Учебно-методическое пособие "Организация зоны речевого развития в младшей и средней группах детского сада".
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему
Создание "Подготовленной среды" (М.Монтессори) для развития речи детей и предоставления ребенку условий для самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_zony_rechevogo_razvitiya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
«Организация зоны речевого развития
в младшей и средней группах детского сада».
Автор: Покровская И.В.,
воспитатель ГБДОУ Детский сад №3.
Сенситивным периодом, т.е. периодом наиболее интенсивной воспри-имчивости, в развитии языка, по наблюдениям М. Монтессори, является возраст между двумя и семью годами. И, следовательно, развитие речи детей – это одна из основных задач развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие всех компонентов устной речи: формирование и активирование словаря, работа над звуковой культурой речи, развитие связной монологической и диалогической речи, но и способствует формированию и развитию интегративных социально-личностных качеств ребенка.
Огромное значение для ребенка в этом возрасте имеет расширение видимого им окружающего мира (и, соответственно, расширение словарного запаса, этот мир описывающего), а также утончение зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Поэтому, так важно создать «подготовленную» (М.Монтессори) среду для развития всех аспектов правильной речи и предоставить ребенку условия для само-стоятельной работы с дидактическим материалом.
Раздел 1.
Пособия на развитие фонематического слуха.
Цели:
-Прямая: научиться дифференцировать предметы по звучанию, поиск звуко- вого соответствия.
Косвенная: утончение слуха, подготовка к восприятию слова на слух и перевода его в графический знак (письмо).
- «Шумящие цилиндры».
Материал: Набор цилиндров М. Монтессори.
Необходимо сравнить цилиндры по звучанию и составить пары из одинаково звучащих цилиндров.
- «Звучащие предметы».
Материал: Короб с различно звучащими предметами (бумага, два камня, колокольчик, свисток и т.д.).
Ребенок, не глядя, отгадывает, что звучит.
- «Шкатулка с бусами».
Материал: Небольшая шкатулка с набором «бус» из различных материалов – деревянные, костяные, металлические, пластмассовые.
Ребенок учится слышать разницу (иногда очень небольшую) в звучании различных предметов.
Раздел 2.
Пособия на постановку речевого дыхания.
Цель: Выработка дыхания как основы для грудного опертого голоса.
- «Подуй на … (свечу, перышко и т. д.)».
Материал: Бумажные силуэты, у которых одна из деталей сделана из тонкой папиросной бумаги, -- свеча с огоньком, чашка с паром (горячий чай), паровозик с дымком из трубы и т. д.
- «Полетели, полетели…».
Материал: Легкие подвесные игрушки на веревочке «Бабочка», «Птичка», «Цветок», «Самолетик».
- «Колобок».
Материал: Легкий шарик желтого цвета; дорожка, проложенная (наклеенная) на столе.
Ребенок проводит «колобка» по дорожке, дуя на шарик.
- «Ветер по морю гуляет…».
Материал: Тазик с водой и легкие предметы, плавающие в воде: бумажные кораблики, ореховые скорлупки, пластмассовые шарики…
- «Мыльные пузыри».
Материал: поднос, на нем миска с мыльным раствором, одноразовые трубочки для сока.
Ребенок опускает трубочку в раствор и дует, получая «шапку» мыльных пузырей. Необходимо контролировать: вдох носом, выдох ртом через трубочку.
Раздел 3.
Пособия на развитие артикуляции.
Зеркало и опорные схемы-карточки артикуляционной гимнастики с изображением положения языка, губ и зубов.
Раздел 4.
Пособия на ЗКР, звукоподражание, пополнение словарного запаса и развитие устной речи.
Цели:
Прямые — научиться четко произносить звуки, слоги, слова. Изучение названия предметов.
Косвенные – дифференциация смыслов слов, упорядочивание и обобщение понятий. Расширение словаря.
- Маски.
- Парные картинки (или пазлы) с изображением животных и их детенышей.
