Путешествие в страну гласных звуков
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ФФН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_glasnyh_zvukov.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Земляничка» п. Саган – Нур»
КОНСПЕКТ НОД
«П У Т Е Ш Е С Т В И Е
В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Логопед: Башмакова Т. В.
ЗАДАЧИ
- Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [a], [y], [o], [и].
- Учить определять гласный звук в начале и середине слова.
- Формировать навыки правильного речевого дыхания
- Закреплять умение передавать эмоциональное состояние человека и передавать его в мимике, речи и жестах.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, фонематический слух.
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Красные галстуки по количеству детей, зеркала, «заколдованные картинки» (предметные картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками) по количеству детей, символы гласных звуков, домики для звуков, Звукоежка (фигурка), письмо, схемы слов, буквы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент – миогимнастика.
Логопед. Дети, давайте повяжем друг другу красные галстуки, посмотрим и удивимся.
Мы умеем удивляться!
Дети удивленно поднимают брови.
Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады.
Мы умеем улыбаться!
Дети улыбаются.
К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмурим наши брови.
Мы умеем хмуриться!
Дети нахмуривают брови.
А теперь повторим еще раз:
Мы умеем удивляться!
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем хмуриться!
Сообщение темы занятия.
Логопед. Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные галстуки. А почему мы выбрали именно красный цвет?
Дети. Потому что мы отправляемся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначают красным цветом.
Логопед. Все готовы? Но прежде, чем отправиться в путь нам нужно сделать артикуляционную гимнастику. Для чего?
Ответы детей.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
Упражнение «Хоботок»
А теперь комарик я,
Хоботок есть у меня.
Упражнение «Трубочка»
А теперь я дудочка,
Дудочка – погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю я все опять.
Упражнение «Лесенка»
Язычок пошел гулять,
Вверх по лесенке скакать.
Прыг-скок, прыг-скок,
Вот какой наш язычок!
Логопед. Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем?
Ответы детей.
Логопед. А почему их называют гласными? Чем они отличаются от согласных?
Ответы детей.
Отгадывание звуков по артикуляционной позе.
Логопед. А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете гласные звуки. Внимательно посмотрите на меня: я буду произносить звуки, но не вслух, а про себя, а вы попробуйте догадаться, какие звуки я хочу произнести.
Логопед беззвучно артикулирует, дети отгадывают звуки.
Логопед. Как вы догадались, какой звук я хотела произнести?
Сопоставление, характеристика звуков (объяснения детей).
Различение звуков на слух в звуковом ряду, в слогах, в словах.
Игра «Будь внимателен!»
Различение на слух звуков а-у-и (с закрытыми глазами)
а) в звуковом ряду: а, у, у, и, а, и, а, у, а, у, а, и,а…
б) в слоговом ряду: ах, ух, ум, ин, ам, ак, ут, ит…
в) в ряду слов: армия, ананас, ученик, угол, иголка, астра, индюк, история, утро, артист, авиация, игра, ужин, узор, азбука, уксус…
Дети делятся на команды. Каждая команда хлопает в ладоши, когда слышит свой звук.
Воспроизведение звуковых рядов из 3-4 гласных. Анализ звукового ряда.
Логопед. Гласные звуки очень любят петь песенки. И сейчас они приглашают нас спеть с ними вместе. Песенки у них всегда получаются разные. Попробуем их повторить.
аоу уои иоуа
иоа уоа ауио
Сколько звуков было в последней песенке? Какой звук был первым, какой последним? На каком месте стоял звук [и]?
Формирование направленного длительного выдоха.
Логопед. Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их расколдовать.
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Расколдуй картинку
Милый мой дружок!
Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.
Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.
Задание проводится в форме игры с мячом. После выполнения дыхательного упражнения один ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?»
Соотнесение звука с буквой. Подбор слов на заданный звук.
Логопед. Молодцы! Все картинки расколдовали. А теперь давайте поместим их в домики гласных звуков.
Дети помещают картинки в домики гласных звуков на доску и объясняют свой выбор.
Логопед. А что еще есть в домиках у звуков?
Игра «Придумай слово»
В домике у звука [а] есть антенна, арбуз… Что еще? (Дети придумывают слова, начинающиеся на звук а).
А в домике у звука [у] есть угол, удочка,.. Что еще?
В домике у звука [и] есть…
В домике у звука [о]…
Определение гласного звука в середине слова.
Из одного из домиков появляется Звукоежка.
Звукоежка. А, не ждали?! Наконец-то я дошел до вашей страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте!
Звукоежка передает письмо логопеду.
Логопед. Дети, послушайте, что в нем написано.
Это добрая собачка
Нам отправила письмо.
Пишет нам, что Звукоежка
Лишил голоса ее.
Кошка Мурка замолчала,
Слышно только «мр» да «мр».
А мышонок пискнул только,
А потом совсем притих.
Что же ты натворил Звукоежка?
Звукоежка. А я взял да и съел все гласные!
Логопед. Дети, давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака?
Дети. Собака лает: гав-гав-гав.
Логопед. Какой гласный звук слышится в середине?
Дети отвечают и ставят букву а в схему слова.
Логопед. Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени?
Дети. Звук [и].
Логопед. А почему кошка Мурка перестала мурлыкать?
Дети. Потому что Звукоежка съел звук [у].
Логопед. Молодцы, ребята! Гласные звуки благодарят вас за то, что помогли вернуть голоса животным. Теперь вы поняли, что без гласных звуков никак нельзя. Это очень важные звуки!
Логопед. В завершение нашего путешествия предлагаю вам поиграть в игру «Живые буквы». Давайте попробуем сконструировать буквы, которые обозначают гласные звуки.
Дети изображают буквы (работа в парах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»
Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...
Путешествие в Страну гласных звуков и букв.
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте....
«Путешествие в Страну Гласных Звуков»
Конспект занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)...
конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"
Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О», соотносить их с символами и графическим обозначением....
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"
Цель:Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;Учить составлять предложения по картин...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....