Знания и умения детей к концу года в старшей группе.
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Калягина Елена Сергеевна

 Родной  язык  играет  уникальную  роль  в  становлении   личности   человека.  

Дошкольный  возраст – это  период  активного  усвоения  ребёнком  разговорного  языка,  становления  и  развития  всех  сторон  речи:  фонетической,  лексической,  грамматической.  Полноценное  овладение  родным  языком  в  дошкольном  детстве  является  необходимым  условием  решения  задач  умственного,  эстетического, и  нравственного  воспитания  детей  в  максимально  сензитивный (благоприятный) период  развития.  Чем  раньше  будет  начато  обучение  родному  языку,  тем  свободнее  ребёнок  будет  им  пользоваться  в  дальнейшем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaniya_i_umeniya_detey_k_kontsu_goda_v_starshey_gruppe.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Знания и умения детей к концу года в старшей группе.

 Родной  язык  играет  уникальную  роль  в  становлении   личности   человека.  

Дошкольный  возраст – это  период  активного  усвоения  ребёнком  разговорного  языка,  становления  и  развития  всех  сторон  речи:  фонетической,  лексической,  грамматической.  Полноценное  овладение  родным  языком  в  дошкольном  детстве  является  необходимым  условием  решения  задач  умственного,  эстетического, и  нравственного  воспитания  детей  в  максимально  сензитивный (благоприятный) период  развития.  Чем  раньше  будет  начато  обучение  родному  языку,  тем  свободнее  ребёнок  будет  им  пользоваться  в  дальнейшем. 

Воспитание  звуковой  культуры  речи:

         Продолжается  работа  над  звуковой  и  интонационной  стороной  речи. Формируются  представления  детей о  линейных  звуковых  единицах:  звук- слог- слово- предложение – текст.  

Дети  должны   уметь различать  звуки  по  их  качественной  характеристике:  гласные  и согласные,  звонкие   и глухие ,  твёрдые и  мягкие.  Продолжается  обучение  по звуковому  анализу  слова (ребёнок должен  уметь  выделять  звук  в  начале,  середине и конце  слова),  вычленять  шипящие  и  свистящие  звуки  в  начале  слова, находить  одинаковые  звуки  в разных  словах.  Уметь  анализировать  слова  различной  слоговой  структуры:  называние  слов  с  одним,  двумя,  тремя  слогами,  определение  количества  слогов.  Нахождение  слов  сходных  по  звучанию.

Формирование  грамматического  строя  речи.

        При  формировании  грамматического  строя  речи старших  дошкольников  необходимо обучать  их  тем  грамматическим  формам,  усвоение  которых вызывает  у  них  трудности:  согласование  имён  прилагательных  и  имён  существительных,  образование  трудных  форм  глагола  (в  повелительном  наклонении). Ребёнок  должен  уметь  образовывать  слово  по  образцу:  весёлый – весело;  быстро…(быстрый).  Уметь образовывать  имена  существительные  с  увеличительными,  уменьшительными,  ласкательными суффиксами (это помогает различать  смысловые  оттенки  слова):  берёза- берёзка- берёзонька.  Различение  смысловых  оттенков  глаголов  (бежал – забежал –подбежал) и имён  прилагательных (умный – умнейший)  развивает умение  точно  и  уместно  использовать  эти  слова  в  разных  типах  высказывания.  В старшей  группе  вводится  новый  вид  работы -  ознакомление  со  словесным  составом  предложения.  Подведение  детей  к  пониманию  того,  что  речь  состоит  из  предложений,  предложения  из  слов, слова  из  звуков, т. е. выработка  у  детей  осознанного  отношения  к  речи, является  необходимой  подготовкой  к  усвоению  грамоты.  Дети  должны  ориентироваться  в    способах  словообразования и словоизменения. 

Словарная работа.

     Продолжается  работа  по  обогащению,  уточнению  и активизации  словаря.

