Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «В гостях у звука [Э]».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Задачи:

  • познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его   классификация;    
  • развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;          
  • закреплять умение   составлять слова, их звуковые схемы , делить слова  на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;
  • упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evuk_i_bukva_e.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В гостях у  звука [Э]».

Задачи:

  • познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его   классификация;    
  • развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;          
  • закреплять умение   составлять слова, их звуковые схемы , делить слова  на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;
  • упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.

Ход

I. Организационный момент.

(На столе разложены игрушки)

- Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и станьте в круг. (дети выполняют задание)

- Задание: назвать выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.

II. Вступительная часть.

- Ребята, сейчас у нас  вами занятие  обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

-Чем отличаются звуки от букв?

-Какими бывают звуки?

-Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

-Какие звуки называют согласными?

-Какими бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)

Игровое упражнение «Назови парный звук»

Цель: закрепить знание парных согласных звуков.

Ход: В-ль называет звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.

Б – П        З - С              В - Ф              Г -  К                Ж - Ш         Д – Т                      

III. Основная часть.

1.Знакомство с новым звуком .

- Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:

Эрик с дедушкой гуляли в лесу. 

Эрик громко крикнул: «э-э-э»,  а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».

— Кто там кричит? — спросил Эрик.

— Это эхо,— сказал дедушка.

- Ребята, а как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)

- А как ответили ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)

- Сегодня мы с вами выучим новый звук [Э].

- Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)

- Почему вы так думаете?

2.Артикуляция звука [Э].

Язычок услыхал, как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит свободно и не встречает на своём пути никаких преград.

Как повторял Язычок?  (Дети повторяют звук [Э].)

3.Игровое упражнение «Услышь звук»

Цель: закреплять умение выделять на слух слова с заданным звуком.

Ход: В-ль называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].

(читаю слова: стол, дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул, книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)

4.Знакомство с буквой Э.

- Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь  каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):

Э

Это - Э:

С открытым ртом

И большущим языком.

(Г.  Юдин)

5. Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. ( Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева  направо, вниз,  закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют  за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,               

Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»                           

На работу им пора..
Методические указания:
Разгибаем пальчики, начиная с большого

Расставить пальчики пошире

 Произвольно пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли.
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).

- Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты).  Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

Конверт 1, задание 1.

Игровое упражнение «Составь картинку»

Цель: закреплять умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить место определённой буквы в слове, делить слово на слоги,  выполнять задание слаженно, дружно.

Ход: на столе разложены разрезанные картинки. Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей  (экскаватор и электричка). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить ударный.

Конверт 2, задание 2.

Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».

Цель: развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое мышление, сообразительность.

Ход: В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные там слова.  Каждое составленное слово делится на слоги.

   Бабочка

 Экран

 Гроза

 Эскимос




Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.  (Дети выполняют упражнения глазами).

 Конверт3, задание 3.

 Работа в разрезных азбуках.

1. На палочке, в бумажке,

 В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?., (эскимо)

Отгадать загадку. Составить слово  в кассе, составить звуковую схему.             

Звуков 6, букв 6.

2. В тёмном бору, за любою сосною

Прячется дивное диво лесное

Крикну:"Ау!" и оно отзовётся,

Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)

Отгадать загадку. Составить слово  в кассе, составить звуковую схему.              

Звуков 3, букв 3.

Конверт 4, задание 4.

Игровое задание «Подели на слоги».

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Ход: В-ль раздаёт индивидуальные  картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера.  Детям нужно поделить слово на слоги  и закрасить внизу столько квадратиков, сколько слогов в данном  слове).. При подведении итога разобрать несколько вариантов задания.

         http://mdou22balakovo.ucoz.ru/018c8142998b.png      http://mdou22balakovo.ucoz.ru/db1034aae003d5957a4cf45662788aee.jpg

-Молодцы, ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать и показать.

III. Итог.

-Ребята, с каким новым звуком мы сегодня  познакомились? 
- Какой это звук? 

- Русских слов на букву Э 
мало в нашем словаре: 
эй, и эх, и эта. 
А экватор, эстафета, 
электричество, экран 
к нам пришли из дальних стран. 
Но язык наш к ним привык, 
стал богаче наш язык.

Рефлексия:    

  • дети, которым понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат
  • дети, которым занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат
  • дети, которым занятие не понравилось, поднимают красный квадрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В гостях у царицы Грамматики"________________________________________

Программное содержание.Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения составлять предложения по опорным слов...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Грамотеи»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитыват...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе №3 «В гостях у королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучени...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема « В гостях у Королевы Знаний»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к...