Звук [з] и буква Зз
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук [з] и буква Зз».
Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуком и буквой З.
Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов и слов с новой буквой.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Оборудование: Магнитные буквы, синие и зелёные флажки. Контейнер с материалом для анализа предложений.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Упражнение «Собери буквы – составь слова».
Педагог встречает детей, организует приветствие, на столе рассыпаны буквы.
Я хочу проверить, узнаете ли вы все пройденные нами буквы. Сейчас мальчики соберут согласные буквы, а девочки – гласные.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу, а потом составляет слова: носок, капуста, гуси, сова. Дети читают слова по предложению педагога.
Попробуйте вы составить слова из тех букв, что собрали.
Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу.
2. Игра «Громко хлопай».
Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще др.
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зноя.
(Звук [з]). Давайте произнесем звук [з] все вместе. (…..)
Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [з] – гласный или согласный. (…)
Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…)
Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой. (…). Твердый или мягкий? (…). Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь внимательно послушайте меня и хлопайте, как только услышите звук [з].
Материал: з, с, д, з, ж, з, т, ц, з, с; зап, ду, со, зу, жа, зо, то; зубы, сова, коса, ваза, жужжать, звенеть, звонкий, острый, светлый.
Молодцы!
3. Упражнение «Кто скорее?»
А теперь поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. З, а. что получилось? (…).
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: зу, зи, ваза, зубы, тазы, зонт.
4. Работа по букварю.
Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Под зонтом гуляет Зоя,
Зоя прячется от зноя.
В каких словах этого стихотворения есть звук [з]? (…). Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Зз. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит? (Значит, буква Зз обозначает два звука: [з] и [з’]). Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы четыре буквы, составим из них слово и узнаем, кто прячется за забором.
Дети находят буквы к, о, з, а и составляют слово коза.
Молодцы. А теперь давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны? (Два полукруга). Как они расположены? (Они повернуты влево и стоят один на др.).
Дети выходят к доске и составляют по одной букве З.
Переверните страницу, давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (За,.. зуб, …, магазин). Прочитайте слова под картинками. (Таз. Воз.) Что такое воз? (Это телега, повозка). (Зонт. мимоза). Что такое мимоза? (Это растение. Цветы мимозы дарят на 8 Марта). Теперь прочитаем предложения по картинками. (…….) Молодцы! Вы сегодня хорошо читали.
5. Подвижная игра «Маляр».
Я с ведром иду во двор Маршируют по кругу др. за др.
Красить бабушкин забор.
Я без дела не сижу, Встают лицом в круг, показывают, как красят забор.
Кистью сверху вниз вожу.
Крашу столбики, ворота, На каждое название загибают пальцы на обеих руках,
И забор до поворота, начиная с больших.
И скамейку под окошком,
И совсем немножко кошку.
Красной краски стало мало, Разводят руками, пожимают плечами.
На меня она попала.
На ладошки, на макушку, Загибают по одному пальцу сначала на правой,
На нос, волосы и ушки. потом на левой руке, начиная с больших пальцев.
На живот, коленки, спинку.
На кусты и на тропинку.
Тихо бабушка сказала: Разводят руками, пожимают плечами.
«Лето красное настало…»
6. Работа в тетради.
Посмотрите на страницу слева. Что вы видите в ее верхней части? (Замок, зонт, большую и маленькую буквы Зз). Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…)
Дети раскрашивают буквы.
А теперь подумайте, как правильно раскрасить замок и зонт. Выполняйте задание.
Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву З в воздухе.
Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Зз. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу верхний полукруг, а потом нижний. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
Дети выполняют задание.
Теперь каждый из вас выполнит задание на различение звуков [з] и [з’] в своей тетради. Посмотрите на нижнюю часть соседней страницы. Обведите картинку, в названии ко-ой есть звук [з], синим карандашом, а картинку со звуком [з’] – зеленым карандашом.
Дети выполняют задание.
7. Упражнение «Разноцветные флажки». С помощью флажков вы покажете мне, как умеете различать звуки [з] - [з’].
Услышав звук [з], поднимайте синий флажок, услышав звук [з’], поднимаете зеленый флажок.
Цепочка слов: замок, забор, бульдозер, возить, железный, забивать, разравнивать, зубы, козел. Дети поднимают соответствующие флажки.
8. Упражнение «Волшебный цветок».
Педагог достает цветок с разноцветными лепестками.
У меня есть волшебный цветок. Оторвите по одному лепестку, переверните их и прочитайте слова. (…). Пройдите к доске и составьте предложения из этих слов.
Дети составляют предложение. Педагог добавляет знаки препинания.
Прочитайте предложение. (…). Очень хорошо. Молодцы.
9. Упражнение «Выложи схему».
Давайте сосчитаем слова в составленном нами предложении и выложим его схему. Перечислите слова по порядку. (…). Каждое слово на схеме мы будем обозначать вот такой полоской. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Кроме того, в нашем предложении первое слово – это имя, значит, мы возьмем вот такую полоску «с трубой». Для остальных слов – обычные полоски. Не забудьте про «.» и «,». Они вот на таких фишках. Составляйте схему.
Дети выкладывают схему.
Молодцы! Разберите схему.
10. Игровое упражнение «Эхо».
Поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слог или слово со звуком [с], а вы будете заменять звук [с] на звук [з].
Материал: са-за, со-зо, су-зу, сы-зы, си-зи, коса-коза, суп-зуб, Сима – зима.
11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...