«Подготовка детей к обучению грамоте»
материал по обучению грамоте на тему

Волкова Любовь Ивановна
Содержание: 1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. 2. Задачи подготовки детей к обучению грамоте в детском саду. 3. Ознакомление со звуковым строением слова. 4. Дидактические игры и упражнения. Список источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontorolnaya_po_razvitiyu_rechi_4_kurs.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж»

Контрольная работа по предмету

«Теория и методика развития речи у детей»

Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте»

Студентка группы 444 з 3

По специальности 44.02.01 Дошкольное образование

(заочная форма обучения)

Волкова Любовь Ивановна

Преподаватель: Подшивалова Е. А.

Нижний Новгород - 2018

Содержание:

  1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте.
  2. Задачи подготовки детей к обучению грамоте в детском саду.
  3. Ознакомление со звуковым строением слова.
  4. Дидактические игры и упражнения.

Список источников.

  1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте

     Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

     Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

     Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

     Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

     Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

     Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей.

     Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте. Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение - это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи. Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке.

    Русское письмо - звукобуквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звукобуквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само его название  говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода.

     В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук  м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

     При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:

  • различать четко все гласные и согласные фонемы;
  • находить гласные фонемы в словах;
  • ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
  • усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи.

     Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух - это способность воспринимать звуки человеческой речи.

     Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение. Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты.

     Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии. Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

2.        Задачи подготовки детей к обучению грамоте в детском саду

   Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

     Огромное внимание педагог на занятиях по обучению грамоте уделяет практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

     Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются с занятиями по изучению родного языка. Конкретные восприятия и представления детей являются основой для формирования у них правильных понятий и умений выражать свои впечатления и мысли в речи.

  Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

     В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

     В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.

      В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов в минуту, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

      Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты. В средней группе предусматривается развивать фонематический слух: различение на слух и называние слова с определенным звуком, в старшей предполагается учить определять место звука в слове. В подготовительной к школе группе рекомендуется: дать детям представления о предложении (без грамматического определения); упражнять в составлении предложений из 2- 4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить делить двухсложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами. Содержание современных программ существенно отличается. Объем требований к подготовке детей определяется тем, предусматривается ли обучение началам грамоты и в каком возрасте.

     Вместе с тем закономерности овладения чтением и письмом, позволяют утверждать, что, при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:

  • ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;
  • ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

     Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

  1. Ознакомление со звуковым строением слова

     В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

     Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

     В исследованиях Ф. А. Сохина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой и др., разработана последовательность формирования у детей ориентировки в звуковой форме слова.

      Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается ещё в младших и средней группах. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Используют методические приемы, направленные на выделение звука и осознание ᴇᴦο смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов - синонимов (врач — доктор, веселый — радостный˸ смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ — звучание одинаковое, а смысл разный).

     Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т. е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова — с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению ᴇᴦο (дддом, кккот). При этом слово следует произносить слитно — нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

     Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с ʼʼпесенкамиʼʼ ветра — шшш, насоса — ссс, их произношения, обнаружения звука (ʼʼпесенкиʼʼ) в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна ʼʼпесенкаʼʼ ветра˸ шшшар, кошшшка, карандашшш; ʼʼпесенкаʼʼ жука — жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

     Необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

     Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях ʼʼСкажи, как яʼʼ, ʼʼСкажи, чтобы все услышали в слове масло звук сʼʼ.

     Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук — в начале, середине или конце слова. Дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова. В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком.

  1. Дидактические игры и упражнения

Что звучит вокруг нас?

Цель:  продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию.

Наглядный материал: Предметы, находящиеся в групповой комнате.

Ход игры:

Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: - Вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте, как они по-разному звучат в стихотворении А. Л. Барто «Игра в слова». (Читает стихотворение). Слова звучат потому, что в них есть звуки, звуки разные, вслушайтесь в слова: ззооннт, шшааррффиик, жжуук, рраак. Теперь повторите эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. (Дети повторяют.) Еще раз повторите. А теперь произнесите слово машина без меня так, чтобы все звуки слышались в нем очень ясно. (Дети стараются произнести.) А какие слова предложите вы? Как они звучат? (Несколько ребят говорят по одному слову.) Много слов «спрятано» вокруг нас, и, когда их находят, они тоже звучат; посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия — это слова, которые звучат. Я, например, нашла такое слово — машина, послушайте, как оно звучит: ммаашшииннаа. Повтори, Валя, так же. (Девочка повторяет.) Хорошо звучит и у тебя это слово ммаашшииннаа. А теперь найди свое слово.

 Карандаш— говорит девочка.

 Очень удачное слово, только произнеси его яснее и сама послушай, когда будешь произносить, как оно звучит.

— Каарранндаашш.

— А кто из вас, дети, сумеет произнести Валино слово еще яснее, чтобы все звуки хорошо слышались? (Повторяет мальчик.) Молодец, Вова, а ты какое слово нашел, скажи его.

— Сстоолл.

— И произносишь хорошо, всем ясно слышатся звуки этого слова: сстоолл. А сейчас пусть каждый из вас назовет по одному слову, но так, чтобы ясно было слышно, как оно звучит.

Подскажи Петрушке звук.

Цель: показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

Наглядный материал: Петрушка; ширма.

Ход игры:

Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети.

Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию, воспитателя отдельно по рядам и, наконец, индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать непроизнесенный Петрушкой звук, чтобы слово прозвучало целиком.

Петрушка:         Дети:

На солнышке грелся черноухий котено...        к.

На него смотрел белолапый щено...        к.

Охотники развели в лесу косте...        р.

Ученик держал в руке каранда...        ш.

Малыш попросил маму купить красный ша...        р.

На лесную полянку выбежал зая...        ц.

В зоопарке жили

сло...        н,

бегемо...        т,

крокоди...        л.

По стволу стучал пестрый дяте...        л.

Белочка спрятала орешки в дупл...        о

По двору бродили пету...        х

куриц...        а

утк...        и

«Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: 

Взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» - школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» - бинт, ребенок, белка.

В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово зо звуком С в начале слова» - самолет, сом, след, сумка и т.д.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Список источников:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.

2.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1992.

3.Бородич А.М. Методика развития речи у детей. - М.: Просвещение, 1994.

4.Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 2000.

5.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Просвещение, 2004.

6.Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.: Просвещение, 1997.

7.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 2004.

8.Н.Г.Смольникова, Е.А. Смирнова. Методика развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)

Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...