Большое  внимание  уделяется развитию  умений  детей  обобщать,  сравнивать,  противопоставлять.  В  словарь  детей  вводятся  слова,  обозначающие  материал,  из  которого  сделан  предмет  (дерево,  металл, стекло),  широко  используются  загадки  и  описания  предметов,  их  свойств,  качеств  и  действий.  Особое  внимание  уделяется  работе  над  смысловой стороной  слова.   Дети  должны  подбирать  слова,  близкие  по  смыслу  к  словосочетанию (весёлый  мальчик – радостный;  Маша  и  Саша – дети,  друзья),  к  определённой  ситуации  (на  дне  рождения  веселятся,  радуются) , предложения  со  словами  синонимического ряда,  обозначающими  нарастание действий ( шепчет,  говорит,  кричит), дети осознают оттенки  глаголов.  Важное  место  в  развитии  словаря  занимает  работа  над  антонимами, вследствие  которой  дети  учатся  сопоставлять  предметы  и  явления  по  временным  и  пространственным  отношениям  (величине,  цвету,  весу,  качеству).  Они  подбирают  слова, противоположные  по  смыслу,  к  словосочетаниям  (старый дом – новый,  старый  человек –молодой), к  отдельным  словам  (лёгкий – тяжёлый).   Из  отдельных  упражнений на  подбор  синонимов,  антонимов,  многозначных  слов  дети  переходят   к  составлению  связных  высказываний,  используя  все  названные  характеристики  ,  явления,  персонажа,  их  качества и  действия.                                                

     Связная  речь.                                                                   

     Одной  из  главных  задач  речевого  развития  дошкольников  является  задача  развития   связной  речи.  Связная  речь  отражает  уровень  развития  ребёнка,  показывает  уровень  овладения  словарём,  грамматическим  строем,  звуковой  культурой  речи.  В  старшей  группе  воспитывается  активное  произвольное  внимание  к  речи,  совершенствуется  умение   вслушиваться  в  обращенную  речь,   слышать   ошибки  в  чужой  и  своей   речи.       Дети  должны  уметь     отвечать  на  вопросы    кратко  и  полно,   задавать   вопросы,  вести  диалог,  выслушивать  друг  друга  до  конца.   Составлять   небольшие   рассказы - описания  о  предметах  и  объектах  по  образцу,  алгоритму,  предложенному  плану,  связно  рассказывать   о  содержании   серии  сюжетных  картинок  и  сюжетной  картины.  Дети  должны  уметь  пересказывать  хорошо  знакомые  сказки  и  короткие  тексты.  В  пересказывании   литературных   произведений  (сказки  или  рассказа)  дети  учатся  связно,  последовательно  и  выразительно  излагать    готовый   текст    (желательно  без  помощи  взрослого),  интонационно  передавая  диалог  действующих   лиц  и  характеристику  персонажей.  Для  закрепления  представлений  о  структуре  рассказа  можно  использовать   модель:  круг,   разделённый  на  три  части – зелёную  (начало),  красную  (середина)  и  синюю ( конец),  по которой  дети  составляют   текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД коммуникация + познание для детей 6-го года жизни, старшая группа Тема: «Мы играли, сочиняли»

Закреплять умение детей  составлять сказку на предложенную тему,  с опорой  на план-схему,  используя в речи сложные предложения разных видов....

Из опыта работы "Анализ умения детей придумывать рассказы из опыта" (старшая группа)

Приведены результаты эксперимента по выявлению умения  составлять рассказы из личного опыта в старшей группе....

Памятка для родителей «ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»

Памятка для родителей «ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА»...

Знания и умения детей к концу учебного года (от 4 до 5 лет)

Знания и умения детей к концу учебного года по пяти образовательным областям...

Консультация для родителей " Знания и умения детей 5-6 лет к концу учебного года"

Консультация для родителей " Знания и умения детей 5-6 лет к концу учебного года"...