ООО по обучению грамоте "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Занятие для старшей логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_logogruppe.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«ЗВУК И БУКВА М»

(старшая логопедическая группа  I период)

                                                                                                                                             СОСТАВИЛ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

                                                                                                                                                                        САФОНОВА  Л.Г.

Звук и буква М

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Форма ООД: совместная деятельность.

    Форма организации: групповая.

    Виды детской деятельностиигровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

    Цели деятельности: 

Коррекционно – образовательные:

- познакомить детей со звуком М;

- научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»);

- познакомить с буквой М.

Коррекционно – развивающие:

- закреплять понятие о месте звука в слове (в начале, конце);

- упражнять детей в делении слов на слоги;

- закреплять звук в слогах, словах, предложениях;

- развивать фонематические процессы.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого;

- воспитывать усидчивость.

    Оборудование: кукла в демисезонной одежде, зеркала для каждого ребёнка, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков; предметные картинки, в названии которых есть звук М (в начале и конце слова); карточки с печатными буквами, счётные палочки, буква М.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Логопед:

- К нам в гости пришла кукла Маша. Она оделась так, чтобы идти на прогулку.

- Во что одета кукла Маша? (ответы детей)

- Как назвать одним словом всё то, что вы сейчас перечислили?

- Правильно, ОДЕЖДА.

Основная часть.

Логопед:

 - Давайте прочтём стишок про Машу.

   1. Развитие мелкой моторики. «Варежка»    Е. Благинина

Маша варежку надела,            «Надевают».

Ой, куда я пальчик дела?         Все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак

Нету пальчика – пропал,          Загибают и большой пальчик.

В свой домишко не попал!       Показывают «домик».

Маша варежку сняла,              «Снимают».

Поглядите-ка, нашла!               Пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

       2. Развитие мимических мышц.

   Логопед:

- Посмотрела Маша на себя в зеркало: «Как хороша!» и улыбнулась. Вспомнила, что на улице холодно и ей нужны варежки. Испугалась, что их забыла. Но потом была удивлена, найдя их у себя в кармане пальто. Маша подмигнула правым глазом, потом левым и успокоилась.

   3.  Развитие артикуляционной моторики.

- «Улыбка» - «Трубочка».

- «Лопатка» - «Иголочка».

- «Почёсывание» верхней и нижней губы зубами.

- «Болтушка».

   4. Работа над развитием дыхания и голоса.

Дети вдыхают и на выдохе произносят звуки: А____О_____У____И____

 - Как называются звуки, которые мы пропели? – Гласные.

    Объявление темы занятия.

- Дети, вы не забыли как зовут нашу гостью?- Маша

- Какой первый звук в её имени?- звук [М]

С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

    5. Акустико-артикуляционный образ звука.

М – нам губы звук смыкает,

Звуку голос помогает.

   Проводится подробный анализ звука.

Звук М – согласный, звонкий, губной, носит синюю рубашечку.

   6. Развитие фонематического слуха.  Игра «Поймай звук»

- из ряда звуков: п - т – м - м –н – к – г –м;

- из слогов: ам – оп – ом – ар – ан – ма – му – на;

- из слов: мак -  бак – Маша – каша – дом – суп – гном.

    7. Закрепление звука в слогах.

     Звуки мы сейчас поймали,

Ну а слоги не назвали.

    Подробный анализ слогов АМ; УМ. Выкладывание схемы.

                                   Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

     Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки –

Готовы для прогулки!

8. Закрепление звука в словах.  (Работа с картинками.)

       Определение места звука М в словах, деление слов на слоги.

- Дети, вспомните, я вам рассказывала, что слова бывают длинные и короткие. А ещё слова можно разделить на части – слоги.

    Игра «Прохлопаем слова».

МАША, МАК, МАСКА, ДОМ, МАЙКА, МАЛЫШИ, МЫШЬ, МАШИНА, ГНОМ.

  1. Закрепление звука в тексте.  Чистоговорки.

    Повторение вслед за логопедом.

Ма, ма, ма – мы построили дома.

Му, му, му – молока дадим кому.

Мо, мо, мо – дети ели эскимо.

 Мы, мы, мы – прочитали книгу мы.

  1. Связь звука и буквы.

Логопед  демонстрирует букву М.

Палочка и палочка,                         Взявшись за руки, мы встали.

Между ними галочка.                     И на М похожи стали.

И теперь понятно всем

Получилась буква М.                

Буква М с двумя горбами,

       Как верблюд – смотрите сами!

   Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек, изобразить из кистей рук.

  1.  Игра «Найди букву М среди других букв»

Работа с индивидуальными карточками.

  1. Итог занятия.

Логопед:

 - С каким звуком познакомились?

- Какой это звук?

- Подарите мне слова со звуком М в начале и конце слова (с опорой на выставленные на доске картинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ].

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф\' ]....

Подготовка в обучению грамоте. Презентация "Буква О"

Презентация создана на основе материала С.П.Цукановой и Л.Л. Бетц "Учим ребёнка говорить и читать". Дети в игровой форме знакомятся и буквой "О"...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Обучение с увлечением. Буква "А"

Презентация для родителей и детей буква "А"....