"В стране букв"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Разработка образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_bukv.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С»

  Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. Развивать фонематический слух, память, внимание.

  Оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные круги для звукового анализа; демонстрационные карточки с буквами «С», «с».

                                                 Ход занятия:

I. Повторение пройденного.

- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

- Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды).

- С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(а, о. у, и).

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

- Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы. Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).

- С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

(м, н, т, к, г, б).

- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

(Синим).

- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

(Зеленым).

II. Новый материал.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

1. Фонематическая зарядка.

- Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

- Давайте все вместе произнесем.

2. Артикуляция звука.

- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

3. Характеристика звука [с].

- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

- Какой он по твердости-мягкости?

(Твердый).

- Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

(Синим).

4. Работа со звуком [с].

В начале слова.

-Что изображено на картинке?

(Стул).

-В слове «стул» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В начале слова).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в начале.

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «сок».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

В середине слова.

-Что изображено на картинке?

(Часы).

-В слове «часы» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в середине.

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «оса».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

В конце слова.

-Что изображено на картинке?

(Автобус).

-В слове «автобус» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в конце.

(Волос, парус, нос, мороз).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «нос».

 5. Характеристика звука [с’].

-Что изображено на картинке?

(Семь).

-Какой первый звук в слове «семь»?

(Звук [с’]).

- Звук [с’] гласный или согласный?

(Согласный).

- Какой звук [с’] глухой или звонкий?

(Глухой).

- Какой он по твердости-мягкости?

(Мягкий).

- Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

- Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

(Зеленым).

6. Работа со звуком [с’].

В начале слова.

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в начале.

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «сито».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

В середине слова.

-Какое время года изображено на картинке?

(Осень).

-В слове «осень» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в середине.

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «гуси».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

 (Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

-Что изображено на картинке?

(Гусь).

-В слове «гусь» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

-Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в конце.

(Лось, рысь, ось, высь).

- Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «лось».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

Физкультминутка «Снежок».

7. Знакомство с буквами «С» и «с».

-Это большая буква «С», это маленькая буква «с».

-На что похожа буква «С»?

(Месяц, подкова, кусочек бублика).

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

III. Речевые игры.

 «Скажи наоборот»

(Широкий - узкий, низкий – высокий, темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).

«Составь предложение»

(Саша, горка, спустился – Саша спустился с горки.

Слон, зоопарк, живет – Слон живет в зоопарке.

Санки, крыльцо, стоят – На крыльце стоят санки.)

«Кто больше запомнит слов со звуками [с] и [с’]»

(Чтение небольшого текста).

«Чистоговорки»

Са-са-са — бегает лиса. Се-се-се — ленточки в косе.

Со-со-со — мне дали колесо. Си-си-си — подъехало такси.

Су-су-су — ягоды в лесу. Ась-ась-ась — плавает карась.

Сы-сы-сы — тикают часы. Ось-ось-ось — на поляне лось.

Ас-ас-ас — свет в окне погас. Иска-иска — на столе миска.

Ос-ос-ос — на палубе матрос. Си-си-си — сена накоси.

Ус-ус-ус — на ёлке много бус. Усь-усь-усь — подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс — такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

IV. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой праздник "Путешествие в страну букв и звуков"

Речевой праздник – итог  коррекционной работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих   речевые  нарушения. Игровой сюжет стимулирует речевую активность де...

Конспект погрупповой НОД по подготовке к обучению грамоте с использованием сказко- и пескотерапии в подготовительной группе "Путешествие в страну Буквы О"

Использование пескотерапии как один из нетрадиционных методов и приёмов в работе с детьми с ОНР в НОД....

Презентация "Путешествие в страну букв и звуков"

Эта презентация предназначена для проведения занятий в старшей и подготовительной группе....

"Путешествие в волшебную страну букв"

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по обучению грамоте. На занятии закрепляются знания о домашних животных и отрабатывается навык осознанного чтения....

проект «Страна букв»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звук...

Путешествие в страну букв

Конспект совместной деятельности логопеда и детей в подготовительной  к школе группе для детей  с ОНР...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Путешествие в страну букв : буква К " в средней группе

Занятие посвящено знакомству с буквой К и звуком К, закреплению правильного произношения звуков К твердого и К мягкого, понятия "согласный" и " гласный" звук, определению места зву...