ООО по обучению грамоте "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Занятие для старшей логопедической группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_starshey_logogruppe.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«ЗВУК И БУКВА М»
(старшая логопедическая группа I период)
СОСТАВИЛ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
САФОНОВА Л.Г.
Звук и буква М
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма ООД: совместная деятельность.
Форма организации: групповая.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели деятельности:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком М;
- научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»);
- познакомить с буквой М.
Коррекционно – развивающие:
- закреплять понятие о месте звука в слове (в начале, конце);
- упражнять детей в делении слов на слоги;
- закреплять звук в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематические процессы.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого;
- воспитывать усидчивость.
Оборудование: кукла в демисезонной одежде, зеркала для каждого ребёнка, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков; предметные картинки, в названии которых есть звук М (в начале и конце слова); карточки с печатными буквами, счётные палочки, буква М.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Логопед:
- К нам в гости пришла кукла Маша. Она оделась так, чтобы идти на прогулку.
- Во что одета кукла Маша? (ответы детей)
- Как назвать одним словом всё то, что вы сейчас перечислили?
- Правильно, ОДЕЖДА.
Основная часть.
Логопед:
- Давайте прочтём стишок про Машу.
1. Развитие мелкой моторики. «Варежка» Е. Благинина
Маша варежку надела, «Надевают».
Ой, куда я пальчик дела? Все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак
Нету пальчика – пропал, Загибают и большой пальчик.
В свой домишко не попал! Показывают «домик».
Маша варежку сняла, «Снимают».
Поглядите-ка, нашла! Пальцы сжаты в кулак, кроме большого.
2. Развитие мимических мышц.
Логопед:
- Посмотрела Маша на себя в зеркало: «Как хороша!» и улыбнулась. Вспомнила, что на улице холодно и ей нужны варежки. Испугалась, что их забыла. Но потом была удивлена, найдя их у себя в кармане пальто. Маша подмигнула правым глазом, потом левым и успокоилась.
3. Развитие артикуляционной моторики.
- «Улыбка» - «Трубочка».
- «Лопатка» - «Иголочка».
- «Почёсывание» верхней и нижней губы зубами.
- «Болтушка».
4. Работа над развитием дыхания и голоса.
Дети вдыхают и на выдохе произносят звуки: А____О_____У____И____
- Как называются звуки, которые мы пропели? – Гласные.
Объявление темы занятия.
- Дети, вы не забыли как зовут нашу гостью?- Маша
- Какой первый звук в её имени?- звук [М]
С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
5. Акустико-артикуляционный образ звука.
М – нам губы звук смыкает,
Звуку голос помогает.
Проводится подробный анализ звука.
Звук М – согласный, звонкий, губной, носит синюю рубашечку.
6. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»
- из ряда звуков: п - т – м - м –н – к – г –м;
- из слогов: ам – оп – ом – ар – ан – ма – му – на;
- из слов: мак - бак – Маша – каша – дом – суп – гном.
7. Закрепление звука в слогах.
Звуки мы сейчас поймали,
Ну а слоги не назвали.
Подробный анализ слогов АМ; УМ. Выкладывание схемы.
Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки –
Готовы для прогулки!
8. Закрепление звука в словах. (Работа с картинками.)
Определение места звука М в словах, деление слов на слоги.
- Дети, вспомните, я вам рассказывала, что слова бывают длинные и короткие. А ещё слова можно разделить на части – слоги.
Игра «Прохлопаем слова».
МАША, МАК, МАСКА, ДОМ, МАЙКА, МАЛЫШИ, МЫШЬ, МАШИНА, ГНОМ.
- Закрепление звука в тексте. Чистоговорки.
Повторение вслед за логопедом.
Ма, ма, ма – мы построили дома.
Му, му, му – молока дадим кому.
Мо, мо, мо – дети ели эскимо.
Мы, мы, мы – прочитали книгу мы.
- Связь звука и буквы.
Логопед демонстрирует букву М.
Палочка и палочка, Взявшись за руки, мы встали.
Между ними галочка. И на М похожи стали.
И теперь понятно всем
Получилась буква М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд – смотрите сами!
Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек, изобразить из кистей рук.
- Игра «Найди букву М среди других букв»
Работа с индивидуальными карточками.
- Итог занятия.
Логопед:
- С каким звуком познакомились?
- Какой это звук?
- Подарите мне слова со звуком М в начале и конце слова (с опорой на выставленные на доске картинки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].
НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....
НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].
НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....
Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"
Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...
Обучение с увлечением. Буква "А"
Презентация для родителей и детей буква "А"....