Знания и умения детей к концу года в старшей группе.
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный (благоприятный) период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaniya_i_umeniya_detey_k_kontsu_goda_v_starshey_gruppe.docx | 14.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Знания и умения детей к концу года в старшей группе.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный (благоприятный) период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Воспитание звуковой культуры речи:
Продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи. Формируются представления детей о линейных звуковых единицах: звук- слог- слово- предложение – текст.
Дети должны уметь различать звуки по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие , твёрдые и мягкие. Продолжается обучение по звуковому анализу слова (ребёнок должен уметь выделять звук в начале, середине и конце слова), вычленять шипящие и свистящие звуки в начале слова, находить одинаковые звуки в разных словах. Уметь анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя слогами, определение количества слогов. Нахождение слов сходных по звучанию.
Формирование грамматического строя речи.
При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имён прилагательных и имён существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном наклонении). Ребёнок должен уметь образовывать слово по образцу: весёлый – весело; быстро…(быстрый). Уметь образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами (это помогает различать смысловые оттенки слова): берёза- берёзка- берёзонька. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал –подбежал) и имён прилагательных (умный – умнейший) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания. В старшей группе вводится новый вид работы - ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты. Дети должны ориентироваться в способах словообразования и словоизменения.
Словарная работа.
Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря.
Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова. Дети должны подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетанию (весёлый мальчик – радостный; Маша и Саша – дети, друзья), к определённой ситуации (на дне рождения веселятся, радуются) , предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий ( шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки глаголов. Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек –молодой), к отдельным словам (лёгкий – тяжёлый). Из отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики , явления, персонажа, их качества и действия.
Связная речь.
Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. Связная речь отражает уровень развития ребёнка, показывает уровень овладения словарём, грамматическим строем, звуковой культурой речи. В старшей группе воспитывается активное произвольное внимание к речи, совершенствуется умение вслушиваться в обращенную речь, слышать ошибки в чужой и своей речи. Дети должны уметь отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Составлять небольшие рассказы - описания о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану, связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины. Дети должны уметь пересказывать хорошо знакомые сказки и короткие тексты. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст (желательно без помощи взрослого), интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделённый на три части – зелёную (начало), красную (середина) и синюю ( конец), по которой дети составляют текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД коммуникация + познание для детей 6-го года жизни, старшая группа Тема: «Мы играли, сочиняли»
Закреплять умение детей составлять сказку на предложенную тему, с опорой на план-схему, используя в речи сложные предложения разных видов....
Итоговое занятие в конце года в подготовительной группе с воспитанниками с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) «Путешествие в страну Знаний»
Итоговое занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе....
Из опыта работы "Анализ умения детей придумывать рассказы из опыта" (старшая группа)
Приведены результаты эксперимента по выявлению умения составлять рассказы из личного опыта в старшей группе....
Памятка для родителей «ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»
Памятка для родителей «ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»...
Консультация с родителями на тему: «Что должен знать и уметь ребенок к концу года в старшей группе"
Что должен ребёнок знать и уметь к концу года в старшей группе....
Знания и умения детей к концу учебного года (от 4 до 5 лет)
Знания и умения детей к концу учебного года по пяти образовательным областям...
Консультация для родителей " Знания и умения детей 5-6 лет к концу учебного года"
Консультация для родителей " Знания и умения детей 5-6 лет к концу учебного года"...