Нод по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Табунова Олеся Владимировна

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_obuchenie_gramote_v_st_gruppe.docx187.3 КБ

Предварительный просмотр:

   

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Яйский детский сад  «Кораблик»

РФ , 652100, Кемеровская область Яйский район,  п.г.т. Яя,  ул. Ленинградская,4

Контрольно-проверочная НОД по обучению грамоте в старшей группе «Радуга»

Подготовила: Табунова О. В.

П.г.т. Яя

2015-2016гг.

«Задания от гнома Грамотея»

Цель: Закрепить умения детей называть слова с заданным звуком, делить  на слоги двусложные и трехсложные слова, интонационно выделять звук в слове, составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово в предложении, проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

 

  Ход занятия:

Организационный момент: Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как «солнечные лучики» соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слышим? (шум за окном, тиканье часов и т.п.). А как это все можно назвать одним словом? (звуки). Правильно - звуки.

(раздается раскат грома).

Воспитатель: Ой, дети, а это что за звуки такие? (дети предполагают, что это может быть).

Воспитатель обращает внимание детей на появившегося гостя – гнома Грамотея и волшебный сундучок.

Гном: «Дорогие дети старшей группы!

Я – гном Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я пришел к вам в гости с волшебным сундучком, в котором лежит для вас подарок. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но прежде чем начать выполнять задания гнома Грамотея, давайте разомнем язычок, чтобы говорить четко, правильно и красиво.

  1.  Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

А вот и загадки, которые приготовил нам гном Грамотей. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью.

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил гном Грамотей! Справимся с этим заданием -  один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники гнома Грамотея принесли для вас загадку

 «Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле. На реку

И по снежку, и по цветку».

Дети: Весна

После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна». Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Ответы детей). Правильно, слова состоят из звуков. А какие звуки мы знаем? (гласные и согласные). А на какие 2 группы делятся согласные звуки? (На твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем  твердые и мягкие звуки? (синим и зеленым). Молодцы ребята, теперь можно приступать к выполнению задания.

Какое время года изображено на картине?

Составьте по картине короткие предложения

 (На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске). А весной люди получают сок из берез – березовый.

Разобрать по составу слово «сок».

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от гнома Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                           (Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

   Задание №2.

Воспитатель: Вот и второе задание с ключом:  «Утка с курицей пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).

Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

   Задание №3.

Воспитатель: А задание такое: надо найти место, где находится звук. А где может находиться звук в слове?

Дети: (В начале, середине и конце слова)

Воспитатель показывает картинки, а дети на местах определяют позицию звука в слове.

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Задание №4.

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з».

1. В зоопарке покрасили (забор).

2. По полю бегал трусливый (заяц).

3. На ворота повесили (замок).

4. У Зины белоснежные (зубы).

5. Зоя раскрыла красивый (зонт).

6. Мама повесила на окна новые (занавески).

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

   Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением предметов).

Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.

 (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и шестой ключ нам нужно найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

   Задание №6.

Воспитатель: Слушайте, шестое задание!

К нам в группу прилетели птицы, а какие отгадайте:

-Маленький певец лесной, лучше всех поет весной (соловей)

-Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка)

-Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворцы)

- Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)

-Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами (трясогузка)

-Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам-враг! (грач)

У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – он чернокрылый, у ласточки белая грудка – она белогрудая, у трясогузки тонкий хвост – она тонкохвостая, у скворца желтый клюв – он желтоклювый, у кукушки громкий голос – она громкоголосая.

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.

Воспитатель: Ребята, а седьмой ключ находится вот где.

Там творим мы и рисуем,

Лепим клеим и малюем!

Дети: Это изостудия!

Воспитатель: Правильно детки!

Давайте пройдем в изостудию и узнаем следующее задание.

(дети с воспитателем проходят в изостудию и выполняют задание).

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания гнома Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! И, как говорится в народе: «Сова – умная голова». Вот таких сов гном Грамотей хочет подарить вам на память, так как вы действительно достойны такой награды! (Дети награждаются шапочками магистров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....