Обучение грамоте (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель:Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
Задачи:
Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.
Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,мяч, кроссворд, изображение королевы Азбуки и маленьких человечков, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, блокноты для детей.
Ход занятия
Воспитатель: Игра:
"Перекличка"(с мячом).
Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук.(Дети называют свои имена и садятся).
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается. Дорога нас привела на гору«Умников», на которой в красивом замке живет маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой. Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас жители замка.
к | а | р | а | н | д | а | ш | |||
р | е | з | и | н | к | а | ||||
б | у | к | в | ы | ||||||
г | л | о | б | у | с | |||||
к | н | и | г | а | ||||||
р | а | н | е | ц |
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный …
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы? (читающие дети узнают имя королевы).
- Выполняется звуковой анализ слова Азбука
- Деление слова на слоги
- Выделение ударного слога
Разминка.
«Слушай внимательно»
Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т.д.), то дети должны махать руками, как птицы.
Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц), то детям нужно имитировать движения этих животных;
Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т.д.) дети должны ползать по комнате.
Воспитатель:(На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»). Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте.
Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:
- большой — маленький,
- толстый — тонкий,
- веселый — грустный.
Воспитатель:Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.
Игра «Хитрые слова».
Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Воспитатель: А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель вместе с детьми вспоминают такие слова и назвать их.)
Самолет — аэроплан, аэробус.
Родник— ключ, источник
Камень — булыжник.
Гора — скала.
И т. д.
Воспитатель: Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс.Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово «завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов.Слово «брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной.
А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке,
Может, норка возле норки?
Нет нигде, пропал и след.
Норка здесь, а норки нет.
Воспитатель: Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов. Давайте еще раз вспомним группы таких слов:
- Слова, противоположные по значению;
- Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;
- Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.
Физкультминутка
Игра «Что делает предмет?»(проводится на ковре)
Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
Например:
нож, ножницы — режут;
карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
мыло — мылит;
молоток — стучит.
топор – рубит
пила - пилити т. д
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки, встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.
Вот перед вами на доске слоги. Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам).Давайте прочитаем их:
УК, ОМ, АМ,
СЫ, РЭ, ПИ
Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце.(дети, при помощи воспитателя образовывают новые слова и читают, что получилось).
Варианты:ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР РЭП, ПИР и т.д.
Игра «Буква заблудилась»
Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Воспитатель: Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.
- Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
- На виду у детворы
Крысу красят маляры.
- Сели в ложку и айда,
Плаваем туда-сюда
Воспитатель:
- С какими словами мы сегодня познакомились? (с «хитрыми» словами)
- Какие группы «хитрых» слов вы узнали? (слова, противоположные по
смыслу, слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же, слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень нами довольны и приготовили небольшие подарки.
(блокноты). Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы с вами отправимся на поляну ребусов. Научимся их разгадывать. Будет очень интересно. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев горы Умников за новые знания, которые мы получили в их замечательном замке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...
Конспект итогового комплексного занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение составлять и решать задачи, знание геометрических фигур.2. Совершенство...