Семинар-практикум "Как научить ребенка слышать звуки?"
консультация по обучению грамоте (средняя, старшая группа) на тему

Даньшина Ася Георгиевна

данный материал будет полезен воспитателям средних-старших групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для родителей

«Как научить ребенка слышать звуки?»

Цель:  формирование представления родителей о методах и приемах работы с детьми  по обучению грамоте

  1. Актуальность проведения мастер-класса

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы все вместе понять и разобраться, как и зачем учить детей слышать звуки. Проблема развития фонематического слуха  (т.е. способности различать, анализировать и синтезировать звуки в речи) в нашей группе актуальна. Недостаточная сформированность фонематического восприятия ведет за собой проблемы в обучении чтению и письму.

В нашем детском саду обучение грамоте проходит при помощи звукового аналитико-синтетического метода. Это значит, что ребенка знакомят со звуками родного языка, а потом с буквами.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т. е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: кэ – о – тэ

 Как известно, письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям и письма (дислексии и дисграфии). В группу риска детей с нарушениями письменной речи попадают те школьники, у которых имеется:

нарушение фонематического слуха

нарушение пространственного восприятия (ребенок путает право – лево, верх – низ и т.д.);

 плохая дифференциация звуков и букв

трудности осуществления звукового анализа слова

несформированность графомоторного навыка, в том числе и мелкой моторики.

  1. Теоретическая часть.

Итак, дорогие родители, давайте с вами вспомним:

Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими, мягкими и твёрдыми. Глухой звук образуется без участия голосовых складок. (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

  1. Практическая часть.

А сейчас мы с вами попробуем разобрать слова: сова, лиса, конь, яблоко. Перед вами в коробочке лежат фишки, указка, схема слова. Вам нужно:

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

Для развития фонематического слуха мы с ребятами любим играть. Давайте и мы с вами поиграем!

Игра называется  «Поймай нужный звук хлопком». Например, нам нужно «поймать» звук и. я называю слово, если в этом слове вы слышите нужный звук, вы хлопаете. Усложнение: где этот звук спрятался (в начале, в середине или в конце)?

Еще одна из игр «Цепочка слов». Это игра поможет научить ребенка слышать не только первый звук, но и последний. Например, я называю слово «зонт», следующий участник должен придумать слово на последний звук «т», например, «торт».

  1. Итог.

Таким образом, дорогие родители, сегодня мы с вами разобрались, что хорошо развитый фонематический слух помогает ребенку понимать самую разную речь, слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков собственной и чужой речи. С таким навыком наши смогут контролировать собственное произношение, писать без ошибок и осваивать иностранные языки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок»   Консультация для родителейТема: «Как научить ...

Как научить ребенка слышать

Вопрос непростой. Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза. Ведь и про мужей, и про сотрудников часто можно услышать подобные жалобы: «Я говорю, говорю, а как об стенку горох. Вот как еще ...

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки.Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, ...

"Как научить ребенка слышать музыку" конспект родительского собрания

Перед родителями раскрываются важные стороны музыкального развития ребенка. Даются советы, как можно ненавязчиво вовлечь ребенка в мир музыки. Чем активнее ребенок общается с музыкой, тем более музыка...

Как научить ребенка слышать звуки

Игры для развития фонематического слуха...

Консультация на тему: "Как научить ребенка слышать звуки"

Консультация для родителей и воспитателей логопедических групп....

Консультация для родителей. Мама, я тебя не слышу! Как научить ребенка слышать и слушаться?

Психика ребенка — это чистый лист, на который родители могут записать основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того какие правила и требования вы установит...