Нод по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Кораблик»
РФ , 652100, Кемеровская область Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Ленинградская,4
Контрольно-проверочная НОД по обучению грамоте в старшей группе «Радуга»
Подготовила: Табунова О. В.
П.г.т. Яя
2015-2016гг.
«Задания от гнома Грамотея»
Цель: Закрепить умения детей называть слова с заданным звуком, делить на слоги двусложные и трехсложные слова, интонационно выделять звук в слове, составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово в предложении, проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
Ход занятия:
Организационный момент: Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как «солнечные лучики» соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.
Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слышим? (шум за окном, тиканье часов и т.п.). А как это все можно назвать одним словом? (звуки). Правильно - звуки.
(раздается раскат грома).
Воспитатель: Ой, дети, а это что за звуки такие? (дети предполагают, что это может быть).
Воспитатель обращает внимание детей на появившегося гостя – гнома Грамотея и волшебный сундучок.
Гном: «Дорогие дети старшей группы!
Я – гном Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я пришел к вам в гости с волшебным сундучком, в котором лежит для вас подарок. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: Но прежде чем начать выполнять задания гнома Грамотея, давайте разомнем язычок, чтобы говорить четко, правильно и красиво.
- Артикуляционная гимнастика.
«В дудку дуем ду-ду-ду,
Язычок согнем в дугу,
Язычок залез за щечки
И вернулся к прежней точке.
Покусаем язычок,
Тут же сделаем щелчок.
Наш веселый язычок
Сделал все движения
И теперь готовы мы
Двинуться в сражение».
А вот и загадки, которые приготовил нам гном Грамотей. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью.
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил гном Грамотей! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники гнома Грамотея принесли для вас загадку
«Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле. На реку
И по снежку, и по цветку».
Дети: Весна
После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна». Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Ответы детей). Правильно, слова состоят из звуков. А какие звуки мы знаем? (гласные и согласные). А на какие 2 группы делятся согласные звуки? (На твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем твердые и мягкие звуки? (синим и зеленым). Молодцы ребята, теперь можно приступать к выполнению задания.
Какое время года изображено на картине?
Составьте по картине короткие предложения
(На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске). А весной люди получают сок из берез – березовый.
Разобрать по составу слово «сок».
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от гнома Грамотея:
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)
Задание №2.
Воспитатель: Вот и второе задание с ключом: «Утка с курицей пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).
Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №3.
Воспитатель: А задание такое: надо найти место, где находится звук. А где может находиться звук в слове?
Дети: (В начале, середине и конце слова)
Воспитатель показывает картинки, а дети на местах определяют позицию звука в слове.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Задание №4.
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з».
1. В зоопарке покрасили (забор).
2. По полю бегал трусливый (заяц).
3. На ворота повесили (замок).
4. У Зины белоснежные (зубы).
5. Зоя раскрыла красивый (зонт).
6. Мама повесила на окна новые (занавески).
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением предметов).
Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и шестой ключ нам нужно найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте, шестое задание!
К нам в группу прилетели птицы, а какие отгадайте:
-Маленький певец лесной, лучше всех поет весной (соловей)
-Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка)
-Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворцы)
- Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)
-Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами (трясогузка)
-Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам-враг! (грач)
У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – он чернокрылый, у ласточки белая грудка – она белогрудая, у трясогузки тонкий хвост – она тонкохвостая, у скворца желтый клюв – он желтоклювый, у кукушки громкий голос – она громкоголосая.
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.
Воспитатель: Ребята, а седьмой ключ находится вот где.
Там творим мы и рисуем,
Лепим клеим и малюем!
Дети: Это изостудия!
Воспитатель: Правильно детки!
Давайте пройдем в изостудию и узнаем следующее задание.
(дети с воспитателем проходят в изостудию и выполняют задание).
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания гнома Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! И, как говорится в народе: «Сова – умная голова». Вот таких сов гном Грамотей хочет подарить вам на память, так как вы действительно достойны такой награды! (Дети награждаются шапочками магистров).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в старшей группе на тему: «Веселая грамота»
конспект НОД...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"
Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"
Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....