Семинар-практикум "Как научить ребенка слышать звуки?"
консультация по обучению грамоте (средняя, старшая группа) на тему
данный материал будет полезен воспитателям средних-старших групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
для родителей
«Как научить ребенка слышать звуки?»
Цель: формирование представления родителей о методах и приемах работы с детьми по обучению грамоте
- Актуальность проведения мастер-класса
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы все вместе понять и разобраться, как и зачем учить детей слышать звуки. Проблема развития фонематического слуха (т.е. способности различать, анализировать и синтезировать звуки в речи) в нашей группе актуальна. Недостаточная сформированность фонематического восприятия ведет за собой проблемы в обучении чтению и письму.
В нашем детском саду обучение грамоте проходит при помощи звукового аналитико-синтетического метода. Это значит, что ребенка знакомят со звуками родного языка, а потом с буквами.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т. е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: кэ – о – тэ
Как известно, письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям и письма (дислексии и дисграфии). В группу риска детей с нарушениями письменной речи попадают те школьники, у которых имеется:
нарушение фонематического слуха
нарушение пространственного восприятия (ребенок путает право – лево, верх – низ и т.д.);
плохая дифференциация звуков и букв
трудности осуществления звукового анализа слова
несформированность графомоторного навыка, в том числе и мелкой моторики.
- Теоретическая часть.
Итак, дорогие родители, давайте с вами вспомним:
Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими, мягкими и твёрдыми. Глухой звук образуется без участия голосовых складок. (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
- Практическая часть.
А сейчас мы с вами попробуем разобрать слова: сова, лиса, конь, яблоко. Перед вами в коробочке лежат фишки, указка, схема слова. Вам нужно:
1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
Для развития фонематического слуха мы с ребятами любим играть. Давайте и мы с вами поиграем!
Игра называется «Поймай нужный звук хлопком». Например, нам нужно «поймать» звук и. я называю слово, если в этом слове вы слышите нужный звук, вы хлопаете. Усложнение: где этот звук спрятался (в начале, в середине или в конце)?
Еще одна из игр «Цепочка слов». Это игра поможет научить ребенка слышать не только первый звук, но и последний. Например, я называю слово «зонт», следующий участник должен придумать слово на последний звук «т», например, «торт».
- Итог.
Таким образом, дорогие родители, сегодня мы с вами разобрались, что хорошо развитый фонематический слух помогает ребенку понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком наши смогут контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок» Консультация для родителейТема: «Как научить ...
Как научить ребенка слышать
Вопрос непростой. Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза. Ведь и про мужей, и про сотрудников часто можно услышать подобные жалобы: «Я говорю, говорю, а как об стенку горох. Вот как еще ...
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, ...
"Как научить ребенка слышать музыку" конспект родительского собрания
Перед родителями раскрываются важные стороны музыкального развития ребенка. Даются советы, как можно ненавязчиво вовлечь ребенка в мир музыки. Чем активнее ребенок общается с музыкой, тем более музыка...
Как научить ребенка слышать звуки
Игры для развития фонематического слуха...
Консультация на тему: "Как научить ребенка слышать звуки"
Консультация для родителей и воспитателей логопедических групп....
Консультация для родителей. Мама, я тебя не слышу! Как научить ребенка слышать и слушаться?
Психика ребенка — это чистый лист, на который родители могут записать основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того какие правила и требования вы установит...