик.

Раз, два, и мы поскачем.

Взмахивают правой ладонью, как бы ударяя по мячу.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ритмично прыгают на двух ногах на носочках, руки на поясе.

6. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям занять места за столом, где уже лежат тетради, открытые на с. 10—11, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Какие игрушки нарисованы у вас в тетради?

1-й ребенок. Ракета.

2-й ребенок. Кукла.

3-й ребенок. Мяч.

Логопед. Правильно. Посмотрите на страничку слева. На Ней нарисованы кукла и ракета. Обведите и раскрасьте ракету или куклу.

Дети выполняют задание. Логопед читает детям стихи про ракету, помогает выбрать цветные карандаши, следит за правильностью посадки и постановкой руки.

7. Упражнение «Эхо». [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).]

Логопед предлагает детям встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые он скажет громко. При ином можно демонстрировать детям предметные картинки.


Логопед (громко). Во-да!

Дети (тихо). Во-да.

Логопед (громко). Ку-би-ки!

Дети (тихо). Ку-би-ки.

Логопед (громко). Ва-го-ны!

Дети (тихо). Ва-го-ны.

Логопед (громко). Ба-на-ны!

Дети (тихо). Ба-на-ны.

Логопед. Вы были замечательным «эхом»! Молодцы!

8. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных.]

Дети вновь проходят за стол. Логопед раздает им игровые карты, а на столе раскладывает предметные картинки с изображениями одной и нескольких игрушек. Каждый ребенок получает карту, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков (рис. 4).

Рис. 4


Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одной игрушки. На ivчасть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положи картинку с изображениями нескольких игрушек. Игрушки нужно подобрать парами, например: мяч — мячи. Выполняйте.

Дети подбирают карточки.

Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.

1-йребенок. Машина — машины. Шар — шары.

2-й ребенок. Кубик — кубики. Ракета — ракеты.

3-й ребенок. Мишка — мишки. Кукла — куклы.

4-й ребенок. Коляска — коляски. Клоун — клоуны. Логопед. Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед выясняет, что понравилось детям на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспект для детей подготовительной группы по обучению грамоте Тема «Игрушка»

Конспект для детей подготовительной группы по обучению грамотеТема : «Игрушка»...

Конспект ООД для детей подготовительной группы по обучению грамоте Тема : «Игрушка»

Конспект ООД для детей подготовительной группы по обучению грамотеТема : «Игрушка»...