- Фигурки животных и картинки с их изображением.
- Набор последовательных картинок «Что сначала, что потом» для составления краткого сюжетного рассказа.
- Игра «Слова в коробочке». В коробке лежат предметы, названия которых начинаются с одного звука: машинка, мячик, миска… Ребенок, произнося вслух названия предметов, учится выделять и узнавать отдельные звуки.
Раздел 5.
Пособия на развитие сенсомоторики.
Цели:
Прямые – ребенок осваивает различные виды движений рук и пальцев (отвинчивание-завинчивание, расстегивание-застегивание, шнуровка…) и учится манипулировать мелкими предметами.
Косвенные – совершенствование мелкой моторики, координационная работа руки и глаза, подготовка руки к письму, развитие точности движений, сосредоточенности, последовательности действий.
- Классические рамки М.Монтессори на застегивание-расстегивание пуговиц, молний, крючков, «липучек», на развязывание-завязывание бантиков.
- Различные виды шнуровок – «Дерево с листочками», «Накорми обезьянку», «Составь бусы».
- Игры с прищепками.
Материал: Корзинка с набором разноцветных прищепок; вырезанные из плотного картона детали-основы для создания образа: желтый (белый) круг-серединка для цветка и снежинки, зеленая полоска для травки, силуэт ежика (а где же его иголочки?) и т. д.
- Перекладывание бус пинцетом.
Материал: Коробка с ячейками, одна из которых имеет больший размер, и в ней лежат вперемешку все бусинки, отличающиеся друг от друга цветом и размером.
Ребенок пинцетом перекладывает бусинки по маленьким ячейкам, сортируя их по цвету и размеру.
- Катушки.
Материал: Деревянная катушка с намотанным на нее толстым шнуром (длина шнура – около 1 метра). Катушек может быть 3-4 штуки разного размера для захвата всей рукой или тремя ведущими пальцами.
- Поиск предметов в миске с крупой.
Материал: Глубокая устойчивая миска с крупой (лучше греча) и в ней небольшое количество мелких предметов (игрушки из киндер-сюрпризов).
- Волчки.
Материал: Коллекция разнообразных по форме, размеру и материалу волчков в плетеной корзине.
Раздел 6.
Рисование и «письмо».
Цели:
Прямые – учиться рисовать простые формы, штриховать, проводить направленные линии, создавать узор.
Косвенные – подготовка руки к письму.
- Классические рамки и вкладыши М.Монтессори с комплектом карандашей 3-х цветов и бумагой.
- Лабиринты М.Монтессори.
- «От точки к точке».
Материал: картинки с набором точек, цветные карандаши.
Ребенок выбирает картинку и, соединив точки, получает контур, который затем можно закрасить.
- «Обведи по контуру».
Упражнение аналогичное предыдущему, только в этом случае рука движется не от точки к точке (отрезком), а по кривой линии и, желательно, с минимальным отрывом.
- «Напиши также».
Материал: Небольшой поднос темного цвета с манной крупой. Карточки-образцы (размером с поднос) с нарисованными простыми формами и контурами.
Ребенок пальчиком рисует по образцу, самостоятельно контролируя ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для младшей и средней групп детского сада. "Наши мамы"
Сценарий праздника составлен по материалам О.А.Сивухиной. Праздник проходит в форме концерта, ведущими являются воспитатели обеих групп. Дополнительных героев нет....
Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...
Сценарий осеннего праздника для младшей и средней группы детского сада
Осенний праздник 2013 г. Сценарий для младшей и средней групп. (Дети под музыку входят в зал с листьями.)Исполняется танец с листьями.(После танца Осень собирает листья в букет.)Ведущая ( Осень):...
Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»
Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....
"В гостях у бабушки" (для детей второй младшей и средней группы детского сада).
Театрализованное представление для родителей в рамках Дня пожилого человека....
«Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»
Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»
Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...
- Мне нравится (1)